Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа
Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.
Введение.
Глава I. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку.
Понятие игры .
1.2 Классификация игр.
Глава II. Деловые игры.
2.1 Понятие деловая игра.
2.2 Перечень деловых игр и их влияние.
2.3 Ролевая игра: понятие и виды.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
2.3 Ролевая игра: понятие и виды
Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем под ролевой игрой? Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, звездные войны и т.д. И те и другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и, делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе. Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь.
Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:
1) игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;
2) содержание ролевой
игры, которое базируется
3) совокупность социальных
и межличностных ролей,
4) коммуникативные и
5) реквизит – любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.
Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить на две основные группы:
- контролируемая ролевая игра;
- свободная ролевая игра.
Контролируемая ролевая игра является более простым видом, может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов, ответов, диалог этот может быть длиннее или короче базового. Кроме того, учитель может давать по мере необходимости инструкции по ходу ролевой игры.
Что касается свободной ролевой игры, при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку.
Преимущества использования ролевой игры:
1. Посредством ролевой
игры в классе могут быть
привнесены разнообразные
а)формы опыта;
б) могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала.
2. Ролевая игра может
превзойти возможности любой
3. Некоторые люди часто
учат английский для того, чтобы
подготовиться к определенной
роли в жизни (работать за
границей, путешествовать). Для них
будет очень полезен тот
4. Ролевая игра снабжает
застенчивых, неуверенных в
5. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
6. Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией, которая развивает языковую беглость учащихся, способствует взаимодействию в классе и повышает мотивацию).
7. максимальная активность
обучаемых. Все учащиеся
8 Речевые партнеры определяются
в игре не только по желанию
преподавателя, но и
9. Учащиеся имеют возможность
меняться ролями, что позволяет
использовать языковой
10. На уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.
Заключение
В результате исследования, мы приходим к выводу о том, что: использование на уроках по иностранному языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Очевидно, что одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема организации обучения с использованием игровой методики. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося. Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.
Обучающие игры предоставляют возможности для развития творческих способностей учеников во время урока за счет того, что роль учителя ограничивается только объяснением задачи ученику, а дальше ученик играет самостоятельно и подбирает те языковые средства, которые именно он считает необходимыми в ситуации.
Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Незнание определенной лексики и грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры, и от этого будут страдать остальные участники. Поэтому при грамотной организации уроков учителем ученики всегда будут готовиться особенно тщательно, не желая подводить своих товарищей.
Список использованной
литературы .
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П.
Аникеева - М.: Просвещение
2. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка
3. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения
иностранным языкам. Лингводидактика
и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.:
Издательский центр « Академия», 2005.
4. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках
английского языка / И. В. Жукова // Первое
сентября. Английский язык, 2006.
5. Мухина, В. С. Детская психология / В. С.
Мухина. - М.: Просвещение, 1985.
6. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным
языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова
- М.: Просвещение, 2005.
7. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития
интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова
// ИЯШ. - 2004.
8. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке
английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение,
1984.
9. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология
игры в обучении и развитии / В. М. Филатов,
П. И. Пидкасистый - М., 1996..
10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б.
Эльконин. - М.: Просвещение, 1987.
Приложение.
Лексические игры
1. «Magic box»
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9
Оборудование: коробка с карточками
Ход игры: Учащиеся по очереди вытягивают из коробки карточки с написанными на них словами, словосочетаниями и переводят их. Если ученик не справился с заданием (неправильно прочитал, сделал неверный перевод слова), карточка возвращается в коробку. Побеждает участник, набравший большее количество карточек. Для младших школьников слова на карточках можно заменить рисунками. Для большей непредсказуемости результата на нескольких карточках вместо слов можно поместить информацию о бонусах (удвоение очков, пропуск хода, отсутствие задания, лишний балл и т.п.).
2. «Famous person»
Spotlight 6, 7, 8, 9, 10, 11
Оборудование: нет
Ход игры: Учащийся (ведущий) загадывает фамилию известного человека, на вопросы одноклассников отвечает только «да/нет». Первый отгадавший фамилию участник становится ведущим и загадывает новое слово (фамилию известного спортсмена, художника, политика и т.д.) С младшими школьниками можно загадывать названия животных, предметов.
Грамматические игры
1. «Mimes» (аналог телевизионной игры «Крокодил»)
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Оборудование: нет
Ход игры: Класс делится на две команды. Ведущий раздает первой паре игроков от каждой команды карточки с английским словом, которое нужно показать своей команде используя только жесты и мимику. Команда, которая быстрее смогла отгадать загаданное слово, получает 3 балла. Затем выходит следующая пара игроков от каждой команды и выполняет второе задание и т.д. Каждый игрок команды должен побывать в роли мима. Если игроков нечетное количество, лишний игрок становится помощником ведущего. Игра ведется только на английском языке, за использование родного языка начисляются штрафные баллы. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
2. «What has changed? »
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9
Оборудование: фотографии
Подготовка к игре: с классом, который не будет участвовать в игре, делаем фотографии в помещении класса. Каждый ученик на фотографии занимается каким-то делом, дополнительно раскладываем по всему классу различные предметы. Затем делаем вторую фотографию, где несколько предметов меняем местами, а ученики выполняют другие действия. Необходимо сделать несколько вариантов фотографий для двух или трех этапов игры.
Ход игры: Команды получают по два похожих снимка. Необходимо за 3 минуты найти как можно больше различий. Каждое найденное различие -2 балла. За грамматические ошибки в предложении снимается 1 балл. Каждый ученик в команде должен по очереди произносить предложение.
Фонетические игры
1. «Telegram»
Spotlight 5
Оборудование: листы с заданиями
Ход игры: Все участники команды получает телеграммы, где каждое слово нужно произнести по буквам. Правильно прочитанная телеграмма считается доставленной адресату. Выигрывает команда, прочитавшая верно большее количество телеграмм.
2. «Can you patter? /Tongue-twister»
Spotlight 5, 6, 7
Оборудование: Карточки (тексты скороговорок), таблички для оценивания (3 комплекта).
Ход игры: Два наиболее сильных ученика из класса выбираются в жюри. (Учитель также входит в жюри). Им предстоит оценивать выступления представителей каждой команды. От каждой команды по очереди выходит представитель, достает из коробки карточку с заданием. На подготовку к выступлению дается одна минута. Каждое выступление оценивается по трёхбалльной системе. 3 балла — безупречно, 2 балла — были помарки, 1 балл — «надеемся, что в следующий раз будет лучше». Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Орфографические игры
1. «Steps»
Spotlight 5
Оборудование:
Ход игры: Учащиеся становятся у дальней стены класса. Учитель стоит у противоположной стены и называет слово, которое игрок должен произнести по буквам. Если ученик правильно произнес слово, он делает шаг вперед. Дошедший первым — победитель.
2. «Spelling»
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9, 10
Оборудование: компьютеры/листы цветной бумаги
Ход игры: Эту замечательную игру можно найти в Интернете. Это on-line игра, в которой случайные противники печатают услышанные ими слова. В эту игру можно играть и при отсутствии необходимого оборудования. Разделите класс на 3 команды. Каждой команде раздайте листы определенного цвета. Всем трем командам продиктуйте пятнадцать — двадцать слов. Предложите командам обменяться работами для проверки результатов. Выдайте листы с ответами каждой команде. Каждое правильно написанное слово-1 балл. Все очки команды суммируются, и выявляется победитель.
Синтаксические игры
1. «Complete the proverb»
Spotlight 6, 7, 8, 9
Оборудование: раздаточный материал
Ход игры: Для учащихся начального уровня предложите найти окончание пословицы из предложенных вариантов. Учащимся средней школы предложите самим закончить пословицу или поговорку. Задания могут быть как командными, так и индивидуальными. В конце игры учащиеся сравнивают иностранные и русские пословицы.
2. «Bank of Words»
Spotlight 6, 7, 8, 9, 10
Оборудование: наборы слов для составления предложений
Ход игры: Выдайте каждой команде пакет с набором слов. Объясните, что используя данный набор слов, можно составить текст по теме «..» Ограничьте время выполнения задания. Когда закончится отведенное время, команды зачитывают свои тексты и выбирают лучший. (Текст, который Вы собираетесь разделить на отдельные слова, не должен быть большим по объему и содержать прямую речь) Совет: для игроков уровня beginner предложите не отдельные слова, а предложения.