Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.
Задачи исследования:
Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов формирования информационных систем в регионах………………………………………….6
1.1 Научно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления ……………………………………………………………………..6
1.2 Методы формирования информационных систем в регионах….……………………………………………………………………..13
Глава 2. Информационное обеспечение Пермского края как субъекта РФ…………………………………………………………...…………………..25
2.1 Основные направления работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края….…………………………………………....25
2.2 Реализация основных направлений работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края………………………………..32
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Новая курсовая по СГмУ.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Разработка  системы мер, расширяющих возможности  эффективного использования информации, весьма существенное условие позитивного результата в государственном управлении. Среди данных подходов первостепенное значение имеют: тщательная подготовка субъекта управления к восприятию и оценке информации; выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока наиболее значимую и необходимую для данной конкретной ситуации информацию.

Система информационного  обеспечения органа местного самоуправления — это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура информационной системы муниципального образования, внедрение новых информационных технологий определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами.

Рассмотрим данные направления  на примере Пермского края:

В последние годы в  Пермском крае проделана большая  работа по созданию условий для широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов  государственной власти и местного самоуправления по управлению социально-экономическим развитием территории.

В нашем регионе принят ряд нормативных актов, определяющих стратегию информатизации: Концепция  областной целевой программы  «Электронное Прикамье (2004-2010 гг.)» (постановление Законодательного Собрания Пермской области от 20 ноября 2003 г. № 1105), Концепция политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области, принятая постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 19 июня 2003 г. № 890); Краевая целевая программа «Электронное Прикамье на 2008-2010 годы».

В рамках реализации федеральной  программы «Электронная Россия»  в Перми была разработана «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми и других городов Пермского края до 2008 года».

Данный документ определил  систему взглядов на построение и  перспективное развитие единой муниципальной  информационно-управляющей системы (МИУС), и определил стратегию, приоритеты и основные направления информатизации управленческой деятельности администрации города Перми на период до 2008 года.

Предполагалось, что информатизация управленческой деятельности администрации  города Перми позволит повысить эффективность, прозрачность управления городским хозяйством и создать предпосылки для повышения уровня жизни населения, будет способствовать интенсификации процессов информатизации в различных сферах деятельности общества.

Применение информационных технологий должно обеспечить:

• повышение эффективности управления муниципальной собственностью за счет автоматизации учета объектов муниципальной собственности, нематериальных активов, анализа их эффективного использования,

• повышение качества и доступности муниципальных услуг для граждан и организаций, результативности деятельности администрации на основе внедрения технологий «электронного муниципалитета» и формирования городской корпоративной сети,

•  снижение операционных затрат на содержание административного аппарата, повышение эффективности управления муниципальными информационными ресурсами на основе создания и развития систем:

    • управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами, документационного обеспечения деятельности муниципалитета, групповой работы муниципальных служащих с документами, планирования и мониторинга деятельности структурных подразделений, управления проектной деятельностью.
    • контроля целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ информатизации,
    • анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности администрации.

•  рост квалификации муниципальных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования, системы управления знаниями,

• совершенствование взаимодействия органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды.

Политика в сфере  информатизации управленческой деятельности администрации основывается на следующих принципах:

  1. Принцип координации.

Координация с федеральной  целевой программой «Электронная Россия»  и с областной программой «Электронное Прикамье (2004-2010 годы)». Проведение единой политики информатизации. Централизация  финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств.

Координация может быть обеспечена путем создания структуры  управления информатизацией с возложением  оперативного руководства отделами информатизации структурных подразделений администрации города, администраций районов города, муниципальных предприятий и учреждений по вопросам телекоммуникаций и информатизации, обеспечения соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при их разработке.

2. Принцип приоритетности.

Подчинение процессов  информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы муниципального управления, обеспечения контроля общества за муниципальной властью. Приоритетное использование местного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации.

3. Принцип системности.

Системный подход позволяет  объединить множество компонентов  городской инфраструктуры в единую муниципальную информационно-управляющую систему. МИУС строится как совокупность технических средств накопления и обработки информации, нормативно-правовой базы, централизованной организационно-финансовой поддержки и кадрового обеспечения.

4. Принцип открытости.

Обеспечение открытости, доступности, информационной полноты и прозрачности деятельности администраций города и районов.

5. Принцип востребованности.

Создаваемые муниципальные  информационные ресурсы и сервисы  должны быть востребованы, иначе новые  возможности не будут использоваться. Необходимо соблюдать баланс между количеством сервисов и эффективностью их использования.

6. Принцип стандартизации.

Обеспечение совместимости  информационных систем и сервисов на основе стандартизации технических  требований. Организация доступа  к единым общегородским справочникам и классификаторам.

7. Принцип централизации.

Техническое и организационное  обеспечение централизованного  сбора, накопления и комплексного использование  информации для принятия управленческих решений. Реализация принципа: «данные  – информация – знание – действие».

8. Принцип моделирования.

Создание электронной  модели стратегического и оперативного управления городским хозяйством. В  качестве нормативной основы предполагалось разработать типовые управленческие процессы в виде подсистемы электронных административных регламентов. Представление цикличной модели управления: «анализ – планирование – реализация – контроль – регулирование», где:

    • анализ – контроль текущего состояния и результатов деятельности, состояния ресурсов, динамики изменений. Подготовка решений, необходимых для обеспечения деятельности органов управления,
    • планирование – информационное обеспечение среднесрочного (разработанные планы и программы) и долгосрочного (стратегия развития города Перми) курсов управленческой деятельности.
    • реализация – исполнение решений, с индикацией результатов,
    • контроль – сравнение «план – факт»,
    • регулирование – оперативное управление.

9. Принцип типизации.

Реализация подсистемы «Электронные административные регламенты»  на основе совершенствования нормативной базы и информационной технологии, обеспечивающей типовые технологические процессы и контрольную функцию.

Согласно концепции, формирование единой архитектуры «электронного  муниципалитета» на основе типовых  элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, муниципальных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования обеспечивается согласованным развитием и совместимостью используемых программно-технических решений.

Общие требования формируются  для следующих типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, муниципальных информационных систем и ресурсов:

• систем взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающих представление администрацией через  Интернет или другие каналы связи справочной информации и услуг, включая порталы и центры телефонного обслуживания,

• транзакционных и учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения муниципальной властью своих основных задач и функций,

• систем межведомственного взаимодействия и информационного обмена сообщениями и данными между муниципальными информационными ресурсами,

• систем управления ресурсами, обеспечивающих поддержку деловых процессов и административных регламентов,

•  офисных систем, используемых муниципальными служащими в своей повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией,

•  информационно-аналитических центров и систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных о результатах выполнения муниципалитетом своих основных задач и функций,

•  систем управления электронными архивами документов, систем управления проектами,

•  систем управления эксплуатацией (включая системы управления инфраструктурными компонентами),

•  систем информационной безопасности (включая систему обеспечения безопасности электронного документооборота, систему мониторинга состояния информационной безопасности, систему мониторинга и контроля действий муниципальных служащих по работе с информацией, развитие и совершенствование средств защиты информации, защищенных средств обработки информации общего применения, систему удостоверяющих центров, а также систему их сертификации и аудита).

Разработчики Концепции  отмечали имеющиеся на тот отрезок  времени негативные тенденции:

• отраслевые задачи информатизации решаются в структурных подразделениях децентрализовано, активно развивается сценарий разобщенного процесса информатизации.

• ведомственные барьеры способствуют бессистемному накоплению технических средств, программных продуктов, информационных ресурсов, распылению и неэффективному расходованию бюджетных средств,

• общий уровень квалификации пользователей средствами ИКТ не соответствует современному уровню развития техники, отсутствует какая-либо политика обучения пользователей,

•  не осознана значимость информатизации для стабилизации и подъема экономики, активизации общества в решении социальных проблем.1

Разработчики особо  подчеркивали, что общие проблемы информатизации могут быть решены только на межведомственном уровне, а также  на основе последовательной реализации городских целевых программ информатизации и выделяли следующие направления информатизации:

1. Развитие общих муниципальных информационных ресурсов.

Общие информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются для предоставления оперативного доступа к актуальной, достоверной, непротиворечивой и юридически значимой информации об основных объектах муниципального управления на межведомственном уровне и ее совместного использования при подготовке решений.

Создание общих муниципальных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры организации сбора, хранения и актуализации юридически значимых данных об объектах муниципального управления, а также осуществлять контроль доступа их использования.

Концепция предполагает, что в первую очередь должны быть развиты общие муниципальные  информационные ресурсы, описывающие  базовые объекты управления и  регулирования, такие как:

•  информационная система «Население».

•  информационная система органов социальной защиты населения,

•  муниципальная информационная географическая система, АСУ ЖКХ,

•  информационная система «Реестр ветхого жилья»,

•  казначейская система исполнения бюджета,

•  система управления службами ГО и ЧС,

•  система информационного обслуживания работы административных комиссий.

К этому же направлению  относятся мероприятия по совершенствованию  интегрированной телекоммуникационной инфраструктуры: подключение к мультисервисной  волоконно-оптической сети города Перми, создание центра управления корпоративной сетью городской администрации города, модернизация локальной вычислительной сети в здании городской администрации города, развитие и освоение мультимедийной связи, создание единой среды передачи данных, в том числе IP-телефонии.

Информация о работе Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления