Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью исследования является изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, их функционирование в парадигме современного социума.
.
Для раскрытия темы выделяем основные задачи:
Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.
Определить роль СМИ в жизни современного общества.
Определить понятие «гендер».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе………5
1.1. Определение и виды СМИ. Их роль в формировании общественного мнения……………………………………...............................................................5
1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества ……………
1.3. Историческое развитие гендерных стереотипов в обществе под влиянием СМИ………………………………………………………………………………..
1.4. Гендерные стереотипы в современных СМИ……………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава 2. Гендерные стереотипы в разных видах СМИ………………………
2.1. Гендерный стереотипы в женских журналах (на примере журнала «Cosmopolitan»…………………………………………………………………….
2.2 Гендерные стереотипы в прессе (на примере статьи Холи Брюер «List of Gender Stereotypes»………………………………………………………………..
2.3 Гендерные стереотипы в радиопередачах (на примере одного из выпусков «VOA – Voice of America»………………………………………………………..
ГОУ ВПО
«Кемеровский государственный университет»
Факультет Романо-германской филологии
Кафедра теории и практики перевода
Карагодина Алиса Константиновна
Гендерные стереотипы в западных СМИ
(курсовая работа)
Кемерово 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе………5
1.1. Определение
и виды СМИ. Их роль в формировании общественного
мнения……………………………………..........
1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества ……………
1.3. Историческое
развитие гендерных стереотипов в обществе
под влиянием СМИ………………………………………………………………………
1.4. Гендерные стереотипы в современных СМИ……………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава 2. Гендерные стереотипы в разных видах СМИ………………………
2.1. Гендерный стереотипы
в женских журналах (на примере журнала
«Cosmopolitan»…………………………………………
2.2 Гендерные стереотипы
в прессе (на примере статьи Холи Брюер
«List of Gender Stereotypes»………………………………………………
2.3 Гендерные стереотипы
в радиопередачах (на примере одного из
выпусков «VOA – Voice of America»……………………………………………………….
Введение
Существование СМИ невозможно без стереотипов. С появления первой газеты до создания глобальной системы массовых коммуникаций устойчивые представления о добре и зле, героизме и подлости, спасителе человечества и "враге народов" и т.д. являлись не только непременным атрибутом каждого адресованного широкой аудитории сообщения, но непосредственно самим строительным материалом любой публикации, радиопрограммы или телепередачи.
Стереотипы имеют свойство меняться во времени, отражать политические интересы и идеологию государств, национальных или международных группировок и партий, а также представления обыденного сознания, свойственные эпохе. Отражают они и настроения, взгляды и предрассудки самого носителя информации-журналиста.
Справедливо заметить, что в наше время, современное общество отходит от стереотипа женщина – дом – быт, карьера выдвигается на первые позиции и для «слабого» пола, меняются потребности женщин: они хотят постоянно узнавать что-то новое, общаться с интересными людьми, переживать новые чувства, переносить свои мысли на бумагу, а самое главное — появляется желание быть услышанной.
Актуальность исследования обусловливается тем, что на современном этапе развития общества гендерные стереотипы, транслируемые СМИ, оказывают огромное влияние на социальное позиционирование женщин и мужчин, находящихся в одной социальной парадигме.
Объектом исследования являются СМИ.
Предметом исследования являются гендерные стереотипы, транслируемые журналами, теле- и радиопередачами.
Целью исследования является изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, их функционирование в парадигме современного социума.
.
Для раскрытия темы выделяем основные задачи:
Методы исследования
В качестве основного метода исследования используется метод научного описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретации, классификации и систематизации основного материала.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним и заключения.
Со временем, стремление женщин быть самостоятельными личностями, было понято, и главное поддержано. Поддержано главным образом СМИ, которые стали издавать соответствующие периодические издании, телевизионные передачи не только о хозяйстве, доме, огороде и детях, но и направленные на создание образа не женщины-хозяйки, а женщины-обольстительницы. Той женщины, которая с гордостью может выйти в люди – красивая, ухоженная, модная.
Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе
1.1. Определение
и виды СМИ. Их роль в
Уже около столетия ведущие умы мира интересуются проблемой роли средств массовой информации. Идея массовой манипуляции аудиторией стала возможной еще в начале ХХ века, когда массовые средства передачи информации окончательно сложились.
В жизни современного общества роль СМИ переоценить трудно, так как какую-либо сферу нашей жизни невозможно представить без них. Печатные и электронные СМИ давно являются важной частью духовной жизни общества.
Будучи динамичным по своей сути, язык средств массовой информации наиболее быстро реагирует на все изменения в общественном сознании, отражая состояние последнего и влияя на его формирование. Именно в языке средств массовой информации легко увидеть те новые тенденции в подходах к изучению языка, которые прослеживаются в современной лингвистике [Александрова, 2003]. Необходимо отметить, что устная речь дает возможность использовать большее количество средств воздействия. Володина М. Н. (д.ф.н., профессор, МГУ) относит к общим чертам, характерным для языка массовой коммуникации в современном обществе следующие качества:
Прежде чем говорить о половых стереотипах, распространенных в сфере СМИ, необходимо определить, что это такое и какие их виды существуют.
Средства массовой информации (СМИ) – к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами. В законодательстве большинства стран к СМИ пока не относятся субъекты распространения информации через глобальную сеть Интернет [Князев, 2002].
Что касается видов СМИ, то есть несколько классификаций: в зависимости от формы собственности (государственные, корпоративные и частные), от охвата распространения (региональные и местные), от периодичности, от стиля и жанра и способа передачи. Необходимо отметить, что, относя Интернет к средствам массовой информации, следует помнить, что это не совсем так, ввиду того, что только электронные версии газет и журналов, размещенные в нем, попадают под эту категорию. В данный момент СМИ представлены четырьмя направлениями – печать, радио, телевидение и Интернет.
Печатные издания: информация предоставляется в виде текста, графических изображений, рисунков и т.д. и может восприниматься без специальных средств. Основные качества – доступность и избирательность.
Радиовещание: информация передается с помощью звука, поэтому оперативность (в отличии от печатных изделий) достаточно высокая. Но здесь имеет место быть отсутствие избирательности.
Телевидение:
информация подается одновременно аудио
и видео способом. Высокая оперативность
– главное достоинство
Интернет: такой вид информации является «сборником» трех предыдущих. Подаваться может и в видео и аудио варианте.
В данной работе мы собираемся изучать такие виды СМИ, как пресса (журналы, Интернет-статьи), радио (новости), телевидение (новости).
1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества
Гендер
– это социальный пол, определяющая
поведение человека в обществе и
то, как это поведение
В
психологии и сексологии понятие
«гендер» употребляется в более
широком смысле, подразумевая любые
психические или поведенческие
свойства, ассоциирующиеся с
Проблема оценки различия между полами (определенных категориями мужчины и женщины) возникает тогда, когда одному из данных полов отводится ведущая роль в социальных процессах и иных сферах жизни. В большинстве случаев, когда исследователи говорят о различии между полами в рамках зарубежных гендерных теорий, употребляя термин «гендер», они говорят о том, как именно женщины отличаются от мужчин [Фомин, 2003].
Учитывая название данной работы, необходимо также раскрыть роль гендера в современной жизни. Для этого необходимо коснуться термина «гендерные стандарты». Гендерные стандарты - одна из основ современной цивилизации. Неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно "навязываются", а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек - как женщин. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу "женских дел" и домашних обязанностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит [Козлов, 2010].
1.3. Историческое
развитие гендерных
Средства массовой информации (СМИ) занимают далеко не последнее место в нашей жизни и оказывают значительное влияние на общество. Они являются одним из важнейших институтов современного общества. Выполняют много функций: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Соответственно, они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.
Возможности СМИ настолько велики и многогранны, что они не могут не вызывать к себе интереса. На сегодняшний день трудно представить существование общества без средств массовой информации. Они играют настолько значительную роль, что иногда ее называют «четвертой властью».
Существование СМИ невозможно без стереотипов. С появлением первой газеты до создания глобальной системы массовых коммуникаций устойчивые представления о добре и зле, героизме и подлости, спасителе человечества и враге народа всегда были строительным материалом любой публикации, радиопрограмме или телепередаче. Стереотипы имеют свойство меняться со временем, отражать как политические интересы, так и представления обыденного сознания, свойственные данной эпохе. Также они отражают настроения, взгляды, предрассудки самого автора (носителя информации). Любое сообщение отражает состояние общественного сознания и идеологии, постоянно создает общественное мнение. Предлагает ролевые модели, образ мыслей и отношение к действительности. «Газета – это коллективный пропагандист, агитатор и организатор» как сказал В.И.Ленин в газете «Трудовая Россия» – эти слова в значительной степени отражают состояние всех современных СМИ всего мира: «The New York Times», «Асахи», «Всеукраинские ведомости», «Независимая газета», радио Ямайки, агенство «Рейтер», информационные сайты Интернета.
Гендерные стереотипы в СМИ возникли очень давно с самими СМИ – они отражали гендерные различия в существующем тогда обществе, закрепляли традиционные гендерные роли. Необходимо отметить, что средства массовой информации, так или иначе пересекаясь с литературой, воспроизводили образы мужчин и женщин, созданные писателями разных стран и народов, развивали их, превращали в клише. Обращаясь к творениям русских писателей, можно найти живой тому пример – «тургеневские» девушки, Чичиковы, Обломовы, которые уже более ста лет существуют в прессе. Гендерные представления конца прошлого века отражали общественную дискуссию об эмансипации женщины, о женском образовании и общественной деятельности, разделяя общество на два лагеря – сторонников и противников изменения традиционного места женщины в обществе.