Использование интернета на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются образовательные возможности сети Интернет для обучения иностранным языкам в том числе дистанционное обучение. Вторая глава содержит рекомендации по применению Интернет для обучения видам и аспектам иноязычной речевой деятельности, а также возможности Интернет при реализации проектной методики. Приложение включает в себя данные анкетирования учителей иностранного языка и некоторые практические разработки.

Работа состоит из  1 файл

Интернет в обучении ИЯ.docx

— 103.74 Кб (Скачать документ)

      Знание  выше перечисленных групп сложностей позволяет правильно оценить  уровень трудности аудирования  как такового, учесть их при организации  учебного аудирования, снять их, а  возможно, и создать, максимально  приближая учебное задание к  ситуациям реального общения. [11]

      Обучение  аудированию и развитие умений предполагает поэтапное формирование рецептивных  аудитивных навыков. Большинство методистов подразделяют аудитивные упражнения на подготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодоление отдельных  трудностей аудирования и на формирование его механизмов. [32] Речевые упражнения представляют собой управляемую  речевую деятельность, обеспечивающие практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей. [34]

      Приведём  некоторые упражнения:

      Прослушайте несколько предложений и поднимите  руку, когда услышите вопросительное предложение.

      Прослушайте несколько глаголов и назовите те, которые употреблены в простом  прошедшем времени.

      Озаглавить  прослушанный текст.

      Разбить аудиотекст на смысловые куски.

      В тех случаях, когда школа располагает  возможностью копировать звуковую информацию из сети, можно использовать аутентичную  информацию для совершенствования  умений аудирования. Необходимо только иметь в виду, что практически  любой текст для аудирования  нуждается в некоторой обработке, адаптации за счет его возможного сокращения. Кроме того, текст может  содержать некоторое количество незнакомых для данной группы учащихся слов, которые трудно понять даже из контекста. Эти слова лучше заранее  выписать и, если они значимы для  дальнейшей работы, объединить их в  словосочетания и записать на магнитофон в виде двухтактного паузированного упражнения, чтобы ребята смогли привыкнуть к их звучанию, узнавали на слух и  правильно произносили. Дальнейшая работа организуется обычным образом  по замыслу учителей. Важно привлекать для дискуссий на уроке живые  высказывания носителей языка, полученные из разных ресурсов Интернета. [19]

      Необходимо  заметить, что для организации  устного общения необходимо учитывать  следующие нюансы:

      оснащен ли компьютер звуковой платой, звуковыми  колонками

      оснащен ли компьютер видеокамерой для проведения

      видеоконференций  с партнерами.

      Что касается звуковой платы, то подавляющее  большинство современных компьютеров  имеют её в своей конфигурации или могу иметь по желанию пользователя. Это сейчас не проблема, и стоимость звуковой платы не высока. Что же касается видеокарты или появляющихся в последнее время видеотелефонов, подключаемых к компьютеру, то в нашей стране это пока ещё экзотика, довольно дорогая и поэтому мало доступная для массы пользователей. Поэтому теоретически (т.е. технически) задача организации устного общения с носителями языка может быть осуществлена. Практически же для большинства пользователей такая услуга сети оказывается пока недоступной. [1; 96]

      В процессе реального группового общения  на родном и (или) иностранном языках огромную роль имеют доминирующие или, наоборот, отстранённые позиции субъектов общения, явная или скрытая структура межличностных отношений, владение или недостаточное владение невербальными средствами общения и многое другое, что может вызвать и нередко вызывает у детей и даже взрослых реальные затруднения в общении. К тому же у отдельных учащихся имеются реальные, а чаще всего мнимые комплексы неполноценности, которые как раз и проявляются в процессе общения на родном или иностранном языке. Для ряда учащихся, наоборот, характерна излишняя самоуверенность, которая нередко порождает свои сложности в процессе общения. Для того чтобы избежать такие проблемы, необходимо использовать разноуровневые упражнения для работы над устной речью.

      Выскажи свою точку зрения по данной проблеме:

      Согласен  ли ты с автором текста;

      Опишите данные картинки;

      Обратитесь  к разным собеседникам с просьбой.

      Здесь можно привести массу упражнений на ситуативной основе, а также  на Интернете обеспечивать нас графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией. Вот на эти возможности сети Интернет мы и будем рассчитывать при анализе возможных способов использования ресурсов и услуг сети на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности учащихся. Остальное должны решить технологии обучения. [1; 96]

      Перечислим  эти возможности:

      если  компьютер имеет звуковую плату, то можно записать (с определенными техническими условиями) звуковую информацию (речь политических и государственных деятелей, интересные выступления на разные темы носителей языка по самым разным вопросам), сократив ее до нужных пределов на своем магнитофоне;

      провести  в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по той

      или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети

      Интернет, а затем организовать общую дискуссию  всего класса;

      провести  лингвистический анализ определенных сообщений

      устных  или письменных высказываний носителей  языка, содержащих фразеологизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;

      использовать  хотя бы фрагментарно художественные произведения авторов страны изучаемого языка, полученные в виртуальных  библиотеках. Особенно это благодатный  материал для различного рода проектов, дискуссий;

      использовать  материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них  упражнений, а также лексических  справочников, словарей, справочников страноведческого характера, материалов дистанционных курсов, имеющихся  в открытом доступе для включения  их в урок.

      Однако  перечисленными примерами использования  ресурсов сети Интернет на уроке эти  возможности не исчерпываются. [13]

      Можно сделать вывод, что возможно эффективно сформировать умение аудирования посредством  Интернет. Располагая колоссальными  возможностями, Интернет имеет огромное преимущество над учебником и  прилагаемых к нему кассет. С помощью Интернет можно не только услышать речь носителя языка, но и отработать умение говорения, а также пообщаться на различные темы на телефорумах и чатах.

2.3 Интернет при обучении аспектам речевой деятельности

2.3.1 Интернет в процессе формирования произносительного навыка

      При обучении таким речевым умениям, как говорение и чтение в курсе  иностранного языка особое внимание следует обратить на фонетические ошибки, т.е. на звуковое оформление речи. Учащиеся, как правило, совершенно не подозревают, что используют навыки родного языка в рамках явлений иностранного. Поэтому весьма актуальным является выявление типичных ошибок с целью дальнейшей их корректировки и становления аппроксимированного произношения. [3; 43]

      Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой  речи, основой для развития и совершенствования  всех остальных видов РД. Под фонетикой  как аспектом обучения понимается звуковой строй языка - совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонации, пауза). Овладение звуковым строем - обязательное общения в любой форме. Речь будет понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймёт чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а потом идёт сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти. Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранных языках, формирование фонематического слуха, а также овладения техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении в процессе говорения. Во время чтения и письма работает внутреннее проговаривание, а значит, - внутреннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов РД. [4; 13]

      Целью обучения произношению является овладение  слухо-произносительной стороной говорения и чтения:

      умениями  слушать и слышать, развитие фонематического  слуха;

      навыками  произношения, т.е. доведённое до автоматизма владение артикуляционной базой ИЯ, способами интонирования;

      развитие  внутренней речи (внутреннего проговаривания) [3; 45]

      В этом случае Интернет несомненно может  помочь. Существуют некоторые сайты, направленные на развитие произносительных навыков. Они предполагают обучение произносительным навыкам посредством  повторения звуков, слов, предложений  за диктором, но здесь необходимо, чтобы  к компьютеру был подключён микрофон. При такой работе отслеживается  ваше произношение и соотнесение  вашей речи с речью диктора. Для  наибольшего интереса могут выставляться оценки за проделанную вами работу. Также существует много упражнений, направленных на формирование слухо-произносительных навыков.

      Упражнения  на активное слушание и распознавание  звуков и интонем, направленные на развитие фонемного слуха. Упражнения могут выполнятся на слух и с использованием графической опоры, с голоса учителя и с помощью Интернет:

      прослушайте ряд звуков/слов, нажмите на определённую клавишу, когда услышите звук […].

      прослушайте ряд предложений, когда услышите вопросительное предложение, нажмите  на клавишу …;

      произнесите слова за диктором в микрофон и  соотнесите с эталоном.

      Упражнения  на воспроизведение, направленные на активное проговаривание звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом-учителем или диктором - хором или индивидуально. Упражнения могут носить игровой характер - "Эхо", "Глухонемой", "Попугай" и т.д.

      Эффективным средством усвоения фонетического  материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов. Например, в Интернете можно найти рифмовки, содержащие фонетический материал: 

      [ai]

      My kity is white;

      My kity is light,

      And it can fly

      High in the sky. 

      С целью снятия монотонности в процессе тренировки диктор произносит слова/ предложения 

      тихо  - громко,

      быстро  - медленно,

      радостно  - печально,

      торжественно  - разочарованно и т.д. [28] 

      Итак, на начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения в предложении, а также  правильную артикуляцию. Как показывает опыт, произносительный навык не может  сохранится без изменений, поэтому  важно не только поддерживать произносительные навыки, но и продолжать их совершенствование  на среднем и старшем этапе  обучения.

 

2.3.2 Интернет в процессе формирования лексического навыка

      Одним из наиболее перспективных направлений  в области обучения иностранным  языкам (ИЯ) в последние годы признаётся раннее обучение в массовой общеобразовательной школе. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что обучение ИЯ на начальном этапе обучения способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. На начальном этапе обучения ИЯ закладываются основы овладения ИЯ. При этом наряду с развитием коммуникативных умений учащихся в различных видах речевой деятельности (РД) большое внимание уделяется формированию навыков владения языковым материалом, поскольку РД, как и любая другая, основывается на соответствующих навыках и умениях.

      Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова  из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами (ЛЕ), называют лексическим навыком (ЛН). [8; 8]

      Следовательно, цель обучения лексической стороне  речи есть формирование продуктивного  и рецептивного лексических навыков. Прежде всего при восприятии слова  на слух или в графике должно произойти  его узнавание, что предполагает мгновенное соотнесение контекстной  формы слова с его знакомым образом. Использование компьютера позволяет формировать графический  образ слова одновременно с его  звуковым и моторным образом. На этапе  показа, на экране появляются ЛЕ и соответствующие  им картинки.

      Одновременно  с графическим изображением слов школьники имеют возможность  прослушать ЛЕ (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Использование Интернет представляет определённые удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. [22; 5]

Информация о работе Использование интернета на уроках иностранного языка