Использование метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь

Содержание

Введение…………………………………………………………………2-4
1. Теоретическое обоснование использования метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе
1.1. Особенности обучения иностранному языку на среднем этапе.. 5-9
1.2. Теоретические основы метода проектов и типология проектов10-18
1.3. Основные требования к использованию метода проектов…….19-22
1.4. Особенности организации проектной деятельности на уроке иностранного языка………………………………………………………….23-33
Заключение……………………………………………………………34-35
Список литературы……………………………………………………36-37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

 Содержание

 

Введение…………………………………………………………………2-4

1. Теоретическое обоснование использования метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе

1.1. Особенности  обучения иностранному языку  на среднем этапе.. 5-9

1.2. Теоретические  основы метода проектов и типология проектов10-18

1.3. Основные требования к использованию метода проектов…….19-22

1.4. Особенности организации проектной деятельности на уроке иностранного языка………………………………………………………….23-33

 

Заключение……………………………………………………………34-35

Список литературы……………………………………………………36-37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих  систем образования с тем, чтобы  ученик стал центральной фигурой  учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь [2].

Модернизация  российского образования с неизбежностью  влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка [4]. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым  в мировой педагогике. Возникнув  в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получил дальнейшее развитие [10]. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах.

В проектной  работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению [6].

Проблемой применения проектной методики на уроках английского языка занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых (Г.В. Рогова, Верещагина И.Н., Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Е.С. Полат, Дж. Ломпшер и т.д.) [7].

Выбранная тема данной работы является наиболее актуальной в настоящее время, так как  метод проектов, сравнительно новый  метод в преподавании английского языка, способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Таким образом, можно сказать, что основная проблема исследования заключается в определении условий обучения английскому языку на основе метода проектной деятельности на среднем этапе обучения.

На основе вышеизложенного  сформулирована цель исследования, которая заключается в обобщении теоретических положений по проблеме использования метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе, и в обосновании необходимости их целенаправленного использования.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.

Предметом исследования является использование метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования можно выдвинуть следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
  2. описать типологию проектов;
  3. определить основные требования к использованию метода проектов;
  4. исследовать проблему использования метода проектов в процессе обучения иностранному языку в средней школе.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы:  обзорно-аналитический метод, метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования, статистический метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование использования метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе

1.1. Особенности обучения иностранному языку в средней школе

В старших классах  школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Познавательные  процессы школьников приобретают такие  качества, которые

делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей.

С переходом  из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на

базе общих  посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее

интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами [16].

К старшему школьному  возрасту, дети усваивают многие научные понятия,

обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления.

Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде

выполняли ведущую  роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с

перестройкой  памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному

использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

А.Н. Леонтьев исследовал, как идет развитие двух основных видов  памяти —

непосредственной  и опосредственной — в течение детства и установил

особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного

запоминания, причем быстрее, чем опосредствованного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непосредственного и опосредствованного запоминания [16]. Затем — уже в подростковом и юношеском возрасте — прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредствованного запоминания.

С возрастом  меняются и отношения между памятью  и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее.

Решающий сдвиг  в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С 5 по 7 классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности

учащихся, включающие умение, вступать в контакт с незнакомыми  людьми, добиваться их расположения и  взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков,  которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Подростковый  и ранний юношеский возраст являются достаточно сензитивными для развития всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и 

способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Таким образом, подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Теоретические основы метода проектов и типология проектов

Проект –  специально организованный учителем и  самостоятельно выполняемый учащимися  комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта [1]. Под методом проектов мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [10]. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Информация о работе Использование метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе