Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель: разработать и обосновать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ».
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать понятие самостоятельной работы и выявит особенности ее организации на уроках информатики;
- разработать, обобщить и систематизировать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ»;

Содержание

Пояснительная записка 3
Технология проектирования системы программированных заданий в школьном курсе «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 класса 13
Педагогические условия реализации курсового проекта «Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса» 26
Список литературы 27
Приложение 28

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект.docx

— 85.39 Кб (Скачать документ)

1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;

2) расчлененность учебной части на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают выполнение каждого шага;

3) завершение каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить о том, насколько он успешен, и предложения студенту достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующего корректирующего воздействия;

4) индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

Программированное обучение строится на основе использования  различных программированных пособий, создание которых должно основываться на предложенных выше признаках. Одной из разновидностей таких пособий являются программированные задания.

Известно, что одной из важных задач учителя  является желание активизировать познавательный интерес школьников, который в свою очередь выступает в роли личностного мотива к учению. Мотивом к учению должно стать желание учащихся научиться добывать знания, задачей учителя – научить этому. Для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе, так как она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками, дает возможность развивать и совершенствовать информационные компетенции. Применение программированных заданий обеспечивает полную нагрузку каждому ученику в течение всего урока, дает возможность рационального распределения времени, что в свою очередь активизирует их деятельность через включение в самостоятельную работу, а, следовательно, позволяет формировать самостоятельность, как одно из приоритетных качеств личности сегодня.

В связи  с вышеизложенным, для реализации предметного содержания программы  курса «Информатика и ИКТ» нами был  проведен анализ учебных пособий  и программ различных авторов, по результатам которых сделаны  следующие выводы.

Учебная программа Босовой Л.Л. содержит две модели тематического планирования, примерную программу базового курса «Информатики и ИКТ» для учащихся 5-7 классов, методическое пособие «Информатика и ИКТ 5-7 классы», ЦОР, учебники, рабочие тетради. Данный учебно-методический комплекс (УМК) рекомендован Министерством образования РФ на основании письма «№ 2080 от 24 декабря 2010 г». Учебно-тематический план изучения курса информатики в 5 классе ориентирован на первую ступень школьного образовательного процесса  по «Информатике и ИКТ» - пропедевтический курс. Пропедевтика (от греч. – предварительное обучение) – это вводный курс, систематически и элементарно изложенный. Являясь начальным этапом обучения информатике, он носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. [16]

При изучении информатики в пропедевтическом курсе (в нашем случае в 5 классе) школьники целенаправленно осваивают  приемы и способы работы с информацией, что впоследствии служит прочной основой использования полученных знаний на других уроках,  как материала для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения. [5, 7]

При построении системы программированных заданий, позволяющих организовать самостоятельную  работу, следует учитывать возрастные  и индивидуальные особенности учащихся. Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии человека. Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка, как в семье, так и в школе. Переход из одной ступени обучения в другую (в нашем случае переход из младшего звена в среднее) также считается переломным этапом. Поэтому перед учителем стоит важная задача – завоевать доверие учащихся, создать атмосферу, благоприятную для обучения.

Также необходимо обращать внимание на физическое развитее школьника, так как организм ребенка в младшем и среднем школьном возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих условий: необходима организация перерывов в работе с использованием физических упражнение, упражнений для глаз. [22, 27-30]

Важно знать  и помнить, что все дети разные: фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы преподавателем. Прежде всего, учащиеся имеют различный тип нервной системы, поэтому необходимо учитывать эту особенность при организации самостоятельной работы учащихся (например, сангвиники отличаются быстротой реакции, а флегматики - медлительностью). Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти, другие – слуховой, третьи – зрительно-двигательный и др. У одних наглядно-образное мышление, у других – абстрактное. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим – на слух; одним требуется конкретное представление материала, другим – схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей, ведь степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит от того, насколько процесс усвоения строится с учетом всех указанных особенностей данного учащегося. [22, 27-42]

Таким образом, можно сделать вывод, что наша система программированных заданий разработана с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся 5 класса, с учетом условий организации уроков информатики в пропедевтическом курсе.

Программа обучению информатики в 5 классе Л.Л. Босовой рассчитана на 34 часа по одному часу в неделю. (см. Приложение №2) Обучение предмету разделено на разделы: «Человек и информация», «Компьютер и информация». Изучение каждого раздела подразумевает организацию теоретических занятий, практических, лабораторных и самостоятельных работ, организацию контрольно-оценочных работ. Создание системы программированных заданий обусловлено тем, что ее использование для организации самостоятельной работы учащихся объединяет в себе несколько видов работы (теоретическое изучение материала, выполнение практических заданий, заданий на проверку усвоенного материала). Это в свою очередь влияет на уровень усвоения учебного материала. Наша система программированных заданий будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы,  повышению результатов обученности школьников.

Рассмотрим  понятие, компоненты, структуру системы  заданий для учащихся 5 класса. Д.Н.Ушаков в толковом словаре русского языка  определяет задание как возложенную на кого-нибудь задачу, поручение. В Российской педагогической энциклопедии В.В. Давыдова дается трактовка понятию учебное задание – это разнообразные по содержанию и объему виды самостоятельной работы, выполняемой учащимися по указанию учителя, неотъемлемая часть процесса обучения и важное средство его активизации. Учебные задания выстраиваются в соответствие с этапами обучения (первичное ознакомление с образовательным материалом, усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, закрепление усвоенных знаний, умений и навыков, применение полученных знаний на практике, проверка знаний, умений и навыков) и способствуют развитию интеллекта, познавательных процессов у учащихся, проявлению навыков самостоятельной работы.

В современной  педагогике отечественными авторами Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской выстроена  классификация заданий по разным личным основаниям: по характеру требований (найти неизвестное; сконструировать; доказать); по составу исходных данных (с необходимыми данными; с избыточными данными; с недостающими данными); по способу решения (качественные; вычислительные; графические; экспериментальные); по характеру деятельности (репродуктивные; частично реконструктивные; творческие). (см. Приложение №3).

Содержание и объем  заданий определяется целями урока, ходом работы по темам учебной программы  и необходимостью привлечения вспомогательных средств усвоения знаний. Использование заданий выстроено в системе. Систему определяют как совокупность объектов, объединенных связями так, что они существуют, функционируют как единое целое. Исходя из трактовки понятий «система», «задание», можно сформулировать определение «системы заданий» - это совокупность задач, поручений, объединенных общей целью и функционирующих как единое целое.

Программированные задания  в совокупности составляют систему  заданий, основанную на принципах, методах, формах и средствах программированного обучения. Они строятся по схеме:

  1. теоретическая часть, позволяющая изучить основные моменты темы;
  2. тренировачная часть, предполагающая систематизацию и обобщение изученного материала, отработку необходимых умений;
  3. контрольная часть, в которой организуется проверка уровня усвоения материала учащимся.

Разработанная нами система программированных  заданий содержит следующие компоненты:

  • титульный лист;
  • введение;
  • блоки программированных заданий, в которые входят 3 группы заданий по разделу «Информация», построенных по схеме программированных.

При разработке программированных заданий необходимо учитывать ряд принципов и  методов:

  • принцип преемственности – необходимо опираться на знания и навыки, полученные детьми ранее;
  • сочетание принципов научности и доступности – материал, предложенный в системе программированных заданий должен соответствовать прочно установленным в современной науке положениям и при этом должен быть представлен на языке, понятном учащемуся определенной возрастной категории (в нашем случае учащимся 5 класса);
  • принцип систематичности и последовательности – представляемые материалы должны доводиться до системности в сознании учащихся, поэтому они должны быть связаны определенным критерием и последовательно представлены;
  • принцип вычленения конкретных ориентиров – идея П.Я. Гальперина, который выделял 3 типа ориентиров: образцы действий (показ), описания способа выполнения действий (объяснение), опорные точки правильного выполнения действий (подкрепление;
  • принцип связи теории и практики – программированные задания должны быть направлены на правильное использование теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях;
  • метод приобретения новых знаний, метод формирования умений и навыков по применению знаний на практике, метод проверки и оценки знаний, умений и навыков реализуются непосредственно через содержание программированных заданий;
  • метод программированного обучения, так как построение системы программированных заданий построено на принципах программированного обучения;
  • метод упражнений – для лучшего усвоения материала необходимо многократное выполнение действий, в чем и заключается метод упражнения; этотренировка в применении усвоенного материала на практике, следовательно, углубление знаний, выработка соответствующих умений и навыков, а также развитие мышления и творческих способностей. [педагогики]

Организация самостоятельной работы с применением  программированных заданий предусматривает:

1) правильный  отбор и разбиение учебного  материала на небольшие порции;

2) частый  контроль знаний: как правило,  каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием;

3) переход  к следующей порции лишь после  ознакомления учащегося с правильным  ответом или характером допущенной им ошибки;

4) обеспечение  возможности каждому ученику  работать со свойственной ему, индивидуальной, скоростью усвоения (т. е. реализацию на деле индивидуального подхода в обучении), что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.

Программированные задания способствуют реализации основных требований к уровню подготовки учащихся по предметной области «Математика и информатика», выделенных на основе ФГОС ООО:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе;
  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,  пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах. [ФГОС]

В связи  с вышеизложенным, мы можем сделать  вывод, что разработанная нами система программированных заданий обеспечивает создание оптимальных условий для формирования навыков самостоятельной работы учащихся 5 класса.

Информация о работе Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати