Гендерные стереотипы в западных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, их функционирование в парадигме современного социума.
.
Для раскрытия темы выделяем основные задачи:
Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.
Определить роль СМИ в жизни современного общества.
Определить понятие «гендер».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе………5
1.1. Определение и виды СМИ. Их роль в формировании общественного мнения……………………………………...............................................................5
1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества ……………
1.3. Историческое развитие гендерных стереотипов в обществе под влиянием СМИ………………………………………………………………………………..
1.4. Гендерные стереотипы в современных СМИ……………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава 2. Гендерные стереотипы в разных видах СМИ………………………
2.1. Гендерный стереотипы в женских журналах (на примере журнала «Cosmopolitan»…………………………………………………………………….
2.2 Гендерные стереотипы в прессе (на примере статьи Холи Брюер «List of Gender Stereotypes»………………………………………………………………..
2.3 Гендерные стереотипы в радиопередачах (на примере одного из выпусков «VOA – Voice of America»………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

готовое.doc

— 738.50 Кб (Скачать документ)

Во  второй части мы углубились в историю, после чего смогли сделать вывод, что половые стереотипы появились  очень давно и несмотря на активные протесты и феминистические движения они существуют по сей день. Понятие  «гендер» мы охарактеризовали как            1) социальный пол, определяющая поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается; 2) любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительное отличающие мужчин от женщин; 3) заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Гендерные стереотипы в разных видах СМИ

Стоит задуматься, почему одного человека на разговорном английском языке называют «human being», а также, почему говорят «he» про одного человека из группы людей, где мужчины и женщины присутствуют в одинаковой степени. У английского языка есть свое отношение к мужчине и женщине – к такому выводу мы приходим. В языке существуют определенные стереотипы, которые носят определенные черты только к мужчинам или только к женщинам.

Как уже было сказано в предыдущей главе, есть ряд стереотипов относительно мужского и женского пола, которые навязывает общество. Их можно четко увидеть в языке, который прежде всего отражает характер и культуру носителей английского языка.

Напомним, что  гендерные стереотипы – это культурные и социальные взгляды (убеждения, мнения, суждения) о чертах характера и  нормах поведения, свойственных «настоящим»  мужчинам и женщинам. Данные предпосылки формируют определенную форму поведению, к одним и тем же чертам приписываются разные оценки, в зависимости от того, к какому полу мы приписываем характеристику.

В практическом английском ассиметрия проявляется  в том, что к словам «woman» и «she» прибегают гораздо реже, чем к «man» и «he». Напрашивается вывод о том, что английский имеет более благосклонное отношение к мужскому гендерному поведению.  Тем не менее, вопрос гендерности языка остается открытым, так как большинство исследований склоняются к выводу, что основная часть английских слов абсолютно нейтральна. Именно поэтому в английском языке отсутствует категория рода.

 

 

 

 

 

2.1 Гендерные  стереотипы в женских журналах (на примере журнала «Cosmopolitan»

Использование гендерных стереотипов способствует формированию определенных социальных образов, а также содействует закреплению норм поведения, моральных ценностей.

В основе современных  женских журналов лежат стереотипные представления о женском поведении  и предназначении женщины. Обозначим, что под стереотипом принято понимать схематически стандартизированный образ, легко запоминающийся, воспринимаемый аудиторией и использующийся для характеристики социального объекта, группы, общности [Бабенко, 2005]. В процессе формирования мужских и женских образов сложилась система гендерных стереотипов, определяющая роли, функции, особенности поведения мужчины и женщины.

«Cosmopolitan» - самый популярный в мире журнал для молодых женщин. Выпускается в США, выходит на многих языках. Известный своим ироничным тоном и независимым стилем, «Cosmopolitan» помогает молодым женщинам решать свои проблемы, осуществлять мечты и добиваться поставленных целей. Образ "девушки в стиле Cosmo" вдохновляет миллионы женщин и является воплощением идеальной женщины. Даже если взглянуть на обложку журнала (см. Приложение № 1), мы уже видим один из самых популярных половых стереотипов – женщина должна быть стройной, ухоженной, приветливой и позитивной, с красивой прической, идеальным макияжем.

Прежде чем перейти к анализу образа женщины, представленного на страницах журнала Cosmopolitan, необходимо выявить наиболее частичные его номинации. Это можно представить в виде следующей формулы:

Настоящая девушка + Звездная девушка + Vip-персона = Девушка-Cosmo.

«Девушка–Cosmo» это определение, предложенное и использованное самим журналом в своей рекламной компании.

Настоящая девушка. Прилагательное «настоящая» представлено в «Большом толковом словаре русского языка» С. А. Кузнецова в начальной форме «настоящий» и имеет пять значений. К данному контексту применителен следующий вариант: «Такой, какой должен быть, представляющий собой лучший образец, идеал чего-нибудь. Настоящий человек, настоящая дружба».

Звездная девушка. Прилагательное «звездная» представлено в «Большом толковом словаре русского языка» С. А. Кузнецова в своей производящей словоформе «звезда», которая имеет три значения. Также есть пометка на то, что производное прилагательное «звездный» (н. ф.) подходит к первому и третьему значениям. В нашем случае больше подходит первое: «Небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе. Полярная звезда.// Звезда первой величины (также перен.: о выдающемся деятеле искусства, науки). Верить в свою звезду (перен.: в свое назначение, в свою судьбу). Восходящая звезда (перен. о человеке: новая знаменитость). Звезд с неба не хватает (перен.: о заурядном, ничем на примечательном человеке)». То есть мы видим, что эпитет «звездная» употребителен в переносном значении для определения статуса человека.

Vip-персона. «Vip» (сокращ. от англ. very important people) - очень важный человек. «Персона» (от лат. persona) - особа, личность [5, c.115]. Можно сделать вывод, что девушка-Сosmo это лучшая, идеальная, образцовая, незаурядная и особенная девушка. Так сказать словами А. С. Пушкина, конечно, не без доли иронии, «чистейшей прелести чистейший образец» («Мадонна»).

Внешность

Чтобы выявить, как выглядит или как должен выглядеть этот «образец», следует обратить внимание на рубрикацию и речевой жанр, представленный в рекламном дискурсе, посвященные внешнему виду девушки-Cosmo.

Проследим это на примере  Cosmopolitan за июнь 2009 года.

Для этого в журнале отведены две статусные рубрики:

1) « Мода & красота»;

2) «Твое здоровье».

Первая рубрика представлена разделами:

-Дышите глубже!

(Шопинг начинается);

-Модная идея.

(Что за дикость? Звериные принты возвращаются);

-7 актуальных вещей месяца;

-Твое лицо.

(Быстрая чистка);

-Твой макияж.

(Новинки для создания свежего образа);

-Твои волосы.

(Средства, которые сделают их более сильными);

-Твое тело.

(Водный сейшн);

-Новый make-up.

(Праздничная лихорадка);

-Beauty новости.

(Радостные губки).

 

«шоппинг»,-а;м.(англ. Shopping). - в англоязычных странах: посещение магазинов в выходной день;

«принт», а;м.(англ. Print) - печать, рисунок;

«сейшн», -а;м. (англ. Session- заседание) жарг. - cборище, вечеринка;

«make-up» (англ.) – макияж;

«beauty» (англ.) – красота [5] , которые входят в словарный запас девушки - Сosmo и часто ей употребляются. Названия разделов колоритны и образны, об этом свидетельствует разнообразие эпитетов («модная идея», «звериные принты», «актуальных вещей», «быстрая чистка», «свежего образа», «волосы более сильные», «водный сейшн»), оксюморон («праздничная лихорадка»), олицетворение («радостные губки»), восклицательные («Дышите глубже!») и вопросительные («Что за дикость?») предложения, что подчеркивает незаурядность и творческий подход героини во всем, в том числе и в создании своего образа, имиджа. Также следует обратить внимание на повторяющееся (4 раза) личное местоимение второго лица «твой», что наводит на мысль об индивидуальной целенаправленности и личностном подходе девушки-Cosmo к своему облику.

В отличие от «Моды & красоты» рубрика «Твое здоровье» представлена более спокойным и нейтральным оглавлением:

-Cosmo-консультант;

-Личный доктор (Специалисты отвечают на волнующие тебя вопросы);

-Желтая пропасть (Что надо знать о гепатите В);

-Все о клещах (Ходим в лес без опасений)

-Спортзал.

Из 24 слов 2 слова являются общенаучными словами («консультант», «специалисты») и 2 слова собственно медицинскими терминами («доктор», «гепатит В»), остальные 20 общеупотребительны. Это позволяет сделать вывод о том, что девушка-Cosmo к вопросам, касающимся здоровья, относится более серьезно и ответственно.

«Здоровье», -я; ср. По «Большому толковому словарю русского языка» С. А. Кузнецова имеет два значения: 1. Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Укреплять здоровье.; 2. Самочувствие, то или иное состояние организма. Жаловаться на здоровье.

«Красота», -ы; ж. По «Большому толковому словарю русского языка» С. А. Кузнецова имеет 6 значений, но нас интересует только одно из них: 3. Красивая, привлекательная внешность. Тайна женской красоты.

Она понимает, что именно здоровье и есть залог красоты.

Если подвести итог под всем выше сказанным, то можно будет выявить следующие составляющие черты образа девушки-Cosmo. Она является обладательницей:

- красивых, густых, сильных, впечатляющих волос;

- объемных, производящих впечатление и сильных ресниц;

- соблазнительных, привлекательных, возбуждающих и сексуальных губ;

- ее аромат должен быть чувственным и доставлять наслаждение;

- ее лицо и тело должно быть упругим, подтянутым, лишенным дряблости, следовательно, всегда молодым.

Внутренний мир.

Самой важной характеристикой в описании образа нашей героини является ее речевой портрет. Через него мы увидим, что нравится девушке-Cosmo, чем она занимается и увлекается, как себя реализует и как строит свое общение с окружающим миром.

Попробуем это узнать, рассмотрев несколько статей из разных рубрик:

«Будь бдительна».

В данной статье девушка Cosmo позиционирует себя как думающую, анализирующую, умеющую разбираться в жизни (и не только своей!) и имеющую право давать советы, то есть полностью уверенную в самой себе девушку.

Для девушки-Cosmo, одной из важных составляющих в жизни, является её взаимоотношения с противоположным полом. Этому свидетельствуют специально отведенные в журнале рубрики: «Ты & Он», «СексSex». Они взаимосвязаны, так как для нашей героини важны гармоничные отношения и в духовной, и в сексуальной жизни.

Рассмотрим для сравнения статьи «Любовь со словарем» из рубрики

«Ты & Он» и «Вот как оТказывается» из рубрики «СексSex».

Названия статей представляют собой некую ироничную игру слов, каламбур: «Любовь со словарем» (оксюморон) – вместо привычного «Работа со словарем», «Вот как оТказывается» вместо «Вот как оказывается».

Обе статьи используются в письменной форме, как монолог в виде рассуждения, и раскрывают истинный контекст, тех или иных произносимых вслух фраз («Любовь со словарем»), или причин для отказа («Вот как оТказывается»).

Итак, из анализа статей следует, что настоящая девушка-Cosmo может прочитать между строк, общаясь с молодыми людьми, то есть знает, что на самом деле имеют в виду её собеседники. Вполне безобидные фразы могут иметь другой контекст. Наша героиня не просто легкомысленная кокетка, но и в какой-то мере психолог.

Используя свои методы и психологические приемы, девушка-Cosmo может манипулировать действиями других людей, в том числе действиями своего молодого человека, направляя отношения в нужное русло.

Но круг ее интересов не сводиться лишь к личной жизни. Не мало важным для девушки-Cosmo является и профессиональная самореализация. В журнале этому посвящена рубрика «Твоя карьера», на это указывает личное местоимение 2ого лица «твоя».

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что девушка-Cosmo не совсем обычная девушка. «…Джинсы на ней или красивое платье, растоптанные кроссовки или туфли на шпильке, покрыто её лицо косметикой или чисто умыто, бизнес-леди она или студентка – неважно. Главное, что она освобождена от стереотипов о том, как должна выглядеть и думать женщина» [2, с.101]. Она сама является образцом для подражания!

В портрете девушки-Cosmo собраны разные характеристики стереотипных женских образов: семейная, привлекательная, умная и образованная, чувственная и желанная.

 

Теперь приступим к анализу мужских образов в журнале «Cosmopolitan».

Образ мужчины, отраженный в журнале «Cosmopolitan» это, прежде всего, образ мужчины для женщины. Это  образ, заведомо  сознательно нацеленный  на  женскую аудиторию.

Периодически  на страницах «Cosmopolitan» появляется так называемая «ярмарка женихов» («Cosmopolitan» март 2009), в которой раскрываются основные образы мужчин в женских изданиях (основной упор делается на аксиому «мужчина для женщины»). На первое место в характеристиках свободных молодых людей становятся материальная обеспеченность и самодостаточность.

Также одним из самых объемных источников мужских образов в журнале  «Cosmopolitan» является реклама. Здесь необходимо отметить, что в журнале встречается реклама товаров не только для женщин, но и для мужчин. Как правило, это:

- мужчина-метросексуал: «метросексуал — неологизм для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, которые придают большое значение своей внешности (физическая форма, одежда, аксессуары) и, соответственно, тратят массу времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. В XIX веке схожий культурный феномен был известен под названием денди»;

-герой-любовник (Davidoff Hot Water);

Информация о работе Гендерные стереотипы в западных СМИ