Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель: разработать и обосновать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ».
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать понятие самостоятельной работы и выявит особенности ее организации на уроках информатики;
- разработать, обобщить и систематизировать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ»;

Содержание

Пояснительная записка 3
Технология проектирования системы программированных заданий в школьном курсе «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 класса 13
Педагогические условия реализации курсового проекта «Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса» 26
Список литературы 27
Приложение 28

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект.docx

— 85.39 Кб (Скачать документ)

Анализ  педагогической литературы позволил нам  выделить четыре типа самостоятельной работы в соответствие с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся:

  • воспроизводящие – самостоятельные работы по образцу; необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и прочного их закрепления;
  • рекоструктивно-вариативные – позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания;
  • эвристические – формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца;
  • творческие – позволяют учащимся получать принципиально новые знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. [1, 211-236]

Организация самостоятельной работы на уроке  требует от учителя не меньшей  подготовки, а даже большей, когда  учебный материал он излагает сам. По мнению И.А.Зимней, самостоятельная  работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время [16 из статьи].  Для этого педагогу необходимо реализовать ряд условий и определить:

  • цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения информатики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы;
  • способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы;
  • вид упражнений;
  • методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок. [Попов]

Правильно определенные данные компоненты позволяют  организовать самостоятельную работу наиболее продуктивно, а также помогают получить более высокий результат освоения курса «Информатики и ИКТ».

Правильно организованная самостоятельная  работа способствует: углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приёмами процесса познания; развитию познавательных способностей. Кроме того, она позволяет ученикам справиться с возникшими в процессе получения знаний трудностями: недостаточное количество времени на выполнение задания, что может привести к ситуации неуспеха; не усвоение материала в связи с пропуском занятия по какой-либо причине. Также самостоятельная работа открывает возможности для детей, желающих получить более высокие результаты в освоении информатики (а также других дисциплин), желающих использовать свои знания в других предметных областях, стремящихся в саморазвитию и самосовершенствованию.

Для педагога самостоятельная работа также открывает  ряд перспектив. Учитель на основании  проверки освоения предметных результатов  через самостоятельную деятельность учащихся может судить о том, какие разделы программы класс усвоил хорошо, какие – плохо, какие ученики отстают.  Это позволит учителю судить о своих достижениях и недостатках и наметить пути их исправления в дальнейшей работе. [Самохина]

Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма учебной деятельности школьника, характеризующаяся всеми перечисленными выше её особенностями. Она позволяет формировать личность, которая умела бы самостоятельно творчески  решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Самостоятельная работа является эффективным способом организации учебного процесса, так как позволяет учащемуся самостоятельно находить и принимать решения, формирует у него информационно-поисковые навыки, способствует развитию интереса к учебно-исследовательской познавательной деятельности.

 

 

 

Технология  проектирования системы программированных  заданий в школьном курсе «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 класса

Проблема отбора содержания образования, то есть «чему учить», - одна из ключевых проблем дидактики, решая которую педагогам необходимо соблюдать ряд критериев, выделенных Ю.К. Бабанским:

  • целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности;
  • высокая научная и практическая значимость содержания;
  • соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста;
  • соответствие объёма содержания отведённому на изучение данного предмета времени;
  • учёт международного опыта построения содержания среднего образования;
  • соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. [Иванова Е.О. Теория обучения в инф. обществе]

Также подбор содержания образования в современной  школе необходимо осуществлять на основе ФГОС, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. [ФГОС]

Для того чтобы получить выпускника новой  школы, необходимо правильно организовать процесс обучения, так как он непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности.

Обучение  – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники: преподавание и учение.  При этом преподавание не рассматривается условно, так как учитель не может ограничиться только передачей знаний – он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность. [21, 147-148]

Процесс обучения организуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Главной частью образовательного процесса в школе является освоение учебной программы, построение которой строится на основе федерального компонента ФГОС. Он разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования и выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания. Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), а внутри ступеней – по учебным предметам. [Информатика. ФГОС. http://metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html]

Учебный предмет (учебная дисциплина) – система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. [Большой Энциклопедический словарь]. Школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, развивающие у учащихся личностные, предметные и метапредметные составляющие, необходимые для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающие молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе. [8]

Одной из важных на сегодняшний день учебных  дисциплин является информатика. Информатика – это комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты, получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Учебный предмет «Информатика», как самостоятельная дисциплина, является образовательным компонентом ФГОС основного общего образования и входит в предметную область «Математика и информатика». Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов. [25] Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Проникновение информатики в другие учебные дисциплины позволяет не только на качественно новом уровне решать задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладываеть фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. [связь информатики и др предметов http://informatiku.ru/seminar-v/]

Благодаря именно межпредметной направленности информатика становится дисциплиной обобщающего, методологического плана и постепенно занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе, развивая одно из приоритетных на сегодняшний день качеств – самостоятельность. [4]

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. [Большая психологическая энциклопедия] Это качество выражено в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решение и действовать по собственной инициативе, не зависимо от навязываемых знаний и способов разрешения тех или иных проблем. Самостоятельность очень значимое качество, так как позволяет формировать навыки самостоятельной работы школьников. [5, 7] Перед педагогом стоит важная задача – организовать процесс самостоятельной работы так, чтобы он положительно повлиял на развитие личности учащегося. Необходимо учесть ряд факторов: цель, форма, вид задания самостоятельной работы. Это связано с тем, что одной из проблем современной школы является разный уровень знаний и умений учащихся, что в свою очередь и будет оказывать влияние на вышеперечисленные факторы.

Одним из наиболее продуктивных решений данной проблемы является использование программированных  заданий при организации самостоятельной работы учащихся. Появление программированных заданий связано с внедрением и развитием программированного обучения в системе образования. Считается, что элементы программированного обучения встречались еще в древние времена. Их использовали Сократ и Платон. Также предпосылки данного вида обучения обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта, Дж. Дьюи. Отечественная педагогика возникновение программированного обучения относит к началу 50-х годов ХХ века и основателем определяет американского ученого Б.Ф. Скиннера. Суть его идеи заключалась в стремлении повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение И.П. Павлова, крупного советского физиолога, и учение американских психологов о бихевиоризме, появившемся в начале XX века, Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение: S – R – Р, т. е. стимул – реакция – продукт.

В основу технологии программированного обучения Скиннер положил два требования: уйти от контроля и перейти к самоконтролю и перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Появление программированного обучения в России относится  к 60-ым годаv ХХ столетия, когда в СССР в 1966 г. была проведена I Всесоюзная конференция по проблеме программированного обучения. В приказе № 380 от 6.10.1966 Министра ВиССО СССР подведены итоги этой конференции и рекомендовано администрации вузов включить в индивидуальные планы профессорско-преподавательского состава вузов время на разработку программированных учебных и учебно-методических пособий, а также на создание технических устройств программированного обучения. В разработке отдельных положений концепции программированного обучения участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и др.

[http://ru.wikipedia.org/wiki/Программированное_обучение]

На сегодняшний  день под программированным обучением  понимают систему методов и средств обучения, основой которой выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. При этом роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий.

Программированное обучение характеризуется рядом признаков:

Информация о работе Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати