Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 23:30, курсовая работа
Отсюда вытекает гипотеза о том, что если применять инновационный подход в обучении, то повысится уровень положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка, реализуется перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. Таким образом, в своей работе я ставлю следующие цели:
1.Изучение и анализ современных методов обучения английскому языку.
2.Определение уровня эффективности использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1.Теоретически обосновать использование инновационных технологий в учебном процессе.
2.Опытно-эксперементальным путём проверить гипотезу исследования.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проект как метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1.1 Схема осуществления проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1.2 Основные виды проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Характеристика метода Дальтон-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2.1 Схема подряд по Дальтон-плану . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.2.2 Формы учебной деятельности по Дальтон-плану . . . . . . . . . . .12
1.3 Определение модульного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3.1 Элементы, составляющие модуль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.4 Программированный метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
1.4.1 Виды обучающих программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2 Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.1 Применение информационных технологий в учебном процессе (формирующий эксперимент, урок в 9-ом классе) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2 Фрагмент урока английского языка в 7-ом классе по теме «Weather» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Фрагмент урока английского языка в 7-ом классе по теме
«Meals» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованной литературы
Приложение
К ведущим принципам модульного обучения относятся:
1) принцип
модульности; 2) структуризации содержания
обучения на обособленные
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Положительная роль модульного обучения связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником.
1.3.1 Элементы, составляющие модуль
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усвоил. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из 7 учебных элементов:
0 – записываются цели модуля, то есть, чего ученик должен достигнуть в процессе работы над модулем.
1 –
проверка изученного материала.
(работу над модулем учащиеся
осуществляют после
2, 3, 4, 5
– закрепление пройденного
6 –
резюме. В этом учебном элементе
реализуется возможность
7 – подведение итогов. Здесь осуществляется выходной контроль. Он показывает уровень усвоения модуля.
К модулю прилагается «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученик оценивает свою работу. На выполнение учебного модуля учащимся даётся 45 минут.
Используя
модули, можно успешно осуществлять
внутрипредметные и межпредметные
связи, интегрировать учебное
1.4 Программированный метод
В 70-80-х годах ХХ века компьютеры стремительно вошли в процесс обучения и положили тем самым начало новой эре в обучении. В основе компьютерного обучения лежит программированный метод обучения. Суть программированного метода обучения заключается в том, что всё обучение осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: безмашинном (программированные учебники, комплекты карт, перфокарты и т.д.) и машинном (преимущественно с использованием компьютера). Программное обеспечение компьютерного обучения включает в себя системную и обучающую программу. Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный материал, а мотивация имеет большое значение в обучении иностранных языков.
Основными целями компьютерного обучения являются:
- формирование
умений работать с информацией,
- формирование исследовательских умений.
- подготовка личности « информационного общества».
Компьютерные программы могут использоваться для обучения различным аспектам иностранного языка, начиная с изучения алфавита. С их помощью можно обучать чтению, правильному произношению и написанию слов, аудированию и говорению, а также отрабатывать практически любой грамматический и лексический материал. Есть программы, обучающие работе с толковыми словарями и страноведению. Очень эффективны npoгрaммы грамматических упражнений и контрольных работ с мгновенной проверкой и оценкой результатов. Имеются и программы, обеспечивающие корректировку слухо-произносительных навыков, так как они дают возможность записи и воспроизведения собственного голоса для сравнения с образцами. Доступ в интернет также дает необъятные возможности обращения к любым справочным источникам.
Использование компьютеров на занятиях по английскому языку занимает важное место в осуществлении индивидуального подхода. С помощью компьютерных программ можно изучать язык в индивидуальном темпе и последовательности, что позволяет учитывать психологические особенности каждого ученика. Кроме того, эффективность обучения увеличивается за счет того, что обучающиеся получают информацию в тот момент, когда она им требуется, они в любое время могут вернуться и повторить ранее пройденное и попросить у компьютера подсказку - осуществляется обратная связь.
Учитывая современный уровень развития компьютерных технологий и доступность мультимедийных программ, можно с уверенностью сказать, что эти программы являются на сегодняшний день наиболее эффективным компьютерным средством обучения иностранному языку.
1.4.1 Виды обучающих программ.
Каждый
учитель придаёт большое
Существует три основных системы программирования материала: линейная, разветвлённая, и смешанная (комбинированная). В линейной программе материал разбивается на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. Сделав задание, ученик получает ключ для самоконтроля и самокоррекции и вне зависимости от результатов выполнении упражнения переходит к работе над следующей порцией материала.
В
разветвлённую программу
Компьютерные программы обычно классифицируют по следующим характеристикам:
Классификация основных характеристик компьютерных программ | ||
По функциональному назначению: | По способу программирования: | По способу адаптирования к уровню знаний учеников: |
1. обучающие
2. игровые 3. информационные 4. комбинированные |
1. линейные
2. разветвлённые 3. комбинированные |
1. адаптивные
2. частично адаптивные 3. неадаптивные |
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Несмотря
на потенциально высокую эффективность
современных обучающих
Проанализировав
ряд инновационных технологий обучения
иностранным языкам можно сделать
выводы о том, что инновационный
подход обладает некоторыми преимуществами
в сравнении с традиционными методами.
Во-первых, он вносит разнообразие в учебный
процесс, вызывает интерес у учащихся,
что, несомненно, способствует повышению
уровня положительной мотивации. Во-вторых,
применение инновационных технологий
реализует основные принципы обучения,
такие, как самостоятельность в приобретении
знаний, применение их на практике. Реализуется
исследовательская деятельность учащихся,
как, например в методе проектов и Дальтон-плане,
когда создаётся коммуникативная ситуация
и стимулируется интерес к предмету благодаря
разнообразным, проблемным темам. При
обучении модульному и программированному
методу для учащихся чётко определены
цели и задачи при усвоении необходимой
информации, реализуется самоконтроль
и самокоррекция, а учащиеся постоянно
находятся в процессе решения мыслительных
задач. Происходит формирование мотивации
изучения иностранного языка как средства
обмена информацией, получение знаний
с его помощью, расширение кругозора.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Применение информационных технологий в учебном процессе. (формирующий эксперимент)
Необходимость разработки системы уроков на основе информационных технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации изучения иностранного языка, обусловила проведение формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент проводился СШ № 55 г. Минска.
Целью формирующего эксперимента явилась апробация информационных технологий в образовательном процессе.
Основными задачами являлись:
Для реализации целей и задач формирующего эксперимента была разработана система уроков, построенная на применении информационных технологий в учебном процессе.
Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного. Целью первого - подготовительного - этапа было создание благоприятных условий для применения информационных технологий. Необходимость проведения данного этапа обусловлена отсутствием у некоторых учащихся знаний для использования компьютера. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы. Была проведена беседа с учителем информатики для выявления знаний и умений у учащихся по информатике.
На основном этапе был дан ряд уроков, которые мы разработали сами применительно к педагогическим условиям школы.
Так, в ходе эксперимента был проведён урок с учащимися 9-го класса по теме «Австралия». Урок проводился в компьютерном классе школы.
Тема урока: Австралия
Класс: 9
Цели урока: