Использование интернета на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются образовательные возможности сети Интернет для обучения иностранным языкам в том числе дистанционное обучение. Вторая глава содержит рекомендации по применению Интернет для обучения видам и аспектам иноязычной речевой деятельности, а также возможности Интернет при реализации проектной методики. Приложение включает в себя данные анкетирования учителей иностранного языка и некоторые практические разработки.

Работа состоит из  1 файл

Интернет в обучении ИЯ.docx

— 103.74 Кб (Скачать документ)

      Ознакомление  с лексикой с помощью Интернет может осуществляться прямо на уроке, если в кабинете иностранного языка  есть компьютеры и они подключены к локальной сети. Если такой возможности  нет, то наверняка в наше время  уже в каждой школе имеется  подключение хотя бы одного компьютера к Интернету и мультимедийный проектор. Через него можно показывать как картинки, так и ЛЕ. Для  наилучшего запоминания лучше обучение лексическим навыкам строить  в виде игры. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно  автоматизируемые операции превращаются в навык. Рассмотрим операции, характеризующие  продуктивные и рецептивные ЛН и  возможность их отработки с помощью  Интернет. На этапе тренировки и  применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования ЛН учитель использует Интернет для тренировки учащихся в действиях по сочетанию ЛЕ. Приведём пример для отработки этой операции. Например, учащимся предлагается:

      соотнести картинки с ЛЕ;

      составить предложение из данных слов,

      заполнить пропуски в предложениях/диалогах подходящими  ЛЕ;

      составить словосочетания из предложенных слов…

      Локальная сеть поможет учителю отследить  уровень успеваемости каждого. Так  как все дети работают одновременно, можно сразу выявить победителя,

      если  выполнять задание в форме  соревнования. Быстрое выполнение подобных заданий даёт возможность увеличить  объём изучаемой лексики, за счет сэкономленного времени. [32]

      Интернет  позволяет также интенсифицировать  процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Приведём примеры упражнений на употребление ЛЕ в речевой деятельности:

      Составить целостный диалог из разрозненных реплик

      Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки  по словарю

      Назовите  существительные, которые могут  сочетаться с данным глаголом

      Подберите устно к данным словам антонимы, синонимы…

      При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся за одним компьютером, т.е. Интернет кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умение работать индивидуально и в паре. При обучении с использованием Интернета контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счёт того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, Интернет создаёт условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

2.3.3 Интернет в процессе формирования грамматического навыка

      Грамматика  - это объект постоянных споров в методике. Грамматика выполняет функцию строительного материала речи (устной и письменной). Она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. Грамматика - это кровеносная система, которая питает живой язык; фундамент, на котором возводится здание под названием "Иностранный язык". Грамматику можно сравнивать со знаками дорожного движения, с географической картой, с планом застройки города. Она помогает нам общаться на языке, жить в этом языке, творить. Значение изучения грамматики ИЯ заключается ещё и в том, что оно помогает нам лучше осознать грамматический строй языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению. [8; 9]

      Обучать грамматике ИЯ - значит формировать специфические для этого языка механизмы, причём так, чтобы у учащихся одновременно складывались определённые грамматические знания, чтобы они были "в рабочем состоянии" (А.А. Леонтьев). В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки (ГН). В этом также может помочь Интернет. В Интернете можно найти некоторые идеи, советы, а также упражнения для формирования ГН.

      Под продуктивным ГН понимается "способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить её соответственно нормам данного языка". [17] Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чём-то убедить, выразить мнение и т.д. Именно выполнению задач и служит та или иная форма.

      Под рецептивными ГН следует понимать способность  читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением.

      Под грамматическими навыками понимается автоматизированное использование  грамматического материала в  продуктивной и рецептивной РД.

      Формирование  ГН носит поэтапный, стадиальный  характер. Так, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют три этапа: ознакомление, тренировку, применение. [36]

      Ознакомление  с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Тем  более, если в этом помогает Интернет. Во-первых, учителю не нужно тратить  время на изготовление различных  опорных схем. Во-вторых, для детей  в Интернете существуем много  научно-развлекательно материала для  дифференцированного обучения. В-третьих, учителю не потребуется тратить  много времени на учеников для  контроля - за него всё "сделает" Интернет. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление. Приведем примеры упражнений на этом этапе:

      Образуйте грамматические формы по образцу  и занесите их в бланк ответов;

      Скажите, какое грамматическое явление вы употребили бы в следующих ситуациях;

      Измените  ситуацию так, чтобы можно было употребить противоположную по значению грамматическую структуру.

      Основное  время отводится автоматизации  в ходе выполнения тренировочных  упражнений. После того как введён новый материал, сформулировано правило - инструкция и предъявлен речевой  образец, следует этап тренировки учащихся в употреблении этого материала  в речи. В свое речевой практике человек говорит что-либо не потому, что ему хочется употребить то или иное грамматическое явление, а чтобы выразить своё несогласие или согласие, уверенность и т.д. Поэтому упражнения должны носить коммуникативный характер. [19; 317] Например,

      Скажите, что сегодня всё было, как обычно.

      Сочините  собственный стих на основе модели;

      Выразите  уверенность, удивление по поводу высказывания иностранного друга.

      Особенность грамматических упражнений в том, что  любой образец, предлагаемый учителем, это образец не для имитации, а  образец решения коммуникативной  задачи. ГН не только приобретается, но и утрачивается.

      Поэтому важна работа по систематизации и  повторению грамматического материала. Для систематизации на раннем этапе  обучения ученики могут создать  свою страничку в Интернете и  вести там "Зайкину тетрадь" или "Мой компьютер", в которую они могут записывать грамматические структуры и их грамматические формы в виде схем, рисунков и т.п. Благодаря этой страничке, дети из других стран могут также наглядно обучаться грамматике, высказать свое мнение, дать оценку. Такая систематизация носит сквозной характер, создаёт ситуацию постоянного накопления грамматического материала, что придаёт устойчивость и прочность грамматическому навыку.

      Контроль  сформированности ГН осуществляется в  процессе прослушивания устных высказываний, т.е. в самой деятельности. Для контроля используются и специальные упражнения, например на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию. Знание грамматических форм контролируется упражнениями на преобразование одной формы в другую. Большинство упражнений должны носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер. [17] Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

2.4 Интернет в проектной деятельности

 

      Проектная работа учащихся - это наиболее эффективная деятельность ребят во внеурочное время. Но её эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагогов. Чем же так привлекательна проектная деятельность для учебного процесса по иностранному языку?

      Помимо  огромного потенциала, который несет  в себе сам метод проектов для  формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности  возникают при использовании  информационных ресурсов и услуг  Интернета в процессе проектной  деятельности школьников. Только с  помощью сети Интернет можно создать  подлинную языковую среду и поставить  задачу формирования потребности в  изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работой с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. [6,39]

      В Интернете учащиеся и учителя  могут найти любую необходимую  для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о  текущих событиях в разных уголках  мира и реакцию людей на эти  события; об экологической ситуации в разных районах мира; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и  т.п.

      Простейшим  проектом является переписка с использованием электронной почты. Преимущества такого вида переписки очевидны: у школьников появляется реальная возможность использовать иностранный язык как средство общения, овладеть элементарными навыками работы на компьютере, получить интересующую их информацию из аутентичного источника  в кратчайшие сроки. Роль учителя  иностранного языка состоит в  поощрении учащихся, оказании им языковой помощи, использовании полученной информации на уроке в форме индивидуальных заданий.

      Наряду  с перепиской очень эффективным  представляются совместные телекоммуникационные проекты с зарубежными школами-партнерами. [23; 8]

      Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся-партнёров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую  проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. [24; 8] Проекты могут  выполняться как на уроке, так  и во внеурочное время. Проектная  деятельность наиболее эффективна, если её удается связать с программным  материалом, значительно расширяя и  углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. [23; 11]

      И какую бы проблему мы не взяли, все  обсуждения будут проводиться на английском языке. Именно поэтому мы говорим о создании языковой среды  и условий для формирования потребности  в использовании ИЯ как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. [24; 6]

      Проект  не должен ограничиваться темой. Нужна  пусть не большая, но значимая проблема. Только таким образом удастся  переключить внимание школьников с  формы высказывания на содержание. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы её решения выбрать, где  найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. Многое зависит от проблемы. Если она оказывается  интересной как для наших учащихся, так и для школьников других стран, то возникают подходящие условия  для организации международного телекоммуникационного проекта. [30]

      Это один возможный вариант. Могут быть и чисто внеклассные проекты, если ребята присоединяются к какому-то предлагаемому в сетях международному проекту. Такие проекты всегда организуются вокруг какой-либо интересной проблемы. Если предлагаемая проблема интересна для группы школьников или даже для отдельных учащихся, нужно стимулировать их к индивидуальной или групповой проектной деятельности во внеурочное время. Но и в этом случае нельзя отпускать ребят в свободное плавание. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически. В противном случае, если ученик не видит искренней заинтересованности учителя, родителей в его деятельности, энтузиазм быстро гаснет.

      Очень интересны межпредметные проекты, также организуемые вокруг определенной проблемы. Это могут быть международные проекты по экологии, географии, демографические, исторические, творческие проекты. Но если они носят международный характер, значит, должны проводиться на иностранном языке. В любом случае в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выполняет свою основную функцию - средства формирования и формулирования мысли, средства общения. Общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров, узнают много интересного друг о друге. И что особенно ценно, учащиеся учатся понимать друг друга и осознавать тот факт, что мы все живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит, следует научиться уважать и понимать друг друга. Надо также иметь в виду, что любой проект должен заканчиваться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. [23; 5]

Информация о работе Использование интернета на уроках иностранного языка