Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:05, курсовая работа
Цель работы: определение роли менеджера на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности менеджера по управлению персоналом…..5
1.1 Система управления персоналом: основные понятия, сущность………….5
1.2 Классификация работников по основным признакам…………………...…6
1.3 Методы и критерии набора и отбора персонала в организации…………...8
Глава 2. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу……...12
2.1 Функции менеджера по персоналу…………………………………………12
2.2 Набор менеджером персонала………………………………………………14
2.3 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе….16
2.4 Роль менеджера в управлении персоналом………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список использованных источников…………………………………………...24
Курсовая: Управление персоналом
1. Система управления персоналом: основные понятия, сущность
2.Классификация работников по основным признакам
3. Методы и критерии набора
и отбора персонала в
4. Профессиональная ориентация
и социальная адаптация
5. Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала.
6. Методы оценки работы
7.Подготовка руководящих
Теоретические аспекты системы управления персоналом на предприятии
1. Система управления персоналом: основные понятия, сущность
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр
вопросов: от разработки концепции
кадрового менеджмента и
работников до организационно-практических подходов к формированию механизма
ее реализации в конкретной организации.
Современные концепции управление персоналом основываются на признании
возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок,
умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед
организацией.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов
иерархического управления, жесткой системы административного воздействия,
созданием новой организационной культуры, возникновением специфических
ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда
находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из
управленческих приоритетов. Главная цель системы управления персоналом -
создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными
кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное
развитие.
Чтобы эффективно управлять персоналом организации, компания должна иметь
четкую цель и продуманную стратегию своего развития. Ведущие зарубежные
фирмы (такие, как "Дженерал моторс", «"Форд", "Тойота", "Мицубиси", "Сони"
и др.) огромное внимание уделяют стратегическому планированию. В
зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия - программа
действий, определяющая развитие организации (расширение производства
основной продукции и
разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков
сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т.д.) и
соответствующая модель управления.
Традиционно стратегия рассматривалась как многоаспектный процесс, имеющий
отношение главным образом к внешней сфере деятельности. Начиная с конца 80-х
годов стала меняться трактовка данного понятия: стратегия, отражающая
управленческую философию современной фирмы, основывается на признании
равнозначности внешних и внутренних факторов.
Сегодня общепризнано, что ее реализация в значительной степени зависит от
кадровой составляющей. Оптимальная кадровая политика с точки зрения
перспективных задач компании, подбор персонала и его мотивация создают
условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и
его работников. Причем если тактические шаги могут (и даже довольно часто)
приводить к столкновению интересов руководства и рядового состава (выплаты
дивидендов, решение социальных вопросов), то стратегические планы, наоборот,
их объединяют.
Элементы и методы управления персоналом:
Процесс управления трудом можно разделить на три составляющие: привлечение
персонала; задействование персонала; управление мотивацией работников.
Привлечение персонала предусматривает выполнение следующих действий: а)
определение потребности в персонале; б) вербовка и отбор персонала; в)
обучение и переобучение; г) высвобождение[1]
.
Управление определением потребности в рабочей силе осуществляется с помощью
разных средств, в том числе путем планирования, дифференциации потребности в
разные периоды времени и корректировки состояния рабочей силы с учетом
рыночной конъюнктуры.
Вербовка и отбор персонала производятся самим предприятием или специальными
организациями по заказу предприятия. В основе управления этими процессами
лежит принцип: не человек для рабочего места, а рабочее место — для
человека. Целью вербовки и отбора является предоставление предприятию
рабочих мест в необходимом количестве и нужного качества, а работнику —
работы с учетом его подготовки, способностей и склонностей и, наконец,
возможностей.
Управление отбором и
осуществляемый на основе выбранной стратегии предприятия и мер ее достижения.
В работе по привлечению персонала важное место отводится обучению и
переобучению работников, в том числе по категориям. Обучение может проходить
как на самом предприятии, так и вне его.
Высвобождение персонала — это сокращение избытка рабочей силы в
количественном, качественном или территориальном отношении.
Задействование персонала как одна из составляющих работы по управлению трудом
включает: а) распределение сотрудников; б) контроллинг и развитие персонала;
в) ротацию и меры обогащения работы; г) планирование карьеры; д) оценку
работы; е) руководство сотрудниками; ж) учет влияния мер по управлению
мотивацией труда.
Распределение сотрудников по рабочим местам производится на основе их
соответствия трудовым функциям, с учетом интересов и склонностей, выявленных
и изученных в ходе испытательного срока или иными методами, а также с учетом
внешних условий работы.
