Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются образовательные возможности сети Интернет для обучения иностранным языкам в том числе дистанционное обучение. Вторая глава содержит рекомендации по применению Интернет для обучения видам и аспектам иноязычной речевой деятельности, а также возможности Интернет при реализации проектной методики. Приложение включает в себя данные анкетирования учителей иностранного языка и некоторые практические разработки.
Знание выше перечисленных групп сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования как такового, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а возможно, и создать, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения. [11]
Обучение аудированию и развитие умений предполагает поэтапное формирование рецептивных аудитивных навыков. Большинство методистов подразделяют аудитивные упражнения на подготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и на формирование его механизмов. [32] Речевые упражнения представляют собой управляемую речевую деятельность, обеспечивающие практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей. [34]
Приведём некоторые упражнения:
Прослушайте
несколько предложений и
Прослушайте несколько глаголов и назовите те, которые употреблены в простом прошедшем времени.
Озаглавить прослушанный текст.
Разбить аудиотекст на смысловые куски.
В
тех случаях, когда школа располагает
возможностью копировать звуковую информацию
из сети, можно использовать аутентичную
информацию для совершенствования
умений аудирования. Необходимо только
иметь в виду, что практически
любой текст для аудирования
нуждается в некоторой
Необходимо заметить, что для организации устного общения необходимо учитывать следующие нюансы:
оснащен ли компьютер звуковой платой, звуковыми колонками
оснащен ли компьютер видеокамерой для проведения
видеоконференций с партнерами.
Что
касается звуковой платы, то подавляющее
большинство современных
В процессе реального группового общения на родном и (или) иностранном языках огромную роль имеют доминирующие или, наоборот, отстранённые позиции субъектов общения, явная или скрытая структура межличностных отношений, владение или недостаточное владение невербальными средствами общения и многое другое, что может вызвать и нередко вызывает у детей и даже взрослых реальные затруднения в общении. К тому же у отдельных учащихся имеются реальные, а чаще всего мнимые комплексы неполноценности, которые как раз и проявляются в процессе общения на родном или иностранном языке. Для ряда учащихся, наоборот, характерна излишняя самоуверенность, которая нередко порождает свои сложности в процессе общения. Для того чтобы избежать такие проблемы, необходимо использовать разноуровневые упражнения для работы над устной речью.
Выскажи свою точку зрения по данной проблеме:
Согласен ли ты с автором текста;
Опишите данные картинки;
Обратитесь к разным собеседникам с просьбой.
Здесь можно привести массу упражнений на ситуативной основе, а также на Интернете обеспечивать нас графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией. Вот на эти возможности сети Интернет мы и будем рассчитывать при анализе возможных способов использования ресурсов и услуг сети на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности учащихся. Остальное должны решить технологии обучения. [1; 96]
Перечислим эти возможности:
если компьютер имеет звуковую плату, то можно записать (с определенными техническими условиями) звуковую информацию (речь политических и государственных деятелей, интересные выступления на разные темы носителей языка по самым разным вопросам), сократив ее до нужных пределов на своем магнитофоне;
провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по той
или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети
Интернет, а затем организовать общую дискуссию всего класса;
провести лингвистический анализ определенных сообщений
устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих фразеологизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;
использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения авторов страны изучаемого языка, полученные в виртуальных библиотеках. Особенно это благодатный материал для различного рода проектов, дискуссий;
использовать
материалы электронных
Однако перечисленными примерами использования ресурсов сети Интернет на уроке эти возможности не исчерпываются. [13]
Можно сделать вывод, что возможно эффективно сформировать умение аудирования посредством Интернет. Располагая колоссальными возможностями, Интернет имеет огромное преимущество над учебником и прилагаемых к нему кассет. С помощью Интернет можно не только услышать речь носителя языка, но и отработать умение говорения, а также пообщаться на различные темы на телефорумах и чатах.
При обучении таким речевым умениям, как говорение и чтение в курсе иностранного языка особое внимание следует обратить на фонетические ошибки, т.е. на звуковое оформление речи. Учащиеся, как правило, совершенно не подозревают, что используют навыки родного языка в рамках явлений иностранного. Поэтому весьма актуальным является выявление типичных ошибок с целью дальнейшей их корректировки и становления аппроксимированного произношения. [3; 43]
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов РД. Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка - совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонации, пауза). Овладение звуковым строем - обязательное общения в любой форме. Речь будет понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймёт чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а потом идёт сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти. Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранных языках, формирование фонематического слуха, а также овладения техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении в процессе говорения. Во время чтения и письма работает внутреннее проговаривание, а значит, - внутреннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов РД. [4; 13]
Целью обучения произношению является овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения:
умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;
навыками произношения, т.е. доведённое до автоматизма владение артикуляционной базой ИЯ, способами интонирования;
развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) [3; 45]
В этом случае Интернет несомненно может помочь. Существуют некоторые сайты, направленные на развитие произносительных навыков. Они предполагают обучение произносительным навыкам посредством повторения звуков, слов, предложений за диктором, но здесь необходимо, чтобы к компьютеру был подключён микрофон. При такой работе отслеживается ваше произношение и соотнесение вашей речи с речью диктора. Для наибольшего интереса могут выставляться оценки за проделанную вами работу. Также существует много упражнений, направленных на формирование слухо-произносительных навыков.
Упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем, направленные на развитие фонемного слуха. Упражнения могут выполнятся на слух и с использованием графической опоры, с голоса учителя и с помощью Интернет:
прослушайте ряд звуков/слов, нажмите на определённую клавишу, когда услышите звук […].
прослушайте ряд предложений, когда услышите вопросительное предложение, нажмите на клавишу …;
произнесите слова за диктором в микрофон и соотнесите с эталоном.
Упражнения на воспроизведение, направленные на активное проговаривание звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом-учителем или диктором - хором или индивидуально. Упражнения могут носить игровой характер - "Эхо", "Глухонемой", "Попугай" и т.д.
Эффективным
средством усвоения фонетического
материала является заучивание наизусть
скороговорок, рифмовок, диалогов. Например,
в Интернете можно найти
[ai]
My kity is white;
My kity is light,
And it can fly
High
in the sky.
С
целью снятия монотонности в процессе
тренировки диктор произносит слова/ предложения
тихо - громко,
быстро - медленно,
радостно - печально,
торжественно
- разочарованно и т.д. [28]
Итак, на начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения в предложении, а также правильную артикуляцию. Как показывает опыт, произносительный навык не может сохранится без изменений, поэтому важно не только поддерживать произносительные навыки, но и продолжать их совершенствование на среднем и старшем этапе обучения.
Одним из наиболее перспективных направлений в области обучения иностранным языкам (ИЯ) в последние годы признаётся раннее обучение в массовой общеобразовательной школе. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что обучение ИЯ на начальном этапе обучения способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. На начальном этапе обучения ИЯ закладываются основы овладения ИЯ. При этом наряду с развитием коммуникативных умений учащихся в различных видах речевой деятельности (РД) большое внимание уделяется формированию навыков владения языковым материалом, поскольку РД, как и любая другая, основывается на соответствующих навыках и умениях.
Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами (ЛЕ), называют лексическим навыком (ЛН). [8; 8]
Следовательно,
цель обучения лексической стороне
речи есть формирование продуктивного
и рецептивного лексических навыков.
Прежде всего при восприятии слова
на слух или в графике должно произойти
его узнавание, что предполагает
мгновенное соотнесение контекстной
формы слова с его знакомым
образом. Использование компьютера
позволяет формировать
Одновременно с графическим изображением слов школьники имеют возможность прослушать ЛЕ (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Использование Интернет представляет определённые удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. [22; 5]
Информация о работе Использование интернета на уроках иностранного языка