Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь
Введение…………………………………………………………………2-4
1. Теоретическое обоснование использования метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе
1.1. Особенности обучения иностранному языку на среднем этапе.. 5-9
1.2. Теоретические основы метода проектов и типология проектов10-18
1.3. Основные требования к использованию метода проектов…….19-22
1.4. Особенности организации проектной деятельности на уроке иностранного языка………………………………………………………….23-33
Заключение……………………………………………………………34-35
Список литературы……………………………………………………36-37
5. Количество участников проекта.
Таким образом, работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал. В процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.
1.3. Основные требования к использованию метода проектов
Говоря о требованиях к использованию метода проектов, нужно отметить, что проектная работа разделяется на подготовительные упражнения, которые служат как бы мостиком к выполнению проекта, и на работу над самими проектами.
Подготовительные задания могут быть на любые темы, по которым выполняются проекты. Задания выполняются в классе, а работа над проектом ведется вне школы.
С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии учащегося в области изучения иностранного языка выполнение проекта ставит учащегося в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и что очень важно, во взаимодействии с группой, последовательно осваивает все компоненты учебной деятельности [5]:
- Целеполагание и
- Способность управлять
своей учебной деятельностью,
в том числе посредством
- Технологический аспект,
связанный с использованием
- Способность принимать
ответственные решения
- Способность взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.
Многие учителя пытаются создать в классе ситуации, как можно приближенные к действительности и способствующие применению учениками знаний, полученных в процессе обучения. «Наиболее эффективным средством в этом случае являются игровые ситуации или, как их называет психолог А.А. Леонтьев, стимулирующие ситуации» [18, с.41]. Они могут быть использованы на любом этапе обучения и дают возможность обучать школьников неподготовленной речи в межтематическом плане.
При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы [3].
Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.
Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.
В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.
В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.
И, наконец, нельзя не назвать еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте [10].
Проектные задания предполагают большой объём работы для учителя. Он может сам предложить тему проекта, но чаще всего предлагают учащиеся, и учителю необходимо продумать, какой языковой материал будет необходимо повторить или обсудить с учениками заранее, какие вопросы будут рассматриваться в течение работы над проектом (чем длиннее проект, тем более детальной разработки он требует).
Исследователь в области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям [19]:
1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
2. Практическая,
теоретическая, познавательная
3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне него;
4. Структурирование
содержательной части проекта,
с указанием поэтапных
5. Использование
исследовательских методов:
Время работы над проектом зависит от его темы и того, как учитель решил работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. Несмотря на политику невмешательства в выполнение проектов, учитель должен интересоваться успехами и достижениями учеников [7]: узнали ли они что-либо действительно новое, что они не знают, но хотят узнать, какие аспекты языка им необходимо повторить. Для этого учитель может попросить их заполнить специально составленную анкету.
Таким образом, к основным требованиям по использованию метода проектов относятся подготовительные упражнения и работы над самим проектом.
1.4. Особенности организации проектной деятельности на уроке иностранного языка
Рассмотрим этапы работы над проектом: при реализации стратегий личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболее значимые и интересные для них виды и формы работы поощряет стремления каждого находить свой способ решения проблемы, в ходе урока анализировать работу одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути, позволяя каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создавая обстановку для естественного самовыражения на иностранном языке, давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении.
Опираясь на выше изложенное, рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.
Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности [23].
Как показывает практика, чаще всего вопрос, как и при помощи каких технологий воспитывать, является наиболее сложным для учителя. Согласно Е.В. Бондаревской, современное воспитание, в противовес идее коллективизма, уравниловки, ориентации на среднего ученика, одинаковому подходу к каждому, стремлению дотянуть каждого до одного уровня без учета индивидуальных особенностей, возможностей и желания, базируется на индивидуализации, социализации, культурной идентификации и духовно-нравственном саморазвитии личности – всё это необходимо учитывать при формулировке темы проекта [3].
Следующей задачей является необходимость включения всех учащихся в работу над самим проектом.
Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Он также важен и для самого учителя, так как на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах учеников, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.
Разрабатывая тему проекта, учитель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности для каждого ученика, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Учителю для соответствующего анализа своего участия в разработке проекта, так же как и ученикам, целесообразно вести собственный дневник, планируя участие каждого ученика, его движение в работе, взаимоотношения с членами группы и т.д.
Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды.
Тема проекта
может быть предложена и самими учащимися.
В старшем школьном возрасте ученики
вполне могут самостоятельно сформулировать
проблемы и исследовательские
Введение темы
проекта, её обсуждение, комментирование
также способствует развитию иноязычной
коммуникативной компетенции
Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.
Используя метод проектов при обучении и воспитании учащихся на уроках английского языка, педагог создаёт условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность [17]. Работа над проектом – это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают её из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают своё отношение к выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности.
Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, её основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий типа «Выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения», а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.
Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе [25].
На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учеников с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре.
Работая вместе
с учителем, ученик имеет возможность
совместно с педагогом анализир
Информация о работе Использование метода проектов на уроках иностранного языка в средней школе