Контроллинг персонала — это современная концепция управления персоналом. Он
включает: во-первых, разработку гипотезы достижения экономической и
социальной эффективности
мер кадровой политики предприятия с политикой, например, в области
технической модернизации; в-третьих, подготовку информации для принятия
обоснованных решений.
Ротация, или запланированная смена для работника рабочего места, позволяет
избежать монотонности труда.
Планирование карьеры
развития конкретного работника за время его работы на предприятии, в том
числе определение последовательности занимаемых им должностей по штатному
расписанию.
Оценка работы сотрудников применяется как для организационного воздействия
на них, так и для материального вознаграждения.
Руководство сотрудниками в управлении трудом осуществляется путем
воздействия на целевые установки
и поведение в целях
работника, в том числе в незапланированных ситуациях.
В процессе управления трудом уделяется внимание иерархии подчиненности
персонала; предусматриваются
определяется компетенция отделов, служб и каждого работника.
Методы управления персоналом в зависимости от принятой стратегии условно
можно сгруппировать следующим образов:
- административные (ориентированные на определенные мотивы человеческого
поведения - осознание необходимости трудовой деятельности и дисциплины труда,
чувство долга, культуру труда и т.п., напрямую воздействующие на персонал с
помощью норм, распоряжений, регламентирующих актов, подлежащих обязательному
исполнению);
- экономические (косвенно воздействующие, основанные на материальном
стимулировании коллективов и отдельных работников);
- социально-психологические, базирующиеся на использовании «формальных
факторов мотивации - интересов, потребностей личности, группы, коллектива.
Последние особенно активно применяются в менеджменте японских компаний. Их
успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в
частности, благодаря использованию японского подхода, получившего название
"уплотненная технология" (по мнению многих специалистов, именно он будет
определять организацию
Кадровая политика (механизм выработки целей и задач, направленных на
сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание
ответственного, высокопроизводительного сплоенного коллектива, способного
адекватно реагировать на постоянного меняющиеся требования рынка)
преуспевающих западных компаний, которая носит комплексный характер,
включает множество
мест с учетом внедрения передовых технологий; подготовка программ развития
персонала, обеспечивающих решение не только сегодняшних, но и будущих задач
организации путем совершенствования систем обучения и служебного продвижения
работников; формирование мотивационных механизмов повышения
заинтересованности и
подбора персонала; проведение маркетинга персонала; разработка программ
занятости, социальных программ и т.д.
Особое место в кадровой политике занимает планирование, в задачи которого
входят: определение количественного и квалификационного состава требуемых
работников, способов их привлечения и возможности сокращения лишнего
персонала; поддержание знаний персонала в соответствии с требованиями
организации и обеспечение развития кадров; расчет финансовых затрат на
запланированные кадровые мероприятия и т.д.; стимулирование повышения
производительности труда и создание условий для удовлетворенности рвотой.
Успех управления трудовыми ресурсами напрямую зависит от уровня квалификации
занятого в службе персонала. Отечественная практика свидетельствует, что
уровень образования, профессиональная подготовка и компетентность
кадровиков на госпредприятиях недостаточно высоки, возрастной состав
неблагоприятен, уровень оплаты труда низок. Переход к акционерной и частной
собственности обусловил улучшение качественного состава работников служб
управления персоналом, омоложение кадровой структуры, повышение уровня
образования, профессионализма, соответственно изменились восприятие новых
идей, методы работы с персоналом, возросла заинтересованность в результатах
труда.
2.Классификация
работников по основным
Понятие персонала торгового
составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом
формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется
классификация работников по следующим основным признакам:
1)По категориям. В составе персонала
предприятий розничной
три категории работников:
a) персонал управления;
b) торгово-оперативный персонал;
c) вспомогательный персонал.
Деление персонала торгового
собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.
2) По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе
персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров),
специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала – должности
(профессии) продавцов,
вспомогательного персонала – профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и
т.п.
3) По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют
экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе
продавцов выделяют специальности – продавец продовольственных товаров,
продавец непродовольственных товаров и т.п.
4) По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и
специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков
подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры – на 3;
специалисты – на 4; грузчики – на 6 и т.п.).
5) По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на
предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60
лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше
55 лет. В целях эффективного
управления движением
предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка
работников по возрасту.
6) По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается
группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1
года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях
управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.
7) По отношению к собственности.
В зависимости от этого
предприятиях торговли выделяют работников – собственников его имущества и
наемных работников.
8) По характеру трудовых
предприятий подразделяются на постоянных и временных.
С учетом изложенных принципов классификации строится процесс управления
персоналом торгового