Гендерные стереотипы в западных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, их функционирование в парадигме современного социума.
.
Для раскрытия темы выделяем основные задачи:
Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.
Определить роль СМИ в жизни современного общества.
Определить понятие «гендер».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе………5
1.1. Определение и виды СМИ. Их роль в формировании общественного мнения……………………………………...............................................................5
1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества ……………
1.3. Историческое развитие гендерных стереотипов в обществе под влиянием СМИ………………………………………………………………………………..
1.4. Гендерные стереотипы в современных СМИ……………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава 2. Гендерные стереотипы в разных видах СМИ………………………
2.1. Гендерный стереотипы в женских журналах (на примере журнала «Cosmopolitan»…………………………………………………………………….
2.2 Гендерные стереотипы в прессе (на примере статьи Холи Брюер «List of Gender Stereotypes»………………………………………………………………..
2.3 Гендерные стереотипы в радиопередачах (на примере одного из выпусков «VOA – Voice of America»………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

готовое.doc

— 738.50 Кб (Скачать документ)

Деловые и трудящиеся женщины не были представлены вообще; если мелькало интервью женщины-директора  банка, то акцент делался на особенностях ее макияжа и кулинарных рецептах дома, а деловые успехи и деньги представали некой случайностью, подарком судьбы. Женщин не привлекали в средства массовой информации в качестве экспертов почти никогда. Женское движение за рубежом не освещалось в зарубежных репортажах, а фиминистки понемногу начинали занимать в системе стереотипов пустующее место «врага народа! – они были представлены как недовольные жизнью тетки, не умеющие привлечь мужчин. Первый женский независимый форум в Дубне был представлен как сборище агрессивных лесбиянок [«Московский комсомолец», 2008]. Никакого возмущения общественности подобные высказывания не вызывали, даже были приняты как должное. Насмешки над глупостью, неловкостью женщин стали общим местом, то время как об успехах или их простых буднях СМИ молчали.

Образы  женщин в СМИ постепенно маргинализировали  ее – новые газеты постоянно писали о преступлениях, совершенных женщинами. Тема проституции стала одной из знаковых. Она смыкалась с темой порнографии – порножурналы утверждали, что «каждая женщина в душе – проститутка». Женщина все более и более превращалась в сексуальный объект, лишенный собственного голоса. Стоит отметить, что многие из напрямую унижающих достоинство женщин материалов были написаны женщинами-журналистками.

Унизительные образы женщин немедленно начала тиражировать возникшая и растущая реклама - женщина  представала туповатой, не способной освоить современную технику, не способной даже выбрать хорошую шубу или платье без мужского совета. Апофеозом этого явления можно считать слоган, многократно показанный по ТВ: "Женщина - друг бизнесмена".

Примечательно, что образы мужчин тоже перетерпели изменение. В СМИ появился супермен, смахивающий на Шварцнегера или Сталлоне. Такими представлялись мужчины, такими их хотели видеть пресса и телевидение. Настоящий мачо, хозяин положения, не знающий сомнений и рефлексии, сильный телом и духом, приводящий в состояние экстаза всех красавиц одним своим видом. Таков был стереотип, отражавший комплексы и мечтания общества.

В этот период возникает  новый подход в оценке гендерных  ролей. Появились тексты феминистской теории, вопрос о правах человека включал также вопрос о положении женщин – для традиционного сознания это было абсолютно неприемлемо. Уже указанные стереотипы  - сексапильной «подруги супермена» и крутого «мачо» - переместились в начавшие активное развитие (начало 90-х) «дорогие» журналы для мужчин и женщин («Cosmopolitan», «Медведь», «XXL», «Эль» и др.). Телевидение стало выходить на ведущие позиции, завоевывало гигантскую аудиторию новыми каналами и передачами. Образы женщин в сериалах не были отмечены разнообразием – это были подруги сильных мужчин, преданные жены, страдающие миллионерши. Реклама на ТВ продолжала эксплуатировать женскую внешность как иллюстрацию к товару, специальные женские программы были однообразными и неинтересными, посвященными в основном гороскопам, жизни звезд, шейпингу и т.д. Публиковались статьи с советами сексолога, косметолога, кулинара, народного ценителя и т.д. Это было актуально как для России, так и для зарубежных СМИ.

Все упомянутые тенденции  гендерной стереотипизации оказывали  решающее влияние на образы женщин и мужчин в средствах массовой информации. Росло число журналов для женщин и мужчин, которые предлагали присущие обществу потребления и традиционные для него стереотипы: женщины как подруги и соблазнительницы, внимательной к своему телу и нарядам, мужчины – как завоевателя и хозяина.

Со временем случилось  так, что женщины и мужчины  по-разному вписывались в не слишком  успешно продолжающиеся экономические  реформы. Женщины активнее мужчин начинали трудиться в сфере мелкого  и среднего бизнеса (крупный по-прежнему оставался в руках мужчин). Мужчины разуверились в политике, а женское движение становилось все более значимым фактором, женщины в политике продолжали отстаивать интересы женщин и прямо говорили о дискриминации.

Если в качестве отдельного примера рассматривать журналистику, к этому времени она обрела новые устойчивые черты. Был завершен процесс передела собственности в СМИ, медиа-империи превратились в конгломераты всех возможных типов журналистики. В ней произошло окончательное четкое разделение на качественную и бульварную прессу, пресса для женской и мужской аудитории также определила свои границы и заняла прочное место на рынке, порнография стала менее заметной, спряталась в специальные киоски и стала менее активной и популярной.В СМИ гендерные стереотипы уже не являли такого единства, как в начале десятилетия. Одни СМИ предпочитали женщину-героиню, лидера политики и бизнеса, высокообразованную личность героиню с активной жизненной позицией, имеющей свое мнение и желающей преобразования общества, другие продолжали использовать образ маргиналки-преступницы. Молодежная пресса по-прежнему эксплуатировала внешность женщины, представляя ее как секс-объект.

Последующие годы показали, что тенденция налицо – о женщинах было написано на 1,5% всех газетных площадей прессы, и их образы продолжали меняться. Регулярно публиковались материалы о женщинах-профессионалах, женщинах-экспертах. Газеты повествовали о женском успехе в бизнесе, политике, искусстве, и даже начали периодически публиковать статьи о международном женском движении и феминизме, рассматривая последнее в исключительно позитивном ключе. Данная тенденция незамедлительно распространилась и на телевидении. Телерепортеры увидели в образе активной деятельной женщины некий новый поворот. В новостях появлялись репортажи о феминистках, кризисных центрах для женщин, проблемах дискриминации. Женщины представали в этих сюжетах как хозяйки своей судьбы, которые могут не только отстоять свои позиции в обществе, но и самому обществу предложить некие новые конструктивные подходы к решению наболевших проблем. Активно подключались также радиостанции, передачи на которых посвящали свой эфир разговору о правах женщин, о женском движении и женском лидерстве.

Несомненно продвижению  образа активной женщины (а нередко – руководительницы мужчины) на первый план способствовала активность женщины в массовой культуры в целом. Женские рок-группы, женщины-авторы самых популярных детективов, в которых героини были хозяйками положения. Женщины-ведущие телепрограмм становились предметом для подражания, а в работах авторов-мужчин становились предметом дискуссии, порой даже поклонения. Западные телесериалы представляли самостоятельных и сильных женщин.

Для многих стран характерно возрождение и самоопределение  женского самознания. Этому способствует деятельность женских организаций, центров гендерных исследований, самоотверженная работа женщин-журналисток, создающих свои группы и ассоциации и не согласных с засильем уничижающих и женщину, и мужчину, мифологическими представлениями и отсутствием реального собственного пути и собственного стиля поведения в современном обществе.

Особый интерес к  половым стереотипам появился не так давно. В западной социологии повышенный интерес к проблеме ПС обозначился в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ о природе и содержании ГС стала статья коллектива ученых во главе с И. Броверман. В ней были представлены результаты развернутого эмпирического исследования. На протяжении последующих десятилетий появились монографии (С. Бэсоу) и статьи, рассматривающие различные аспекты половой стереотипизации (среди важнейших работ по теоретическим аспектам половых стереотипов статьи К. Дио и Л. Льюиса; Р. Д. Эшмора, Ф. К. дел Бока и А. Волерса. В отечественной науке первыми к теме ПС обратились психологи, использовавшиеся для их обозначения термин «полоролевые стереотипы». Уже в 1980-х появился ряд работ, посвященных проблемам стереотипных представлений о качествах мужчины и женщины (труды В. С. Агеева, Т. А. Репниной), которые стимулировали дальнейшее исследование проблемы, в том числе и с помощью категориального аппарата других гуманитарных дисциплин. В социогуманитарном знании постсоветской России ПС стали предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов. Среди наиболее исследуемых аспектов темы — анализ влияния использования ПС в масс-медиа и в рекламе на дискриминацию женщин, роль ПС в политической, экономической сфере, сфере социальной политики, национальная специфика половых представлений [Рябова, 2003].

Содержание половых  стереотипов составляет несколько  групп поло маркированных качеств.

  1. Качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
  2. Характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
  3. Качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.
  4. Характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.
  5. Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.
  6. Стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать [Рябова, 2003].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    • 1.4 .Гендерные стереотипы в современных СМИ

Как уже было сказано, мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются средства массовой коммуникации. Они закрепляют в общественном мнении определенные понятия и стереотипы. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличивается, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального фунционирования социума и человека в нем ввиду того, что они выполняют прежде всего функцию «экономии мышления», содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений [Скорнякова, 2004]. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации. 

Гендерные стереотипы выполняют все вышеназванные функции, собирая опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.

Гендер – это спецефический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения. Таким образом, гендер относится не просто к женщинам и мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения взаимодействия полов в социуме [Скорнякова, 2004].

Необходимо отметить, что именно гендерные стереотипы являются основным барьером в установлении гендерного равенства в нашем обществе. В СМИ они неотделимы от образа женщины, а также идеи предназначения женщины.

Большое количество ученых занимаются проблемой гендерных стереотипов. Ознакомившись с некоторыми из них можно определить следующее:

1. Стереотип мужчины, выраженный в языке, включает такие качества, которые получают высокую оценку в культурах патриархального типа, например: физическая сила, интеллектуальное превосходство, рациональность, агрессивность, сексуальная активность, независимость, власть над другими. В свою очередь, стереотипный образ женщины представлен такими качествами, которые хотели бы видеть мужчины, но которые получают низкую оценку в патриархальном мире, а именно: зависимость, физическая красота, сексуальная привлекательность, эмоциональность, чувствительность и забота о других. Данные выводы сделаны исходя их работ следующих авторов: A.Пауэлс, К.В.Киуру, А.Н.Махмутова [Шишигина, 2006]. К вышесказанному мы можем добавить, что действительно типичный женский образ включает ряд черт, связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью. Женщины нацелены на удовлетворение интересов мужчин и семьи. Выражение лица у женщин (например, в газетах и журналах) доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися. Что касается мужского образа, ситуация прямо противоположная: присутствует набор черт, связанных с компетенцией, рациональностью, авторитетностью, активностью, эффективностью. Любой облик, будь то формальный стиль или неформальный, представляется как нечто абсолютно серьезное, глубокое. Выражение лица, как правило, серьезное, непроницаемое или нейтральное.

2. Проанализировав точки зрения А.Пауэлса касаемо разного рода описаний женщин в различных контекстах употребления английского языка, мы можем сделать вывод, что главными стереотипными образами женщины в современной англоязычной культуре являются следующие:                          а) великолепная блондинка или сногсшибательная брюнетка, б) секс-символ, в) мать, г) жена или дочь знаменитого человека (мужчины), д) жена или мать, заботящаяся о муже и детях, е) существо с ограниченными умственными способностями. [Шишигина, 2006]. К данным положениям мы можем добавить такие женские образы-стереотипы, как образ «городской кокетки», образ «женщины-соблазнительницы», образ «деловой женщины» [Грошев, 2000]. Так же существуют такие мужские образы-стереотипы, как «авантюрист», «соблазнитель», «мужчина-загадка», образ «делового человека», «инфантильный мужчина», «спортивный человек», образ «семьянина» [Грошев, 2000]. Вышеперечисленные классификации указывают на то, что образ мужчины в СМИ гораздо более многогранен и широк.

3. В разных языках прототипическими чертами характера женщины являются следующие: глупость, инфантильность ума, болтливость, шумливость, скандальность, сварливость, вздорность, взбалмошность, непредсказуемость, опасность, коварство, непостоянство, неискренность, ревнивость, слабость, зависимость, повышенное внимание к своей внешности [Шишигина, 2006]. Фактически, работы, где рассматриваются не только черты характера, но и другие прототипические черты характера образа женщины, отсутствуют. Оценка женщины в принципе производится с точки зрения их полезности для мужчин (материнство, забота, кротость, молодость и привлекательность).

Однако, как справедливо замечает Д.Ч.Малишевская, откловение мужчин от принятых норм поведения и смещение в сторону женских поведенческих стереотипов осуждается обществом гораздо строже, чем отклонение женщин от женских стереотипов поведения (за исключением вопросов двойной морали). Быть женщиной считается чем-то естественным, в то время как мужчинам приходится постоянно доказывать свою «мужественность», т.е. принадлежность к данному полу [Малишевская, 1999, 183-184].

 

 

Выводы по первой главе

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть  моменты, которые на наш взгляд, являются в данной главе наиболее существенными. Рассмотрены вопросы, связанные со средствами массовой информации, гендером и гендерными стереотипами. Были изучены и проанализированы определения данных понятий с точки зрения разных авторов.

Пояние  «СМИ» мы определили как периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. А также мы выделили несколько видов средств массовой информации с разных точек зрения (в зависимости от формы собственности, от периодичности, от стиля, жанра и способа передачи, от охвата распространения).

Информация о работе Гендерные стереотипы в западных СМИ