Использование интернета на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются образовательные возможности сети Интернет для обучения иностранным языкам в том числе дистанционное обучение. Вторая глава содержит рекомендации по применению Интернет для обучения видам и аспектам иноязычной речевой деятельности, а также возможности Интернет при реализации проектной методики. Приложение включает в себя данные анкетирования учителей иностранного языка и некоторые практические разработки.

Работа состоит из  1 файл

Интернет в обучении ИЯ.docx

— 103.74 Кб (Скачать документ)

      Только  при таком подходе очередное  техническое средство может оказаться  действительно полезным для учебного процесса и найти четкое место  в этом процессе, системе других средств обучения, либо поглощая их свойства, таким образом заменяя  ранее применявшиеся, либо дополняя их. Компьютеры - достаточно дорогостоящее  техническое средство. Но как заметил  однажды известный английский педагог  Энтони Маллан, если бы компьютер не был изобретен как универсальное  техническое устройство, его следовало  бы создать специально для целей  образования. Вот почему, говоря о  новых информационных технологиях  в образовательном процессе, нам  необходимо самым внимательным образом  отделить их дидактические свойства и функции.

      По  определению Е.С. Полат, "под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики".

      Таким образом, анализируя качества средств  обучения, педагоги стремятся определить их дидактические свойства, а затем  и функции в учебном процессе. [20; 185-186].

      При классификации дидактических свойств  Интернет мы считаем разумным выделить два основных класса свойств компьютерных телекоммуникаций (КТК):

      свойства, связанные с их телекоммуникационной основой, т.е. их технологические возможности;

      свойства, связанные с применением компьютеров. [20; 187].

      Тем не менее, Интернет, не являясь только средством обучения, предоставляет  учителям и учащимся широкие возможности, в том числе и при изучении иностранного языка.

1.2 Дистанционное обучение

 

      Ещё одна важнейшая возможность использования  Интернет - это дистанционное обучение, т.е. обучение на расстоянии в ситуации, когда обучаемый отделён от обучающего расстоянием. На протяжении многих лет эта форма обучения была известна в нашей стране как заочная. [25; 6]

      Стратегическая  цель ДО - обеспечить гражданам право  получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается  в русле мировой тенденции  мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством  достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие  дистанционный характер.

      По  способу получения учебной информации различают:

      синхронные  учебные системы и

      асинхронные.

      Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное ТВ, аудио графика, компьютерные телеконференции.

      Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио / видео кассетах, электронной почте, WWW.

      Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем. [31]

      По  технической основе передачи данных можно выделить следующие формы  дистанционного обучения:

      рассылка  печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);

      рассылка  аудио - и видео - кассет,

      средствами  аудио графики (Audiographics);

      через интерактивное ТВ и видеоконференции

      через телеконференции (Internet);

      через электронную почту и листы  рассылки (Internet);

      через WWW (Internet)

      В последнее время Интернет вытесняет  другие формы. Это связано с тремя  обстоятельствами:

      1) техническое развитие Интернет - технологий, позволяющих более дешевыми  и удобными средствами имитировать  любую учебную модель,

      2) простота подключения к сети  Интернет,

      3) низкая стоимость подключения. [10]

      Стремительное развитие сети Интернет позволяет смоделировать  любой тип систем, а также построить  принципиально новые обучающие  комплексы.

      Это делает Интернет наиболее перспективным  средством дистанционного образования.

      Интернет - это наиболее дешевая среда. Разработка и проведение дистанционных курсов, не требует специальных студий или  сложного нестандартного оборудования. [27]

      Организация ДО позволит решить многим студентам-заочникам  проблемы нехватки времени, финансовых затрат, поиска необходимых учебников, справочников и других пособий по иностранному языку. Таким образом, дистанционная форма обучения является эффективным вариантом реализации конечных целей обучения ИЯ студентов  гуманитарных специальностей заочной  формы обучения в неязыковом ВУЗе.

      На  вопрос возможности замены очной  формы обучения на ДО от учителей мы получили следующие результаты: большинство  сомневаются в этом (45%); чуть меньше (35%) согласны с этим утверждением, но при условии наличия хороших методик обучения и меньшая часть опрошенных - против (20%). 

      

 

       Несомненно, Интернет несет в себе громадный потенциал образовательных  услуг. Образовательные услуги включают в себя информирование, как учащихся, так и преподавателей широкому кругу  тем, связанных с их учебной и  преподавательской деятельностью. Например, реклама через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде, - это  тоже образовательная услуга. Весьма большое количество услуг Интернет может применяться для управления системой образования, а не только для  нужд собственно учебно-воспитательного  процесса. Это могут быть услуги по рекламе и рассылке инструктивных  и методических материалов, предоставление доступа к юридическим и иным базам данных по проблемам образования  и т.п. [20; 166]

1.3 Преимущества сети Интернет как средства обучения

 

      В последние 2-3 года в педагогическую практику достаточно активно вошел  термин Интернет-образование. Информатизация образования является приоритетом  российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, подготовить своих учеников к  возможности ориентироваться в  информационном пространстве, возможности  овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования  Интернет в школьном процессе. И  практически во всех сферах школьного  образовательного пространства реально  использовать возможности сети. [32]

      Можно выделить следующие основные категории  в школьном пространстве:

      Учебно-воспитательный процесс

      Внеклассная работа (послеурочная деятельность)

      Управленческая  работа

      Рассмотрим, подробнее, преимущества Интернет для  каждой из этой категории.

      Учебно-воспитательный процесс:

      возможность дистанционного обучения как для учеников, так и для учителей;

      проведение  обучающих межпредметных телеком-проектов;

      проведение  дистанционных олимпиад;

      участие в телеконференциях;

      участие в тематических конкурсах по созданию веб-страниц;

      виртуальные методические объединения учителей-предметников.

      Внеклассная и воспитательная работа:

      получение дополнительной информации из различных  информационных листов;

      проведение  дискуссий для учителей-предметников по различным тематикам; участие  учеников и учителей в чатах на заданную тему;

      информация  о проведении различных конкурсов  и возможностях получения грантов;

      консультационное  обслуживание (юридические справки по правам подростков, профессиональные консультации по созданию веб-страниц и т.п.);

      возможность установления личных контактов учителей и учеников из разных стран.

      Управленческая  работа:

      создание  единой управленческой инфраструктуры района, округа, города;

      создание  единых библиотечных каталогов в  рамках района, округа и т.д.;

      использование возможностей Интернет-магазинов;

      поиск кадров по имеющимся вакансиям. [36]

      Как видно из вышеперечисленного, Интернет предоставляет возможности для  получения информационных ресурсов и личного самообразования и

      ученикам, и учителям. А эти два субъекта являются неразрывными и составляют основу школьного образовательного пространства.

      Интернет  предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически  ценную информацию, а с другой - различные  средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение.

      Уже одно это показывает значительные преимущества Интернет перед традиционным бумажным учебником. [5]

      Таким образом информационные технологии позволяют:

      организовывать  различного рода совместные исследовательские  работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Метод проектов дает возможность организовывать при это подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности;

      обеспечивать  оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

      создавать сети дистанционного обучения и повышения  квалификации педагогических кадров;

      оперативно  обмениваться информацией, идеями, планами  по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень; [17; c 17]

      прививать навыки подлинно исследовательской  деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

      развивать умения добывать информацию из разнообразен источников обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;

      создавать подлинную языковую среду (в условиях совместимости международных телекоммуникационных проектов, телеконференций обычных, а также аудио - и видеоконференций, чатов), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;

      способствовать  культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

      Эти преимущества Интернета становятся очевидными при использовании его  непосредственно в студенческой или школьной аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с  подключением к Интернету. Использование  Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы  правильно определить место и  роль Интернета в обучении иностранному языку, прежде всего, необходимо найти  для себя чёткие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком  объёме он должен использоваться. [38]

      Разумеется, прямой выход в Интернет на уроке  практически исключается, поскольку  вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов иностранного языка в наших школах, оборудованных  достаточным количеством компьютеров  с доступом в Интернет. Хотя следует  сказать, что некоторые учителя, имея в кабинете всего один компьютер  и доступ в Интернет, пытаются использовать и эту малую возможность на уроке. Следовательно, здесь нужно  искать другие пути. Кстати, особенно в  больших городах следует учитывать  тот факт, что уже немало семей  имеют домашние компьютеры с реальным доступом в Интернет и учителю стоит учитывать такую возможность. Прав А.А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений. [37] Естественно, при работе с Интернет не обойтись и без проблем.

Информация о работе Использование интернета на уроках иностранного языка