Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики, физики и информатики в другие отрасли знания.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Межпредметные связи………………………………………………6
1.1. Проблема во взглядах различных педагогов……………………………6
1.2.. Реализация межпредметных связей на основе
технологического подхода…………………………………………………….8
1.3. Роль учителя и ученика в организации
межпредметных связей………………………………………………………..11
Глава 2 Связь информатики с различными предметами……………………14
2.1. Связь информатики и физики……………………………………………14
2.2. Связь информатики и математики………………………………………16
2.3. Информатика в гуманитарных школьных предметах……
рисовать. Средства компьютерной графики предоставляют учащимся
такую возможность. Используя стандартные инструменты и встроенные
возможности графических редакторов, учащиеся учатся создавать
компьютерные рисунки. Таким образом, урок будет направлен на
знакомство учащихся с основами компьютерной графики. При
выполнении различной практической работы так же может
устанавливается взаимосвязь информатики с историей и географией.
(см. приложение 4).
Приложение 1
Интегрированный урок математики, физики и информатики
по теме: «Тригонометрические функции при изучении свободных электромагнитных колебаний», в 11 профильном классе.
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Цель урока: Совершенствовать навыки описания различными способами электромагнитных явлений в контуре.
Задачи:
Воспитывающие:
1. Привитие интереса к знаниям.
2. Показать взаимосвязь математики, информатики и физики.
3. Формирование мотивов учения.
Образовательные:
1.Знать уравнения и
графики тригонометрических
2. Уметь строить графики тригонометрических функций по уравнению в программе Excel.
3. Знать уравнения,
описывающие электромагнитные
4. Уметь описывать процессы, протекающие в колебательном контуре, по уравнениям, по графикам тригонометрических функций.
Развивающие:
1. Развитие мышления и активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Развитие визуальной памяти.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, локальная сеть в компьютерном классе, тест, выполненный в программе TESTMAKER VVZ 2.5.
План урока:
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время |
1 |
Организационный момент |
1 минута | |
2 |
Постановка проблемы, тема, цель и задачи урока |
Сообщение учителя |
|
3 |
Проверка домашнего задания. |
Работа в парах. Фронтальный опрос. |
10 минут |
4 |
Описать электромагнитные явления
в контуре с помощью |
Анализ задач, с использованием интерактивной доски. |
23 минут |
5 |
Описать электромагнитные явления в контуре по графикам тригонометрических функций. |
||
6 |
Построить графики величин, характеризующих гармонические электромагнитные колебания. |
Выполнение учащимися теста |
5 минут |
7 |
Проверка построения графиков. |
||
8 |
Выполнить тест. |
||
9 |
Проверка выполнения теста. |
||
10 |
Домашнее задание. |
3 минуты | |
11 |
Итог урока |
Проверка теста |
3 минут |
Приложение 2
Оптимизационные задачи (вычисление наибольших, наименьших значений)
311. Число 24 представить в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма их квадратов была наименьшей.
Цель моделирования. Найти слагаемые числа 24, удовлетворяющие условию задачи.
Формализация задачи. Составим таблицу. Если и — искомые числа, то, отсюда. Сумму квадратов чисел обозначим как S, тогда.
Разработка модели. Введем в таблицу данные в соответствии с условием задачи.
Компьютерная модель. 1. В ячейке A1 (значение числа х) будет подбираться значение, поэтому ничего не вводим.
2. В ячейку B2 введите формулу для вычисления числа у(=24-B1).
3. В ячейку B3 введите формулу для вычисления суммы (=B1^2+B2^2).
Получим
4. Установив курсор в ячейке B3, которая по условию должна принимать наименьшее значение, зайдите в «Сервис→Поиск решения...». Установите целевую ячейку $B$3 равной минимальному значению, изменяя значение ячейки $B$1.
Ограничения (нажмите добавить), так как числа и должны быть положительны, то В1>= 0, В2>= 0,
Получим
затем нажмите на кнопку Выполнить.
Получим
Анализ результатов. Проверьте, насколько соответствуют результаты цели моделирования. Проверьте универсальность построенной модели, изменив число.
313. Кусок проволоки длиной 48 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?
Цель моделирования. Найти стороны прямоугольника наибольшей площади.
Формализация задачи. Составим таблицу.. Длина проволоки — это периметр. Если и — стороны прямоугольника, то, отсюда. Площадь прямоугольника.
Разработка модели. Введем в таблицу данные в соответствии с условием задачи.
Компьютерная модель. 1. В ячейке В2 (значение стороны х) будет подбираться значение, поэтому ничего не вводим.
2. В ячейку B3 введите формулу для вычисления стороны у(=B1/2-B2).
3. В ячейку B4 введите формулу для вычисления площади S (=B2*B3).
Получим
4. Установив курсор в ячейке со значением площади B4, которая по условию должна принимать наибольшее значение, зайдите в «Сервис→Поиск решения...». Установите целевую ячейку $B$4 равной максимальному значению, изменяя ячейки $B$2.
Ограничения. Так как стороны и должны быть положительны, то В2>= 0, В3>= 0,
затем нажмите Выполнить.
