Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики, физики и информатики в другие отрасли знания.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Межпредметные связи………………………………………………6
1.1. Проблема во взглядах различных педагогов……………………………6
1.2.. Реализация межпредметных связей на основе
технологического подхода…………………………………………………….8
1.3. Роль учителя и ученика в организации
межпредметных связей………………………………………………………..11
Глава 2 Связь информатики с различными предметами……………………14
2.1. Связь информатики и физики……………………………………………14
2.2. Связь информатики и математики………………………………………16
2.3. Информатика в гуманитарных школьных предметах……
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная
Институт физико-
Кафедра теоретических основ информатики
«Межпредметные связи курса информатики»
Курсовая работа
Барнаул 2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Межпредметные связи……………………………
1.1. Проблема во взглядах различных педагогов……………………………6
1.2.. Реализация межпредметных связей на основе
технологического подхода………………
1.3. Роль учителя и ученика в организации
межпредметных связей………………………………………………………..
Глава 2 Связь информатики с различными предметами……………………14
2.1. Связь информатики и физики……………………………………………14
2.2. Связь информатики и математики………………………………………16
2.3. Информатика в гуманитарных школьных предметах…………………18
Приложение 1…………………………………………………………………19
Приложение 2…………………………………………………………………21
Приложение 3…………………………………………………………………25
Приложение 4…………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
В настоящее время,
пожалуй, нет необходимости док
Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Кроме того, межпредметных связей способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе
определяется учебной программой. В рубрике «Межпредметные связи»
программа одиннадцатилетней средней школы включает вопросы, изученные по другим предметам. Перечень этих вопросов помогает учителю определить, на какие знания по другим предметам нужно опираться при изучении тех или иных тем курса. Отсюда важность сопоставительного рассмотрения фактов, выявления не только их сходства, но и известного различия в пределах определенного единства (элементы фонетического строя языков, отражение того или иного исторического явления в произведениях литературы, живописи, киноискусства и т.д.).
Не каждый из изучаемых фактов служит базой для теоретических обобщений: есть факты, например, в истории, имеющие самостоятельную ценность. Но осмысление и обобщение фактов, как и превращение понятий частных наук в общенаучные, — закономерность науки. Познавая многие факты, учащиеся поднимаются к обобщениям — философским, экономическим, политическим и т.д., к пониманию идей, теорий, законов, к овладению понятиями. Так например, изучая предметы естественнонаучного цикла, они приходят к пониманию теории строения вещества, законов сохранения.
Задача в том, чтобы учащиеся постигли целостную научную картину явления, более того — целостную научную картину мира и поняли роль и место в этой картине изученного явления.
Генетически межпредметные связи восходят к межнаучным связям, а в
конечном итоге — к наиболее общей закономерности существования мира —
всеобщей связи явлений. В настоящее время происходят глубинные процессы взаимопроникновения и интеграции наук и вместе с тем их дифференциации.
Сама «дифференциация научного знания оказывается в диалектическом смысле слова формой проявления интеграции, поскольку новые направления
исследований «стирают» традиционно установившиеся границы между
различными науками» Возникают связующие науки — биохимия, биофизика; синтезирующие науки — кибернетика. Все большее влияние на естественные науки оказывают науки гуманитарные. Вместе с возрастанием человеческого фактора в социально-экономической жизни возрастает роль и влияние общественных наук, прежде всего философии как наиболее общей теории развития природы, общества, мышления, затем психологии, лингвистики, эстетики, логики и т.д. на стыках естественных и общественных наук возникают новые: математическая экономика, экономическая кибернетика, техническая эстетика, прикладная лингвистика.
Концепции и методы одной науки следует использовать в другой осторожно,
строго критически, переосмысливая и видоизменяя их в соответствии с
задачами и спецификой данной науки, с учетом диалектики взаимопереходов.
Тенденции и выводы науки
следует учитывать при
межпредметных связей в высшей школе.
Проблема межпредметных связей во взглядах различных педагогов.
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком
прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение
грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк — истории и
географии.
В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие педагоги. В советское время много внимания
межпредметным связям уделяла Н. К. Крупская.
