Связь информатики с различными предметами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики, физики и информатики в другие отрасли знания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Межпредметные связи………………………………………………6
1.1. Проблема во взглядах различных педагогов……………………………6
1.2.. Реализация межпредметных связей на основе
технологического подхода…………………………………………………….8
1.3. Роль учителя и ученика в организации
межпредметных связей………………………………………………………..11
Глава 2 Связь информатики с различными предметами……………………14
2.1. Связь информатики и физики……………………………………………14
2.2. Связь информатики и математики………………………………………16
2.3. Информатика в гуманитарных школьных предметах……

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Реализация межпредметных  связей "как цель" при разработке курса на основе технологического подхода  заключается в выявлении дидактических  целей по другим предметам на этапе  определения вспомогательных целей.

 Межпредметные связи  "как результат" должны инициироваться  предметами, нуждающимися в элементах  содержания информатики. В этом  плане на сегодняшний день  потенциал курса информатики  практически не востребован. В  основном такие связи ограничиваются разделом "Аппаратные и программные средства компьютера". Приведем примеры межпредметных связей "как результат".

 Основу межпредметных  связей по темам "алгоритмы"  и "программирование" составляют  типы задач, для которых строится  алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции.

В теме "программирование" могут развиваться некоторые  представления о численных методах, формируемых в курсе математики. Содержание раздела "Формализация и моделирование" вполне реально востребовать на уроках физики, химии, биологии. Разделы, посвященные роли ЭВМ в современном обществе, смыкаются с вопросами, изучаемыми в курсах истории, обществоведения. Связи можно реализовать и с такими предметами как русский язык, география и др.

 

 

 

Роль учителя  и ученика в организации межпредметных  связей

 

Особо следует выделить роль учителя и ученика в организации  межпредметных связей. Учитель преподает  учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя. Итак, рассмотрим  ситуацию, при которой межпредметные связи в преподавании используются успешно. Какова при этом деятельность учащихся? Многообразие их видов деятельности можно в этом случае объединить в три группы:

1. Учащиеся умеют привлекать  и привлекают понятия и факты  из родственных дисциплин для  расширения поля применимости  теории, изучаемой в данном предмете;

2. Учащиеся умеют привлекать  и привлекают теории, изученные  на уроках других предметов,  для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине;

3. Учащиеся умеют привлекать  и привлекают практические умения  и навыки, полученные на уроках  родственных дисциплин, для получения  новых экспериментальных данных.

Разумеется, перечень действий учащихся этим не ограничивается, но они являются важнейшими. Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.

 

Принципиально методику обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней.

-На первой ступени  (условно названной воспроизводящей)  основная цель учителя приучить  учащихся использовать знания, полученные  в естественнонаучных дисциплинах.  Первая ступень формирования умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.

-Вторая ступень посвящена  обучению учащихся переносу знаний  из предмета в предмет. Если  на первой ступени учитель требовал от учащихся воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению школьниками сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.

-Третья ступень обучения  учащихся использованию межпредметных  связей также состоит из нескольких  последовательных этапов. Основная  цель третьей ступени заключается  в том, чтобы обучить учащихся  применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках естественно-научного цикла. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.

В практической работе учителя  ступени обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут  в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании,  во-вторых, они позволяют судить достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь информатики  и физики

 

Что можно сказать  о связи физики и информатики  – связь очевидна. Эта

связь будет усиливаться  в связи с внедрением новых  компьютерных

технологий в жизнь  человека, опять таки этот прорыв в  технике невозможен

без знания физических законов, процессов в тех же самых полупроводниках

без которых не было даже электронных наручных часов. В тоже время без

компьютера, этого мощного  устройства обработки информации, невозможен

дальнейший прогресс в развитии физики и других наук. Компьютерные

технологии можно представить  как ступеньку на огромной лестнице к

разгадке многих тайн природы.

Единство законов обработки  информации в системах различной  пpиpоды

(физических, экономических,  биологических и т.п.) является

фундаментальной основой теории информационных процессов, определяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теории является информация - понятие во многом абстрактное, существующее "само по себе" вне связи с конкретной областью знания, в которой она используется.

Это обстоятельство накладывает  определенный отпечаток на всю информатику  как науку об организации компьютерных информационных систем, - такие системы  могут использоваться в самых  разных пpедметных областях, привнося в них "свои правила игры", свои закономерности, ограничения вместе с тем новые возможности организации бизнеса, которые были бы немыслимы без информатики и связанного с ней компьютера. В этом плане невозможно переоценить такие свойства информации как доступность, своевременность получения, коммерческая ценность, надежность.

Наиболее эффективно межпредметные связи физики и  информатики будут

осуществляться в старших классах, т.к. с 10-го класса учащиеся начинают

изучать предмет, основы информатики  и вычислительной техники.