Получим
Анализ результатов. Проверьте, насколько соответствуют результаты цели моделирования. Проверьте универсальность построенной модели, изменив заданную длину проволоки.
317. Открытый бак, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием, должен вмещать 13,5 л жидкости. При каких размерах бака на его изготовление потребуется наименьшее количество металла?
Цель моделирования. Найти измерения прямоугольного параллелепипеда фиксированного объёма с квадратным основанием и наименьшей поверхностью.
Формализация задачи. Составим таблицу. Пусть х — сторона основания параллелепипеда. Выразим его высоту через объём и сторону основания. 13,5=х2h,. Найдём поверхность
Разработка модели. Введем в таблицу данные в соответствии с условием задачи.
Компьютерная модель. 1. В ячейке В2 (значение основания х) будет подбираться значение, вводим заведомо малое число, например 0,000000001, чтобы не было ошибки при вычислении по формуле в ячейке В3
2. В ячейку B3 введите формулу для вычисления числа h (=В1/ В2^2).
3. В ячейку B4 введите формулу для вычисления площади поверхности (=B2^2+4*B2* B3).
Получим
4. Установив курсор в ячейке B3, которая по условию должна принимать наименьшее значение, зайдите в «Сервис→Поиск решения...». Установите целевую ячейку $B$3 равной минимальному значению, изменяя значение ячейки $B$2.
Ограничения (нажмите добавить), так как числа и должны быть положительны, то В2>= 0,000000001
затем нажмите на кнопку Выполнить.
Получим
Анализ результатов. Проверьте, насколько соответствуют результаты цели моделирования. Проверьте универсальность построенной модели, изменив заданный объём. Сравните с аналитическим решением задачи. Сделайте вывод
Решите самостоятельно задачи
312. Число 4 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.
314. Число 54 представьте
в виде суммы трёх
315. Число 16 представьте
в виде произведения двух
316. Площадь прямоугольника 64 см2. Какую длину должны иметь его стороны, чтобы периметр был наименьшим?
320 Буровая вышка расположена
в поле в 9 км от ближайшей
точки шоссе. С буровой надо
направить курьера в
Приложение 3
Конспект интегрированного урока математики и информатики
Тема урока: Окружность и круг.
Цель: В ходе выполнения заданий повторить тему «Окружность и круг» Задачи:
Класс: 9 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Ход урока:
1. Организационная часть: объявить тему и цель.
2. Учащимся дается на выполнение Задание1 (кроссворд):
Повторение главы в ходе решения кроссворда:
- Мы с вами закончили изучение главы «Длина окружности и площадь круга». Как вы думаете, почему в этой же главе мы изучаем правильные многоугольники?
Для ответа учащиеся используют ссылки наследующие теоремы:
Теорема1: Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и притом только одну.
Теорема2: В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну.
Кроссворд:
1. Часть окружности, ограниченная двумя точками;
2. Отрезок, соединяющий две точки окружности;
3. Назовите третью цифру числа π;
4. Часть круга, ограниченная хордой и дугой окружности;
5. Часть круга, ограниченная дугой и двумя радиусами;
6. Количество сторон многоугольника, в которой сторона равна радиусу описанной окружности;
7. Часть плоскости, ограниченная окружностью.
3. Выполнение учащимися заданий с помощью компьютера.
Далее за компьютерами учащиеся выполняют компьютерный эксперимент по нахождению значения числа π:
Задание 2.
Ознакомить с историей нахождения числа π учеными разных времён.
Дальше идет самостоятельная работа по определению числа π.
Задание выполняется в программной среде Microsoft Excel.
Вычислите полупериметр
правильного n – угольника, вписанного в окружность
радиуса 1, для n , равного 3,4,6,10,20,30,40,60,80,120,
После выполнения задания в Microsoft Excel у учащихся должен получится следующий результат:
Вычисление полупериметра правильного многоугольника, вписанного в в окружность радиуса 1 | |||||||||||
n-число сторон |
3 |
4 |
6 |
10 |
20 |
30 |
40 |
60 |
120 |
180 |
240 |
180/n в градусах |
60 |
45 |
30 |
18 |
9 |
6 |
4,5 |
3 |
1,5 |
1 |
0,75 |
Полупери-метр р/2 |
2,598076 |
2,828427 |
3 |
3,09017 |
3,128689 |
3,135854 |
3,138364 |
3,140157 |
3,141234 |
3,141433 |
3,141503 |
Задание 3.
Пользуясь компьютером около данной окружности описать правильные: треугольник, четырёхугольник, шестиугольник, восьмиугольник.
Задание 4.
Рисовать паркеты из правильных многоугольников (некоторые образцы показать с помощью слайдов или на рисунке буклета).
Задание 5.
Рисовать паркеты пользуясь автофигурами.
4. Итог урока.
1. Учитель выставляет оценки учащимся.
5. Домашняя работа.
Задание 1. .Впишите в окружность правильные многоугольники. Напишите алгоритм построения. (в тетради на компьютере)
Задание
2. Вычислите площадь правильного
n-угольника, вписанного в окружность
радиуса 1 для n=3,4,6,10,24,45,90,360,500,
Информация о работе Связь информатики с различными предметами