«Комплексность комплексности рознь,— писала она в 1932 г. в «Методических заметках». Есть комплексность, которая затем меняет реальные связи и опосредствования, которая связывает воедино вещи, ничего общего между собой не имеющие и есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных связей между различными областями явлений и тем способствующая выработке цельного материалистического мировоззрения»
Комплексные программы 20-х гг. явились показателем стремления передовой
педагогической общественности покончить с разобщенностью, с изоляцией
учебных предметов. И хотя эти программы не оправдали возлагавшихся на
них надежд, сама идея комплексности, но может быть отброшена и сейчас. Новый подъем интереса к проблеме межпредметных связей наблюдается в связи с научно-технической революцией.
Все больший интерес к межпредметным связям проявляют учителя.
Накапливается большой практический опыт. Некоторые пути осуществления
межпредметных связей намечены в новых типовых программах.
Участие межпредметных связей в развитии познавательных способностей,
активности, умственной деятельности содержится в трудах Ананьева Б.Г.,
Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л. и др. Однако не все аспекты проблемы
исследованы с достаточной точностью. До сих пор нет более или менее
точного общепризнанного
определения межпредметных
В практике школы реализуются главным образом бинарные, в редких случаях тринарные связи (между двумя или тремя предметами). Не разработаны связи межцикловые (гуманитарных и естественнонаучных предметов). Научно не обоснована практическая методика межпредметных связей. Решение этих вопросов возможно лишь на путях тесного сотрудничества ученых, занимающихся проблемой, с одной стороны, и учителей массовой школы — с другой.
Реализация межпредметных связей на основе технологического подхода.
Одним из направлений модернизации процесса обучения становится технологический подход. К его преимуществам относится увеличение объема самостоятельной работы учащихся в процессе обучения, индивидуализация темпа изучения предметов разными учащимися, эффективный самоконтроль и самооценка результатов обучения на всех его этапах. Технологический подход позволяет частично решить дидактическую задачу формирования и развития способностей, значимых для учащихся профильных образовательных учреждений. Проблема становления и развития педагогических технологий многоаспектная и многогранная.
В современном смысле под технологией обучения понимают всю совокупность проблем, связанных с целями, содержанием, организацией и проведением учебного процесса , принципы и приемы его оптимизации и управляемости, повышения эффективности, систему методических, дидактических, психологических и педагогических процедур, осуществляющих требуемые изменения в деятельности обучаемых ; особые комбинации методов и приемов обучения, гарантирующих достижение планируемых результатов ; системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [
Осуществление межпредметных связей является одним из основных принципов технологического подхода в обучении, при котором должны быть выявлены все условия, необходимые в достижении целей. При использовании технологического подхода в разработке отдельного курса, координируя изучение учебного материала с другими предметами, необходимо фиксировать межпредметные связи различного типа по отношению к той или иной цели курса. Задачами реализации межпредметных связей при конструировании содержания учебного предмета являются: выявление общих элементов содержания различных учебных предметов для определения "возможных" (сопутствующих) межпредметных связей; выявление элементов содержания, требующих предварительного изучения в другом предмете, для определения "необходимых" (предшествующих и перспективных) межпредметных связей.
Имея в качестве
основного объекта изучения
Так, например, одно из основных понятий теории информации "количество информации" связано с физическим понятием энтропии. В разделе "Информационные системы" в кибернетическом аспекте с информационных позиций рассматриваются физические системы (паровая машина, двигатели, регуляторы и др.), биологические системы (клетка, организм и др.). Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно реализовывать. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения элементов содержания как информатики, так и физики, биологии.
Относительно какого-либо предмета "необходимые" межпредметные связи разделяют на межпредметные связи "как цель" (предшествующие) и межпредметные связи "как результат" (перспективные). Более важную роль при этом для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным. Реализация межпредметных связей "как результат" необходима для обеспечения другого предмета, но при этом и они способствуют более глубокому изучению рассматриваемого предмета.
Межпредметные связи "как цель" в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой (русским языком), логикой, философией, историей, биологией, анатомией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики.
Информация о работе Связь информатики с различными предметами