Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.
Задачи исследования:
Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов формирования информационных систем в регионах………………………………………….6
1.1 Научно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления ……………………………………………………………………..6
1.2 Методы формирования информационных систем в регионах….……………………………………………………………………..13
Глава 2. Информационное обеспечение Пермского края как субъекта РФ…………………………………………………………...…………………..25
2.1 Основные направления работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края….…………………………………………....25
2.2 Реализация основных направлений работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края………………………………..32
Заключение
Список использованной литературы
Разработка системы мер, расширяющих возможности эффективного использования информации, весьма существенное условие позитивного результата в государственном управлении. Среди данных подходов первостепенное значение имеют: тщательная подготовка субъекта управления к восприятию и оценке информации; выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока наиболее значимую и необходимую для данной конкретной ситуации информацию.
Система информационного обеспечения органа местного самоуправления — это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура информационной системы муниципального образования, внедрение новых информационных технологий определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами.
Рассмотрим данные направления на примере Пермского края:
В последние годы в Пермском крае проделана большая работа по созданию условий для широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по управлению социально-экономическим развитием территории.
В нашем регионе принят ряд нормативных актов, определяющих стратегию информатизации: Концепция областной целевой программы «Электронное Прикамье (2004-2010 гг.)» (постановление Законодательного Собрания Пермской области от 20 ноября 2003 г. № 1105), Концепция политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области, принятая постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 19 июня 2003 г. № 890); Краевая целевая программа «Электронное Прикамье на 2008-2010 годы».
В рамках реализации федеральной программы «Электронная Россия» в Перми была разработана «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми и других городов Пермского края до 2008 года».
Данный документ определил
систему взглядов на построение и
перспективное развитие единой муниципальной
информационно-управляющей
Предполагалось, что информатизация управленческой деятельности администрации города Перми позволит повысить эффективность, прозрачность управления городским хозяйством и создать предпосылки для повышения уровня жизни населения, будет способствовать интенсификации процессов информатизации в различных сферах деятельности общества.
Применение информационных технологий должно обеспечить:
• повышение эффективности управления муниципальной собственностью за счет автоматизации учета объектов муниципальной собственности, нематериальных активов, анализа их эффективного использования,
• повышение качества и доступности муниципальных услуг для граждан и организаций, результативности деятельности администрации на основе внедрения технологий «электронного муниципалитета» и формирования городской корпоративной сети,
• снижение операционных затрат на содержание административного аппарата, повышение эффективности управления муниципальными информационными ресурсами на основе создания и развития систем:
• рост квалификации муниципальных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования, системы управления знаниями,
• совершенствование взаимодействия органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды.
Политика в сфере информатизации управленческой деятельности администрации основывается на следующих принципах:
Координация с федеральной целевой программой «Электронная Россия» и с областной программой «Электронное Прикамье (2004-2010 годы)». Проведение единой политики информатизации. Централизация финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств.
Координация может быть обеспечена путем создания структуры управления информатизацией с возложением оперативного руководства отделами информатизации структурных подразделений администрации города, администраций районов города, муниципальных предприятий и учреждений по вопросам телекоммуникаций и информатизации, обеспечения соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при их разработке.
2. Принцип приоритетности.
Подчинение процессов информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы муниципального управления, обеспечения контроля общества за муниципальной властью. Приоритетное использование местного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации.
3. Принцип системности.
Системный подход позволяет
объединить множество компонентов
городской инфраструктуры в единую
муниципальную информационно-
4. Принцип открытости.
Обеспечение открытости, доступности, информационной полноты и прозрачности деятельности администраций города и районов.
5. Принцип востребованности.
Создаваемые муниципальные информационные ресурсы и сервисы должны быть востребованы, иначе новые возможности не будут использоваться. Необходимо соблюдать баланс между количеством сервисов и эффективностью их использования.
6. Принцип стандартизации.
Обеспечение совместимости информационных систем и сервисов на основе стандартизации технических требований. Организация доступа к единым общегородским справочникам и классификаторам.
7. Принцип централизации.
Техническое и организационное обеспечение централизованного сбора, накопления и комплексного использование информации для принятия управленческих решений. Реализация принципа: «данные – информация – знание – действие».
8. Принцип моделирования.
Создание электронной
модели стратегического и оперативного
управления городским хозяйством. В
качестве нормативной основы предполагалось
разработать типовые
9. Принцип типизации.
Реализация подсистемы «Электронные административные регламенты» на основе совершенствования нормативной базы и информационной технологии, обеспечивающей типовые технологические процессы и контрольную функцию.
Согласно концепции, формирование
единой архитектуры «электронного
муниципалитета» на основе типовых
элементов ведомственной
Общие требования формируются для следующих типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, муниципальных информационных систем и ресурсов:
• систем взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающих представление администрацией через Интернет или другие каналы связи справочной информации и услуг, включая порталы и центры телефонного обслуживания,
• транзакционных и учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения муниципальной властью своих основных задач и функций,
• систем межведомственного взаимодействия и информационного обмена сообщениями и данными между муниципальными информационными ресурсами,
• систем управления ресурсами, обеспечивающих поддержку деловых процессов и административных регламентов,
• офисных систем, используемых муниципальными служащими в своей повседневной деятельности для подготовки документов и обмена информацией,
• информационно-аналитических центров и систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных о результатах выполнения муниципалитетом своих основных задач и функций,
• систем управления электронными архивами документов, систем управления проектами,
• систем управления эксплуатацией (включая системы управления инфраструктурными компонентами),
• систем информационной безопасности (включая систему обеспечения безопасности электронного документооборота, систему мониторинга состояния информационной безопасности, систему мониторинга и контроля действий муниципальных служащих по работе с информацией, развитие и совершенствование средств защиты информации, защищенных средств обработки информации общего применения, систему удостоверяющих центров, а также систему их сертификации и аудита).
Разработчики Концепции отмечали имеющиеся на тот отрезок времени негативные тенденции:
• отраслевые задачи информатизации решаются в структурных подразделениях децентрализовано, активно развивается сценарий разобщенного процесса информатизации.
• ведомственные барьеры способствуют бессистемному накоплению технических средств, программных продуктов, информационных ресурсов, распылению и неэффективному расходованию бюджетных средств,
• общий уровень квалификации пользователей средствами ИКТ не соответствует современному уровню развития техники, отсутствует какая-либо политика обучения пользователей,
• не осознана значимость информатизации для стабилизации и подъема экономики, активизации общества в решении социальных проблем.1
Разработчики особо подчеркивали, что общие проблемы информатизации могут быть решены только на межведомственном уровне, а также на основе последовательной реализации городских целевых программ информатизации и выделяли следующие направления информатизации:
1. Развитие общих муниципальных информационных ресурсов.
Общие информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются для предоставления оперативного доступа к актуальной, достоверной, непротиворечивой и юридически значимой информации об основных объектах муниципального управления на межведомственном уровне и ее совместного использования при подготовке решений.
Создание общих муниципальных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры организации сбора, хранения и актуализации юридически значимых данных об объектах муниципального управления, а также осуществлять контроль доступа их использования.
Концепция предполагает, что в первую очередь должны быть развиты общие муниципальные информационные ресурсы, описывающие базовые объекты управления и регулирования, такие как:
• информационная система «Население».
• информационная система органов социальной защиты населения,
• муниципальная информационная географическая система, АСУ ЖКХ,
• информационная система «Реестр ветхого жилья»,
• казначейская система исполнения бюджета,
• система управления службами ГО и ЧС,
• система информационного обслуживания работы административных комиссий.
К этому же направлению
относятся мероприятия по совершенствованию
интегрированной