Использование интернета на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются образовательные возможности сети Интернет для обучения иностранным языкам в том числе дистанционное обучение. Вторая глава содержит рекомендации по применению Интернет для обучения видам и аспектам иноязычной речевой деятельности, а также возможности Интернет при реализации проектной методики. Приложение включает в себя данные анкетирования учителей иностранного языка и некоторые практические разработки.

Работа состоит из  1 файл

Интернет в обучении ИЯ.docx

— 103.74 Кб (Скачать документ)

Введение

 

      В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в  образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда  компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для  того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и  переработке новых знаний. Учитель  выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет - технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся.

      Информационное  образовательное пространство пока только начинает наполняться. Для того, чтобы избежать бессистемности и  некомпетентности необходимо, чтобы  учителя-предметники с многолетним  опытом работы вносили свой вклад  в заполнение этого информационного  ресурса. Поэтому, учителям важно знать, какими услугами и для каких дидактических  целей они также могут воспользоваться  в своей педагогической практике при использовании современных  педагогических технологий.

      Прежде  всего, следует рассмотреть возможности  сети Интернет в процессе образования. Появление Интернет в образовании  стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала  в рамках одного урока. Всё это  осуществляется с помощью переписки  по электронной почте со школьниками  других стран, создания и проведения совместных телекоммуникационных проектов, возможности чтения книг в оригинале, участия в разнообразных конкурсах  и олимпиадах. Вопрос интеграции Интернета  в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

      Исходя  из вышесказанного, целью данной работы является выявление дидактических возможностей Интернет при обучении иностранным языкам. В свою очередь цель конкретизируется следующими задачами:

      1) Проанализировать имеющуюся литературу  по данной теме;

      2) Выявить особенности Интернет  и их влияние на образовательный  процесс в целом;

      3) Провести анкетирование учителей  с целью выявления их мнения  по поводу Интернета как образовательного ресурса.

      4) Рассмотреть Интернет как средство  обучения видам и аспектам  речевой деятельности на уроках иностранного языка в средней школе.

      Объектом  данной работы является процесс обучения иностранному языку с помощью Интернет.

      И соответственно предметом - возможности Интернета как средства обучение иностранному языку.

      Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются образовательные  возможности сети Интернет для обучения иностранным языкам в том числе  дистанционное обучение. Вторая глава  содержит рекомендации по применению Интернет для обучения видам и  аспектам иноязычной речевой деятельности, а также возможности Интернет при реализации проектной методики. Приложение включает в себя данные анкетирования учителей иностранного языка и некоторые практические разработки.

      Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что автором было обосновано применение Интернет в учебном процессе. Определенную практическую значимость представляют предложенные автором рекомендации по использованию глобальной сети на уроках иностранного языка.

 

Глава 1. Интернет как  образовательный  ресурс

1.1 Компьютерные телекоммуникации в системе среднего образования

 

      Новые компьютерные технологии можно использовать в условиях обычного класса в городской  и сельской школе, в общеобразовательной  школе, гимназии, лицее. Они дают возможность  реализовать современные тенденции  в образовательных системах многих стран мира. Это - мировые тенденции  в образовании. Вместе с тем, до сих  пор мы ограничивались технологиями, которые используются на конкретном уроке, в конкретной школе, т.е. в очной системе обучения. Надо сказать, что стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к компьютерным телекоммуникациям, которые открывают окно в это мировое пространство. [20; 185-186]

      История педагогики богата не только новациями  в области методов и организационных  форм обучения. На разных этапах параллельно  развитию технической мысли шло  интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических  средств в учебный процесс. Все  делалось для повышения эффективности  предлагаемых инноваций и учебного процесса в целом. В конечном итоге  в педагогике, дидактике всегда преследуется одна единственная цель - воспитание и  образование подрастающего поколения. Очень мало технических устройств  было разработано специально для  учебного процесса. Пожалуй, в этом ряду можно назвать лишь графопроектор  и лингафонное устройство для  уроков иностранного языка. Все остальные  технические средства педагоги заимствовали из быта: граммофон, проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, наконец - компьютер. Эти полезные вещи создавались для обустройства разных сфер жизни человека. Каждая из них обладает определенными свойствами, возможностями, определяющими ее назначение в быту, культуре, экономике и пр. И каждый раз, исходя из предполагаемого назначения того или иного технического средства, мы пытаемся выделить присущие ему технические качества, которые могут помочь в решении проблемы определенной области знания, культуры и будут полезными повседневной жизни. Педагоги никогда не стояли на стороне этого процесса. [7; 8]

      Развитие  систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению  уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для  себя возможность работы, которая  в наибольшей степени соответствует  запросам и возможностям каждого  конкретного абонента.

      Интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных  фирм, а также частных пользователей. Прообразом Интернет была экспериментальная  сеть Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему  миру, и ее пользователями уже стали  более 40 миллионов человек. За последние  несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов  к применению компьютерных телекоммуникаций (КТК). Свойства и функции КТК становятся гораздо более мощными, сфера применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, полученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интернет. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой. [20; 154, 156]

      До  середины 90-х годов Интернет использовался  в основном для пересылки электронной  почты, то есть сообщений и файлов от одного пользователя к другому. Были доступны и другие возможности, основанные на электронной почте: телеконференции - обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, серверы новостей - рассылка новостей по тем или иным темам в виде электронных писем, файловые серверы - хранилища файлов, которые пользователь Интернет может получить в виде электронного письма, направив его со специально подготовленным запросом на файловый сервер. Для облегчения данных в Интернете были организованы специальные службы поиска - компьютеры, которые позволяют найти нужный документ. Поэтому до 1993-94 г. Интернет использовался в основном в научной сфере.

      В районе 1993-94 г. ситуация в Интернет в  корне переменилась, и причиной этому  стало появление и широкое  внедрение в сети новой службы - World Wide Web, в буквальном переводе - всемирной паутины. WWW - это содержащаяся в Интернете всемирная распределённая база гипертекстовых документов. Каждый компьютер, имеющий постоянное подключение к Интернету, можно использовать в качестве Web - сервера и поместить на него документы. [32; 63.].

      Конечно, вряд ли Интернет можно отнести только к средствам обучения. Это - информационная среда, в которой имеется и  предметно-образовательная область, полностью отражающая все возможности  глобальной сети, все ее услуги. Именно поэтому целесообразно разобраться  в дидактических свойствах этих услуг, т.е. в тех характеристиках, которые могут оказаться полезными для образовательного процесса. [20; 187].

      Сейчас  уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными  возможностями и не менее впечатляющими  услугами. [20; 166]

      Образовательные услуги призваны удовлетворять потребности  пользователя в различных сферах и аспектах образования.

      Например, электронная почта, включает в себя следующие свойства сети Интернет, которые будут весьма полезными в любой системе образования:

      способность передавать информацию различных типов (текст, изображение,

      звук) на значительные расстояния;

      способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютере провайдера данной услуги;

      способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютерах отправителя  и получателя электронных писем;

      способность компьютера провайдера данной услуги отслеживать "судьбу" электронных писем (выявлять и сообщать о задержке доставки письма, о неверной адресации и т.п.);

      способность программного обеспечения компьютера отправителя и

      получателя  электронных писем разобраться  в структуре хранения полученных писем, удалять или архивировать письма, потерявшие актуальность, вести  базу данных адресов корреспондентов  и т.п.;

      совместимость аппаратного и программного обеспечения  компьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента;

      и т.п. Этот список можно еще значительно расширить. [20; 165]

      Общеизвестен  тот факт, что Интернет создаёт  уникальную возможность для изучающих  иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с  носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду. Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. [20; 166].

      В настоящее время все большее  значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации.

      Появляется  возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными. Любая система образования - это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при  любой форме образования в  пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве  программами и стандартом образования. Что же касается методов, организационных  форм и средств обучения, то они  могут варьироваться в зависимости  от применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно поэтому мы считаем  необходимым обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир  познания, включая диалог культур. [20; 144-145].

Информация о работе Использование интернета на уроках иностранного языка