Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.
Задачи исследования:
Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов формирования информационных систем в регионах………………………………………….6
1.1 Научно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления ……………………………………………………………………..6
1.2 Методы формирования информационных систем в регионах….……………………………………………………………………..13
Глава 2. Информационное обеспечение Пермского края как субъекта РФ…………………………………………………………...…………………..25
2.1 Основные направления работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края….…………………………………………....25
2.2 Реализация основных направлений работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края………………………………..32
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Новая курсовая по СГмУ.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Очень часто в регионах словосочетание “информационно-аналитическая” по отношению к некоторой информационной системе, как правило, просто следует  из названия службы, которая ее сопровождает и использует в своей работе. Набор  технологических возможностей при этом обычно не выходит за рамки групповой работы над документами, поиска в информационных и справочных базах данных.

Расширение функционального  набора до возможностей проведения автоматизированных аналитических исследований обычно связывают с обеспечением математического моделирования ситуаций. Пока накопленный опыт фундаментальных научных и практических работ, как отечественный, так и зарубежный слабо используется в органах государственного управления.

Это связано преимущественно  с тем, что при разработке сложных математических моделей решаемые задачи и критерии оценки результатов решений обычно формулируются заранее. В практике проведения аналитических исследований в органах государственной власти и управления, особенно в сфере общественно-политических и социально-экономических проблем, наибольшую трудность в организации исследования составляет именно постановка и формулирование проблемы. Обычно постановка проблемы производится на вербальном уровне в виде качественного описания ситуации. Соответственно, расплывчатость описаний и нечеткость целей определяет и высокую степень зависимости от субъективных особенностей постановщика задачи аналитического исследования и от субъективных критериев оценки результатов принимаемых решений, а также характеризуется сильным влиянием на процесс подготовки и принятия решений элементов интуитивного характера [9.C.90].

Использование информационных технологий также возможно при проведении аналитических исследований, основанных на накоплении и представлении эвристических экспертных знаний и прецедентов с ситуационными аналогами. Основной проблемой при этом является также объективная оценка получаемых результатов и возможность дальнейшего использования созданной информационной системы независимо от экспертов, принимавших участие в отработке технологии и создании информационной базы прецедентов.

Таким образом, на информационно-аналитические  подразделения региональных органов  управления чаще возлагается информационное обеспечение, постановка задач, подбор и координация деятельности привлеченных экспертов, представление результатов аналитического исследования, нежели непосредственно реализация высоких аналитических технологий. Тем не менее, аналитические функции априорно присущи информационным структурам. Создание полноценной информационной среды требует оценки значимости, достоверности, полноты источников информации.

Необходимость постоянного  получения актуальной информации заставляет отслеживать и анализировать  качество получаемой информации, создавать  собственные информационные аналитические продукты для осуществления информационного бартера. Постоянной функцией является также селекция и интерпретация информации, предоставляемой лицам, принимающим решения.

Сущность данной работы состоит в том, что принятие решений осуществляется конкретными людьми под воздействием практически бесконечного числа внешних и внутренних факторов. Решения принимаются не только на основе жесткой логики, но и с учетом интуитивно понимаемых постулатов человеческого поведения, мышления, этических и эстетических воззрений, законов гармонии. Учесть и реализовать эти аспекты в виде информационных технологий сейчас невозможно, да вряд ли и необходимо.

Необходимо также принимать  во внимание значительное влияние отклоняющих  факторов в процессе подготовки и принятия решения. Недостаточно определить проблему, провести её декомпозицию и с помощью известных методов сгенерировать варианты решения. Отклонения от общего плана подготовки вариантов решения могут появиться на любой стадии и определяться, например, ситуационным появлением новых интересных альтернатив, степенью доступности необходимой информации на различных стадиях процесса, изменением оценочных критериев важности информации, привлечением дополнительных источников знаний, использованием новых определений и понятий, трудностями с построением спецификаций или уточнением формулировки проблемы.

В подобных случаях возможность  оперативного доступа к достоверной  информации ценится гораздо выше, чем научная проработка и обоснованность модели проблемы и ситуации. И обеспечение постоянного актуального состояния информационных ресурсов, каналов связи, нормальных человеческих контактов с коллегами, знание специфики и нюансов профессиональных интересов и предпочтений сторонних экспертов являются очень важной составляющей в работе информационно-аналитических подразделений органов управления [10.C.143].

В целом же практика работы региональных информационно-аналитических  служб показывает необходимость  и обоснованность применения нетрадиционных подходов при использовании информационных систем для аналитических исследований.

Кроме того, становится возможным  уменьшить время поиска, классификации  и обработки информации, а также  иметь до начала процедуры анализа  положительные и отрицательные  примеры решения аналогичных задач. Все это позволяет не только повысить эффективность работы информационно-аналитической службы, но и увеличить достоверность, обоснованность, ценность прогнозов и рекомендаций.

Замкнутость цикла подготовки информации предполагает не только информационный и экспертно-аналитический, но и технологический и технический аспекты деятельности службы. Последнее крайне важно, поскольку современные информационные технологии позволяют реализовать присущий им высокий уровень возможностей только при соответствующем уровне проектирования, генерации и сопровождения информационной системы.

Под технологическим  обеспечением подразумевается не столько  наличие компьютеров, сетей, средств  связи и программного обеспечения, сколько использование их в качестве единой системы специальных программно-аппаратных средств, позволяющей осуществлять подготовку заданий, непосредственно поиск, предварительную обработку, хранение необходимой информации в автоматизированном режиме.

В пределе указанные  требования сводятся к возможности информационно-аналитической службы иметь в произвольный период реального времени открытый доступ к информационным ресурсам. Наиболее естественным путем при этом считается создание собственных баз данных, создаваемых для решения конкретных задач.

Однако сбор и хранение всей доступной информации с использованием собственных ресурсов однажды сталкивается с финансовыми и техническими ограничениями. Процедуры дополнительной предварительной обработки, сжатия и фильтрации информации неизбежно приводят к ее излишней формализации и потере информационной насыщенности. К тому же, как уже указывалось, в реальной обстановке достаточно часто вводятся совершенно непредвиденные ранее новые условия, атрибуты, требования к решаемой задаче и выхолащивание собственных информационных ресурсов может отразиться на качестве предлагаемых вариантов решений [11.C.148]

Исходя из подобных соображений  и учитывая современный уровень  развития телекоммуникационных технологий региональные службы в информационно-аналитической  деятельности придерживаются принципов работы с распределенными информационными ресурсами. Это означает, что сама служба непосредственно создает и сопровождает на собственных технических средствах лишь необходимые ей для текущей работы информационные ресурсы, а ко всем прочим организует при необходимости “онлайновый” доступ.

Все возможные информационные контакты при этом можно разделить  на две группы – открытые и закрытые.

К открытым относятся  все контакты, находящиеся за пределами  возможностей регламентации доступа  со стороны информационно-аналитической службы, или других служб, обеспечивающих требования информационной безопасности. По большей части для организации такого доступа используются возможности глобальных сетей общего пользования типа . Спектр доступных с рабочего места и используемых информационных источников при этом очень разнообразен и включает в себя базы данных информационных агентств, электронные версии средств массовой информации, специализированные информационно-поисковые системы, серверы и сайты федеральных органов власти и ведомств, внешние ресурсы региональных органов управления и т.п.

К закрытым относятся  информационные контакты внутри локальных  сетей и информационных систем региональных органов власти и управления, на физическом уровне изолированных от глобальных сетей, а также доступ к федеральным и региональным информационным ресурсам по специальным каналам передачи данных.

