Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:05, курсовая работа
Цель работы: определение роли менеджера на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности менеджера по управлению персоналом…..5
1.1 Система управления персоналом: основные понятия, сущность………….5
1.2 Классификация работников по основным признакам…………………...…6
1.3 Методы и критерии набора и отбора персонала в организации…………...8
Глава 2. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу……...12
2.1 Функции менеджера по персоналу…………………………………………12
2.2 Набор менеджером персонала………………………………………………14
2.3 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе….16
2.4 Роль менеджера в управлении персоналом………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список использованных источников…………………………………………...24
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и
состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового
предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в
предстоящем периоде.
3. Методы и критерии набора и отбора персонала в организации.
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности
и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее
работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям.
Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей
между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом
учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи
с истечением срока договора найма. Набор обычно ведут из внешних и внутренних
источников.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и
профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к
фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт
людей на специальные курсы при колледжах.
Большинство организаций предпочитают проводить отбор в основном внутри своей
организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме
того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и
усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в
отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование
зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут
заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода
к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что
в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести
к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка
информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных
работников.
Отбор кадров – на этом этапе при управлении планированием кадров руководство
отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора.
В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую
квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не
кандидата, который представляет наиболее подходящим для продвижения по
службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может
основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков,
опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к
разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то
наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая
научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого
уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений,
а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и его
подчиненными. Эффективный отбор кандидатов представляет собой одну из форм
предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
К трем широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия
решения при отборе, относится испытания, собеседования и центры оценки.
Испытания.
Поведенческие науки разработали
много видов различных
помогают предсказать, сколь эффективно кандидат сможет выполнять конкретную
работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение
способностей выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. Другой вид
испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как
уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность,
уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к детям.
Руководство должно дать оценку своим испытаниям и определить, действительно
ли люди, хорошо справляющиеся с работой и испытаниями, оказываются более
эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количеством
баллов.
Центры оценки.
В центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач
методами моделирования. Один из методов, так называемое упражнение «в корзине
для бумаг», ставит кандидата на роль управляющего. Он должен принимать
решения, обращаться в письменной форме с подчиненными, наделять полномочиями,
проводить совещания. Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как
умение выступать, настойчивость, навыки межличностных отношений. К прочим
методам отборных центров относятся: устные доклады группе слушателей,
исполнения заданной роли, психологический тест.
Собеседование.
Собеседование до сих пор является широко применяемым методом отбора кадров.
Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя
бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать
десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Вместе с тем,
исследования выявили ряд
Существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого
впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая
проблема заключается в
которым проводилось собеседование непосредственно перед этим.
4. Профессиональная ориентация
и социальная адаптация
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более
производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация
в коллективе. Если руководство заинтересованно в успехе работника на новом
рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это общественная
система, а каждый работник – это личность. Когда новый человек приходит в
организации, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые
вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс
нового работника был
переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто
поднять телефонную трубку, хотя его новый босс в действительности
предпочитает устное общение.
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и
неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во
время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем,
чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение
специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается
эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по
должности представляют собой дополнительные методы адаптации работников в
коллективе организации. Некоторые организации разработали официальные
программы для воспитания нужной им корпоративной культуры в своих
организациях. В этих программах указывается, чего же ждет организация от
своих служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности,
вели себя соответственно имиджу корпорации.
В ходе неофициального общения новые работники узнают неписаные правила
организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на
продвижение по службе и рост вознаграждения,
какой уровень
считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношения к работе и ценности,
принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против
официальных целей.
Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации
новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих
надежд, могут посчитать, что в
поведении следует
приобретенным на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям
о своей работе. Руководитель должен также помнить о том, что кое-что из того,
что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто
шоком.
5. Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала.
Важнейшим фактором эффективной работы предприятия является своевременная и
высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических знаний,
практических умений и навыков. Между квалификацией работника и эффективностью
его труда существует прямая зависимость, т.е. рост квалификации на один
разряд приводит, по данным отечественных экономистов, к 0,034% роста
производительности труда. При этом необходимо использовать кадры в
соответствии с их профессией и квалификацией, управлять профориентацией и
создавать благоприятный социально-
отражающий характер и уровень
взаимоотношений между
Эффективность труда повышается, если на освоение новых видов работ в условиях
внедрения новой техники и технологии у работников с более высоким
образовательным уровнем уходит в 2-2,5 раза меньше времени. Главное, конечно,
заключается не просто в более быстром приспособлении этих работников к новой
технике, а в том, что они за счет своей высокой образовательной и
профессиональной подготовки получают возможность технологически «видеть»
значительно больше своих непосредственных обязанностей в процессе
производства. Именно это, как выяснилось в ходе бесед – рабочими, во многом
предопределяет их более высокую
степень удовлетворенности
Изучая удовлетворенность
трудового коллектива, выявляют преимущественные направления этой работы.
На первом местестоит содержание труда и уровень его оплаты. Существенное
значение имеют социальный климат в коллективе, важность которого отмечают
около половины опрошенных рабочих предприятий.
Влияние различных видов и форм подготовки и повышения квалификации рабочих на
результаты хозяйственной
показателей, которые можно объединить в две группы: экономические и
социальные.
В число экономических
качество продукции, экономия материальных ресурсов и т.д. Социальные
показатели отражают уровень удовлетворенности трудом, его содержанием и
условиями, формами и системами оплат.
Подготовка кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах
определенной профессии и
процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в
объеме требований квалификационной характеристики начального уровня
квалификации.
Переподготовка персонала
целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия
квалификации кадров требованиям производства.
Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на
первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и
обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как
естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров
можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и
практических навыков с целью
повышения профессионального
работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда,
производства и управления.
Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и
навыков, полученных в процессе подготовки.
Система управления повышением квалификации базируется на следующих принципах:
планомерности, систематичности и непрерывности расширения знаний;
периодичности и обязательности обучения;
дифференциации учебных планов и программ по категориям работников;
обеспечением учебного процесса.
Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ обучения,
сводится к следующему:
- для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения;
для работающих руководителей предприятия должны создать условия,
благоприятные для обучения;
- если навыки, приобретаемые в процессе обучения, сложны, то этот процесс
нужно разбить на последовательные этапы.
6. Методы оценки работы персонала.
Оценка результатов труда
административная, информационная и мотивационная.
Под административными целями понимается: продвижение по службе, перевод с
одной работы на другую, понижение по службе, прекращение трудового договора.
1) Продвижение по службе служит двум целям: позволяет предприятию
заполнить имеющиеся вакансии; позволяет работникам удовлетворить стремление к
успеху, самовыражению, признанию.
2) Понижение работников по службе возникает, когда показатели оценки
труда не соответствуют требованиям
и исчерпаны возможности
показателей.
3) Перевод с одной работы на другую возникает тогда, когда предприятие