Роль и значение менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание

Цель работы: определение роли менеджера на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности менеджера по управлению персоналом…..5
1.1 Система управления персоналом: основные понятия, сущность………….5
1.2 Классификация работников по основным признакам…………………...…6
1.3 Методы и критерии набора и отбора персонала в организации…………...8
Глава 2. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу……...12
2.1 Функции менеджера по персоналу…………………………………………12
2.2 Набор менеджером персонала………………………………………………14
2.3 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе….16
2.4 Роль менеджера в управлении персоналом………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список использованных источников…………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

курс по у-п.docx

— 233.62 Кб (Скачать документ)

2. Роль и функции руководителя  по управлению персоналом

Деятельность по управлению персоналом осуществляют руководители и специалисты  по управлению персоналом (сотрудники службы по управлению персоналом).

"Руководители участвуют в  управлении персоналом в силу  того, что они персонально ответственны  за эффективное использование  всех имеющихся в их распоряжении  ресурсов, особенно человеческих. Управление  деятельностью подчиненных - основная  задача руководителя любого уровня." Она подразумевает:

определение и постановку производственных целей и задач для подчиненных;

координацию их деятельности;

обеспечение ресурсами (рабочие места, оборудование, необходимая информация и т. п.);

контроль;

оценку результатов индивидуального  труда;

мотивацию.

"Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее  работу исполнителей, которые в  обязательном порядке должны  ему подчиняться и в рамках, установленных полномочиями, выполнять  все его требования."

Руководитель - это не только должность, но и профессия, которая требует  специальной подготовки. Сам руководитель должен делать только ту работу, с которой  не могут справиться подчиненные  или выполнение которой даст возможность  разобраться в специфике проблемы.

В условиях глубокого разделения труда  от него уже не требуется быть лучшим специалистом. Его задача - определенным образом организовать деятельность подчиненных и добиться от ординарных людей экстремальных результатов.

Основные полномочия руководителя предприятия по управлению персоналом:

Стратегическое (общее, генеральное) руководство предприятием и его  ресурсами (включая персонал).

Издание приказов (в том числе  приказов по персоналу).

Утверждение руководящих документов.

Оценка деятельности подчиненных (как правило, из числа лиц, представляющих высшее и среднее руководство  предприятия).

Определение миссии и стратегии  деятельности предприятия, утверждение  концепции и программ его развития, включая управление персоналом.

Ведение переписки по любым вопросам деятельности предприятия.

Рассмотрение отчетных документов и принятие по ним решений.

Запрашивание информации о полноте  и своевременности выполнения требований руководящих документов и принятых ранее решений.

Инициация перемещений персонала  предприятия.

10. Утверждение (отклонение) предложений  аттестационной комиссии предприятия  (иного аналогичного органа) по  вопросам управления персоналом.

"Таким образом, прерогативой  руководителя предприятия является  общее руководство имеющимися в распоряжении предприятия ресурсами, тогда как непосредственная организация управления (по соответствующим направлениям деятельности) - это суть полномочий ближайших помощников руководителя предприятия, к числу которых относится и начальник службы персонала."

Руководители решают вопросы оценки результативности труда руководителей  и специалистов управления, оценки деятельности отдельных подразделений  системы, оценки экономической и  социальной эффективности совершенствования  управления персоналом, аудита.

"Под управленческим трудом  понимается вид трудовой деятельности  по выполнению функций управления  в организации, назначением которого  является обеспечение целенаправленной  и скоординированной деятельности  трудового коллектива по решению  стоящих перед ним задач."

Объектом управленческого труда  является сфера его приложения - организация, структурное подразделение. Предметом управленческого труда - информация о состоянии объекта  и необходимых изменениях в его  функционировании и развитии. Продукт  управленческого труда - управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения  функционирования объекта в требуемом  режиме.

Поскольку управленческие воздействия  на все сферы деятельности осуществляются через членов коллектива, приоритетное значение имеет управление живым  трудом, т.е. целесообразной деятельностью  всех членов коллектива. Однако следует  учитывать, что более полные результаты управленческих воздействий могут  быть достигнуты только с учетом их распространения не только на живой, но и на овеществлённый труд, так  как производство соединяет эти  две его стороны.

Такой подход особенно актуален в  рыночных условиях, когда возможно преобразование отдельных структурных  подразделений крупных предприятий  и объединений в самостоятельные  предприятия, а коллектив становится хозяйствующим субъектом находящихся  в его распоряжении средств производства.

"Содержание управленческого  труда применительно к конкретному  объекту определяется составом  функций управления. К их числу  можно отнести: определение целей  и планирование, организацию исполнения, координацию и стимулирование  деятельности исполнителей, учет  и контроль исполнения. Каждая  функция отражает определенную  форму и способ управленческого  воздействия на управляемый объект, обусловливая соответствующие стиль  и методы управления."

"Руководители организаций и  структурных подразделений принимают  решения по всем важнейшим  вопросам деятельности аппарата  управления. В круг их должностных  обязанностей входят подбор и  расстановка кадров, координация  работы исполнителей, производственных  звеньев и подразделений управления. Основная их задача -- обеспечить эффективный труд производственного коллектива."

Существо труда руководителя заключается  в обеспечении общего руководства  процессом функционирования и развития системы управления. Условно можно  выделить три составляющие труда  руководителя: производственную, социально-экономическую и организационно-управленческую.

Специфика труда руководителя состоит  в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает преимущественно в организационном  аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно  решать эти задачи.

Характер труда руководителя определяется тем, что он реализует важнейшую  функцию управления - функцию руководства, решая при этом задачу интегрирования системы управления в единое целое  путем координации ее отдельных  звеньев.

"Умению руководить нельзя научить в школе. Это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни."

В целом результат руководства  зависит от трех переменных: руководителя, подчиненного и изменения ситуации. В руководстве людьми нет абсолютных истин, так как поведение тех  не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, воздействие руководителя, так и  субъективные моменты.

Управлять людьми труднее всего, потому что они самый трудный объект для этого. Для успеха в этом деле необходимо понять, чем вызвано то или иное поведение подчиненных.

"Правильное поведение исполнителей  обусловлено во многом правильным  поведением руководителя."

Управленческое воздействие на подчиненных может быть двух видов. Пассивное не оказывает прямого  влияния на них, а регулирует поведение  косвенно (например, руководитель устанавливает  те или иные правила выполнения работы).

Активное воздействие с помощью  различных мер (экономических, административных, организационных, моральных и др.) мотивирует позитивное поведение, предупреждает  или ограничивает негативное. Воздействие будет эффективным, если окажется выгодным той и другой стороне.

Помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих  документах, руководители несут обязанности неофициальные. Они должны:

-придерживаться заведенного в  организации порядка (если он  не устраивает - его следует изменить);

-уважительно относиться к подчиненным  и коллегам, их работе, не попрекать  недостатками, не высказывать в  присутствии других сомнения  в их способностях и проч.;

-не подчеркивать во всем свою  ведущую роль;

-не перекладывать на других  свои обязанности и не выполнять  чужие;

-не замалчивать достижения подчиненных  и не приписывать себе их  успехи;

-самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других  о своей работе и поведении; - время от времени задаваться  вопросом, хотелось бы работать  у себя в подчинении;

-заботиться о личных интересах  и проблемах подчиненных и  коллег, об их здоровье, успехах;  оказывать им при необходимости  всестороннюю помощь;

-не отдавать без особой надобности  распоряжения "через голову";

-не относиться высокомерно к  менее опытным коллегам;

-не решать вопросы за других;

-не высказывать категоричные оценки, язвительные замечания.

"Выполнение неофициальных обязанностей  очень важно, поскольку на практике  не только подчиненные зависят  от руководителя, но сам он  во многом зависит от них,  от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения  и неофициальные просьбы."

Подлинный критерий оценки руководителя - результат действия коллектива; его  удовлетворенность, мотивированность, авторитет.

Далее в работе, будет приведена  характеристика сильных руководителей  российских фирм:

- сознательный поиск контактов  с сотрудниками на рабочих  местах;

- стремление повысить свой авторитет;

- сохранение независимости в  суждениях и действиях;

- стремление создать работоспособный  коллектив и опереться на него  в работе;

- умение блокировать вмешательство  высшего руководства;

- неумолимость требований о.  выполнении собственных рекомендаций;

- стремление выработать собственную  позицию; - умение правильно распределять  обязанности;

- стремление иметь ясные цели  работы и развития;

- отсутствие попыток уклоняться  от принятия решений;

- умение добиться единого образа  мышления и действий,

Основами успеха руководителя считаются:

- заинтересованность и творческая  позиция;

- умение сотрудничать, мотивировать  подчиненных;

- умение видеть главное;

- готовность к изменениям и  управлению ими;

- широкий кругозор;

- способность управлять собой  и своим временем;

- готовность поддерживать контакты  с подчиненными;

- независимость в суждениях  и действиях;

- требовательность;

- наличие собственной позиции  в отношении цели работы и  развития;

- умение правильно распределять  обязанности;

- готовность брать на себя  ответственность за принятие  решений, риск;

- умение создать команду и  проч.

3. Роль и значимость  службы по управлению персоналом

Обычно в небольших организациях функции управления персоналом распределены между всеми руководителями. С  ростом численности работников управление персоналом выделяется в отдельную  функцию. Это необходимо для обеспечения  полноценного контроля, развития и  удержания людских ресурсов организации.

Задача служб по управлению персоналом - обеспечение максимально эффективного использования человеческих ресурсов в масштабах всей организации. В  большинстве организаций служба по управлению персоналом - это отдельное  независимое структурное подразделение, наделенное полномочиями по принятию решений в области персонала.

"Как отмечалось ранее, руководство  службой персонала осуществляет  ее начальник, как правило,  находящийся в непосредственном  подчинении руководителя предприятия.  Последний, помимо прочего, определяет, какие полномочия по управлению персоналом будут предоставлены (делегированы) начальнику службы персонала, а какие - нет."

В этой связи необходимо получить общее представление о наиболее значимых полномочиях по управлению персоналом, которые руководители предприятий  традиционно оставляют за собой.

4. Пример порядка работы руководителя  при разработке решения и при управлении повседневной деятельностью персонала

Далее в работе будет приведён пример порядка работы руководителя при  разработке решения и при управлении повседневной деятельностью персонала.

1) Уяснение задачи - начальный этап  работы руководителя, направленный  на глубокое понимание цели  предстоящих финансовых операций; замысла вышестоящего руководителя, содержания и особенностей полученной  задачи; роли своего предприятия  (подразделения) в выполнении  общей задачи, поставленной вышестоящим  руководством; задач "дружественных"  фирм, порядка и способов взаимодействия  с ними; учет задач, решаемых  силами и средствами вышестоящего  руководства в интересах предприятия  (подразделения), срока готовности  к выполнению задачи. Изменение  обстановки также является побудительным  мотивом для уточнения или  уяснения текущих и будущих  задач.

Таким образом, при уяснении цели предстоящих  действий руководитель должен понять, какого конечного результата должно достигнуть его предприятие (подразделение). В результате уяснения полученной задачи руководитель делает для себя необходимые выводы.

2) Уяснив задачу, руководитель производит  расчет времени, т.е. распределяет  время, имеющееся в его распоряжении, на подготовку к предстоящим  действиям персонала, на планирование  и доведение задач до подчиненных.  Целью расчета является выделение  максимально возможного времени  для практической подготовки  к предстоящим действиям персонала  фирмы. Расчет времени осуществляется  лично руководителем или его  заместителем. Проведя расчет времени,  руководитель ориентирует подчиненных  на предстоящие действия с  целью увеличения времени на  практическую деятельность персонала  предприятия.

Информация о работе Роль и значение менеджера