Итак, допустим, что ученик получает задание от учителя написать

программу решения какой-либо простой (в зависимости от успеваемости

учащегося) задачи по физике. Что будет  делать ученик? Сначала, он ее

решит на листке бумаги, т.е. вспомнив физические законы и формулировки

запишет общий ход решения, как  он делал на уроках физики. Затем  он

напишет алгоритм ее решения  на языке программирования. Наконец  запустит программу на машине. Получив  ответ, учащийся сверит его с ответом  на бумаге. Осуществилась ли межпредметная связь? Ответ – да несомненно! Таким образом, можно сделать вывод, что между информатикой и физикой очень тесная связь. Так же физика — особый предмет, который изучает множество явлений. Это требует разнообразного оборудования. Темы 7, 8 классов рассматривают физические явления, которые можно продемонстрировать на уроке. В старших классах невозможно показать все в рамках урока. Есть темы, которые требуют дорогостоящего и сложного оборудования. Использование ИКТ расширяет экспериментальные возможности урока и опыты  можно проводить, гораздо быстрее и точнее.

Применение ИКТ на уроках создает  условия для обеспечения активной учебной работы школьников в условиях ИКТ-насыщенной среды, у них формируются  умения пользоваться разнообразными информационными  источниками, быстро находить необходимую информацию. А еще сейчас в сети интернет размещено большое количество различных видео и анимационного материала, помогающего смоделировать различные физические явления и процессы, а также заинтересовать школьников и внести разнообразие в процесс обучения. (см. Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

Связь информатики и  математики

 

В обоснование межпредметных связей математики и информатики следует  отметить, что глубокая внутренняя взаимосвязь этих наук сложилась  исторически: информатика возникла как раздел прикладной математики и лишь постепенно выделилась в самостоятельную науку, но двусторонние связи между этими предметами по-прежнему актуальны. Кроме того, информатика имеет дело с информационно-вычислительными моделями, методами их построения и анализа и ее успехи в этой области были бы невозможны без алгоритмов, разработанных на базе математических методов.

Информатика использует активно математический аппарат. Многие темы школьного курса  информатики можно назвать "чисто  математическими": основы математической логики, системы счисления, элементы теории вероятностей и математической статистики, теория графов, теория алгоритмов, элементы теории систем, основы математического моделирования и некоторые другие. Преподавание этих тем не входит в школьную программу математического образования, однако, опыт показывает, что дети, изучавшие эти разделы, обладают более системным представлением о математике, легче усваивают новые понятия, доказательства теорем.

Рассмотрим, например, тему курса информатики "Основы логики". Элементы этой темы изучаются в пропедевтическом, в базовом и, на более глубоком уровне, в профильном курсах. Так же межпредметные связи с математикой можно создать, если наполнить эти задачи математическим содержанием, затронуть вопросы математических доказательств, реализовать межпредметные проекты.

Другим направлением, является использование современных  информационных технологий в обучении математике. Сюда относятся визуализация математических понятий, подготовка компьютерных тестов, работа с готовыми программными продуктами по математике (в том числе электронными учебниками, справочниками, программами для математических расчетов и пр.). Нужно отметить, что осознание учащимися огромной роли прикладной математики в современном обществе приводит к актуализации изучения математики в школе. Математика из сухой, абстрактной науки превращается в сложный инструмент решения множества самых различных задач, владение которым, несомненно, пригодится в жизни.

Задача учителя на  уроке с применением межпредметной связи математики информатики:сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. Рассмотрим межпредметные связи на примере одной темы. При изучении темы моделирование по учебнику Н. Угриновича Информатика и информационные технологии 10-11 я использую задачи из учебника под редакцией А. Н. Колмогорова. Алгебра и начала анализа 10-11классы по теме: Наибольшее и наименьшее значение функции (Глава 2 §6 п.25)  У учащихся появляется возможность сравнить способы решения задач (311,312,313,314,315,316,317,320) на уроках информатики с помощью надстроек в электронных таблицах и на уроках математики с помощью математического моделирования.

(см. приложение 2). (см.приложение 3)

 

 

 

 

 

 

Информатика в гуманитарных школьных предметах

 

Мы все живем в  эпоху, когда компьютерные технологии проникли

абсолютно во все отрасли  человеческой деятельности. Связь

информатики и гуманитарных школьных предметов, не так

прослеживается как  связь информатики с физикой  или информатики с

математикой, но всё же эта связь есть. Так же межпредметная  связь может

осуществляться одновременно между несколькими предметами.

Между информатикой - изобразительным искусством, историей и

географией. Например, не каждому ребенку от природы даны способности

Информация о работе Связь информатики с различными предметами