Очень часто встречается  мнение, что подобное разграничение  доступа на уровне региональных органов  управления является излишней перестраховкой, что содержание информационных ресурсов региональных властей не представляет интереса. Это мнение ошибочно. Для практики информационно-аналитической работы серьезного уровня нет незначимой информации. Любая открытая информация может подтверждать или опровергать те или иные положения закрытой информации; являться ее составной частью; содержать персональные сведения или характеристики, необходимые для дальнейшей работы по конкретному субъекту и т.п.[12.C.49]

В последние годы можно  отметить наличие существенной активности по созданию, реорганизации, расформированию, интеграции и дифференциации функций аналитических структур на всех уровнях власти и управления. Например, в Новосибирской области с приходом нового губернатора аналитическое управление прекращает существование, а в Удмуртии вновь избранный Президент создает крупное аналитическое управление.

У региональных органов  управления постоянно возникает  также необходимость в рассмотрении и корректировке с учетом приобретенного опыта роли информационно-аналитических служб, информационно-коммуникационных ресурсов в управлении. Очень интересны для практиков вопросы использования современных информационных технологий и экспертных методов для аналитических исследований и принятия решений на региональном уровне, возможности непосредственного рабочего взаимодействия информационно-аналитических служб и специалистов регионального и федерального уровней.

До сих пор не потеряли актуальности высказываемые уже  много лет предложения:

  • по созданию координационного совета по методологии аналитической деятельности в органах власти и управления;
  • по периодическому проведению совещаний и семинаров для регионов с участием представителей аналитических служб всех уровней и научно-исследовательских организаций;
  • по упорядочению организационных форм взаимодействия информационно-аналитических структур; обобщению имеющегося опыта аналитической деятельности;
  • организации системы обмена аналитическими и методическими материалами; по централизованному обеспечению информационно-аналитических служб соответствующими информационными технологиями, необходимой информацией, программно-техническими и информационно-коммуникационными ресурсами, в том числе обеспечению региональных органов управления статистической информацией на безвозмездной основе в рамках федеральной статистической программы;
  • созданию геоинформационной системы для органов государственной власти, интеграции картографической информации из федеральных и региональных источников информации;
  • плановому обучению и повышению квалификации специалистов.

Опыт работы информационно-аналитических  структур на всех уровнях обозначил  целый комплекс проблем, без решения  которых дальнейшее развитие будет  затруднено.

К числу первоочередных проблем можно отнести:

  • разделение и фиксация ответственности информационных источников за полноту, достоверность, актуальность информационных ресурсов; определение режимов, протоколов, форматов, регламентов информационного обмена внутри государственных структур всех уровней;
  • установление правового статуса, оценка, страхование, продажа информационных продуктов на основе информационных ресурсов, отнесенных к государственным;
  • разработка и реализация общих принципов создания, функционирования и координации ведомственных информационных систем.

Для повышения эффективности работы аналитических и информационно-технологических служб необходимы согласованные решения как на межрегиональном, так и на федеральном уровне. Остается актуальной необходимость координации дальнейшего развития и использования региональных и федеральных информационно-коммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно решить только совместными усилиями федеральных и региональных органов власти.

 

 

    1. Методы формирования информационных систем в регионах.

 

Несовершенство и неопределенность политического и экономического устройства переходного периода  развития страны сказывается в первую очередь на социально-экономической  и общественно-политической сферах деятельности регионов. Процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации становятся жизненно важными. При этом качество управленческих решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем. Каких именно?

Прежде всего, следует выделить ряд сквозных для всех уровней  содержательных проблем, информация по которым требуется в различных объемах, но непременно включает прогнозирование для подготовки предложений и решений. К этим проблемам можно отнести:

  • внутриполитическую обстановку в Российской Федерации и на территории региона;
  • экономическое развитие региона (формирование бюджета, стратегия развития, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций, научно-технический прогресс, экология и т.п.);
  • социальные проблемы и благосостояние населения региона (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);
  • развитие науки и культуры (в том числе развитие образования, различных сфер культурной жизни общества, печати, телевидения, искусства и т.д.);
  • состояние общественного мнения по различным аспектам общественно-политической жизни региона;
  • текущее взаимодействие представительной, исполнительной и судебной властей; работа со структурами власти и управления, администрациями всех уровней, регионами, хозяйствующими субъектами; работа с политическими партиями, движениями и общественными организациями.

Информация о работе Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления