Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:23, курсовая работа
Целью данной работы является определение сущности аутентичных материалов и специфики их использования на старшем этапе обучения.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
1) изучить теоретический материал, посвященный проблеме определения аутентичных материалов и их функциональности;
2) рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
3) обозначить факторы, определяющие успешность и трудности аудирования.
Введение……………………………………………………………………….3 – 6
Раздел 1. Теоретические основы использования аутентичных материалов в процессе обучения аудированию…………………………………………...6 – 25
1.1. Понятие “аутентичные материалы” и их классификации………….6 – 12
1.2. Роль аутентичных текстов в обучении аудированию……………..13 – 19
1.3. Специфика аудирования как вида речевой деятельности………...20 – 25
Раздел 2. Технология использования аутентичных материалов при обучении аудированию на старшем этапе……………………………………………26 – 38
2.1. Подготовка иноязычного текста для аудирования…………………..26 – 29
2.2. Технология работы с аутентичными аудитивными текстами………30 – 34
2.3. Анализ результативности проведенной работы……………………..35 – 36
Выводы……………………………………………………………………...37 – 39
Литература………………………………………………………………….40 – 42
2. Субъективные факторы зависят от:
потребности учащихся узнать что-либо новое, от наличия интереса к теме сообщения, от осознания объективной потребности в иностранном языке и пр.
Успешное овладение аудированием предполагает снятие или преодоление его трудностей.
Раздел 2. Технология использования аудитивных материалов при обучении аудированию на старшем этапе
2.1. Подготовка иноязычного текста для аудирования
Навык аудирования формируется в процессе работы с разными видами материалов для аудирования и, в первую очередь, со специально составленными текстами, предназначенными для развития этого умения. Тексты могут быть описательными, повествовательными и диалогическими. Повествовательные тексты, в свою очередь, могут содержать какую-либо занимательную фабулу. Содержание текстов может быть либо близким интересам учащихся, либо совершенно новым, порою неожиданным. В зависимости от этих и целого ряда других особенностей при подборе материала при обучении аудированию следует соблюдать принцип градации трудностей, предлагая учащемуся материал, который усложняется постепенно, в котором соблюдены промежуточные звенья.
Известно, что устная
речь выступает в двух формах —
монологической и диалогической
— и каждая из этих двух форм устной
речи требует своей системы
Восприятие речи диалогического характера усложняется тем, что в такой речи присутствуют два или более лица, говорящих разными голосами, разным тембром, возможно, и с разным темпом речи. Учитывая это, можно утверждать, что при обучении аудированию иностранной речи следует начинать обучение с речи монологического характера и постепенно переходить к аудированию речи диалогической.
Для аудирования текстов описательного характера очень важно отработать у учащихся умение словесного понимания речи, т. е. научить их узнавать и понимать речевые единицы с тем лексическим наполнением, в которых они прежде встречались.
Для восприятия и понимания текстов повествовательного характера необходимо помимо этого научить учащихся выделять факты, о которых идет речь в сообщении; отделять один эпизод от другого; наблюдать последовательность действий; хорошо представлять себе то, о чем идет речь; уметь выделять идеи, высказанные в речи; уметь отделять основное от второстепенного; быть в состоянии предполагать возможное содержание высказывания.
Для восприятия текстов фабульного характера предметного и логического понимания может оказаться недостаточно. Глубокое и точное понимание услышанного предполагает проникновение в то, что выражено в рассказе не прямолинейно, а косвенно, иносказательно, с помощью художественных средств и интонации.
При определении легких текстов или наиболее пригодных для аудирования можно руководствоваться следующими требованиями. Тексты должны:
-обладать идейно-воспитательной ценностью;
-соответствовать возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках;
-содержать определенную проблему, представляющую интерес для слушающих;
-иметь ясное, простое изложение, со строгой логикой и причинностью;
-представлять разные формы речи — монологическую, диалогическую, диалого-монологическую (в последнем случае с минимумом диалога);
-быть написанными не от первого лица (что затрудняет аудирование на начальном этапе);
-располагать избыточными элементами информации.
Последний пункт нуждается в некотором пояснении. Избыточность языка оказывает положительное влияние на аудирование. К избыточным принято относить внеязыковые (паралингвистические) элементы речи, с помощью которых, как полагают, передается до 60% информации. К избыточным относятся и такие элементы риторической стратегии, как паузы, повторения и переформулировки, описание отдельных ситуаций с иных позиций, заполнители молчания.
При подготовке иноязычного
текста для аудирования мне
1. Подбор материала. Подбирая тексты для аудирования, педагог учитывает:
а) их информативность,
т.е. наличие в них сведений,
имеющих познавательную
б) наличие
в текстах уже известной
в) соответствие языковых трудностей текстов уровню подготовки учащихся,
г) воспитательную ценность текстов, их мировоззренческий потенциал.
2. Анализ смысловой структуры текста. В ходе этого анализа учитель решает, какие отрезки текста важны для его понимания, ценны в познавательном и воспитательном планах, доступны для учащихся и какие отрезки не соответствуют данным требованиям и могут быть сокращены или опущены..
3. Создание в тексте опор на информацию, знакомую слушателям. Это облегчает восприятие текста, способствует лучшему запоминанию его содержания.
4. Работа с языковым материалом текста. Учитель выявляет незнакомый для учащихся лексический и грамматический материал и помещает его на доску.
Для того чтобы обеспечить большую прочность усвоения лексических и грамматических единиц, уже знакомых слушателям (или введенных непосредственно перед аудированием), можно провести работу по увеличению повторяемости этих единиц в тексте.
5. Подбор зрительной наглядности. Для облегчения восприятия прослушиваемого текста учитель должен максимально использовать зрительную наглядность.
6. Подготовка к проверке правильности понимания прослушанного текста. Наиболее надежным способом такой проверки, по моему мнению, являются ответы учащихся на вопросы к тексту. Они должны быть составлены учителем заранее и могут быть предъявлены как до начала аудирования (написаны на доске), так и после него (устно).
2.2.Технология работы с аутентичными аудитивными текстами
В качестве иллюстрации методики работы с аудитивным аутентичным материалом на старшем этапе обучения, мы предлагаем следующий комплекс упражнений, разработанный на основе аудитивного текста “An interview with Jonathon Porrit”.
Выбор данного текста обусловлен тем, что он является подлинно аутентичным материалом (authentic, unscripted recording) и посвящен актуальной проблеме экологии, так что предполагается, что тема заинтересует учащихся.
I. Предтекстовый этап.
Цель данного этапа заключается в создании ситуации и мотива общения, в формулировке коммуникативной задачи, а также в преодолении трудностей восприятия и понимания сообщения путем использования различных опор и прочих факторов, облегчающих восприятие.
Today we are going to discuss one of the most urgent problems of our society - the problem of ecology. Read the dictionary entry for ecology on page 60 and say what is your understanding of this word, what associations come to your mind concerning this word.
(После работы с
определением экологии начать
дискуссию на эту тему, поощряя
учащихся высказывать их
And now you will hear an interview with Jonathan Porrit, the Director of “Friends of the Earth” in the United Kingdom. “Friends of the Earth” is an environmental pressure group. I suppose that you’ll be interested in the reason that made Jonathan Porrit be involved in such an activity and what, to his point of view, are the problems people face nowadays.
Прежде чем приступить
к слушанию текста, мы предлагаем учащимся
выполнить задание, направленное на
преодоление лексических
But first listen to some sentences and try to define the meaning of the unknown words from the context.
Учащиеся делают свои предположения о значении неизвестных им слов, затем учитель сообщает им правильные ответы.
Затем учащимся предлагается просмотреть ряд вопросов по тексту, на каждый из которых они должны ответить и дать собственную субъективную оценку после прослушивания.
Далее на предтекстовом этапе мы раздаем учащимся карточки со следующем заданием:
Look through these sentences and arrange the order their English equivalents appear in the text. (Учащиеся должны расставить номера в соответствии с логической последовательностью повествования).
1 |
Очевидно, критическими являются следующие проблемы: населения, неправильное использование или злоупотребление мировыми ресурсами, как восполняемыми, так и невосполняемыми. |
4 |
2 |
Миллионы и миллионы долларов тратятся каждый год на оружие |
6 |
3 |
Меня все больше и больше занимала мысль о том, как будет выглядеть наша планета после 2 000-го года. |
1 |
4 |
Единственный выход повысить человеческое благосостояние состоит в том, чтобы производить и потреблять больше. |
8 |
5 |
Я называю себя конструктивным пессимистом, потому что нельзя не быть пессимистом, наблюдая те проблемы, с которыми мы сталкиваемся. |
3 |
6 |
Тогда я начал понимать, что экологию нельзя рассматривать как отдельную науку, вам приходится рассматривать ее в социальном и политическом контекте. |
2 |
7 |
В прошлом году мы столкнулись с проблемами нищеты и голода в Эфиопии и Судане. |
5 |
8 |
Другая сторона медали такова, что мы можем противопоставить материализму возрастающее осознание духовных ценностей, и в этом выход. |
7 |
Now listen to the interview.
II. Текстовой этап. Второй этап посвящается восприятию и пониманию текста и извлечению нужной информации. Во время слушания текста учащиеся выполняют задание “Arrange the order”.
III. Послетекстовый этап. Третий этап служит для контроля понимания смысла текста, то есть осуществления коммуникативного намерения и достижения коммуникативной цели слушания (получил / не получил нужные сведения, узнал / не узнал что-то важное, заинтересовался / не заинтересовался содержанием и пр.), а также эффективности акта общения.
Проверка задания “Arrange the order”, затем учащимся предлагается ответить на предтекстовые вопросы.
Answer the questions. (Даны примерные ответы).
1. How did Jonathon Porrit become interested in the environment?
While he was a teacher, he began to wonder what the future world would be like for the children he was teaching.
2. Why do you think he says that “you can’t really talk about ecology as a science, you have to consider ecology within a social and political context?”
Because the state of the environment depends on what we as citizens and politicians as decision makers want to do with it.
3.He says economics is “the key to it all...” Do you agree?
Ученики могут согласиться или не согласиться с точкой зрения самого Джонатана Поррита. (He says that it is financial considerations that decide most issues, not because of their being “good” or “bad”).
4. Why does he call himself a constructive pessimist?
He calls himself a pessimist, because there is a lot of problems to worry/ to be pessimistic about, but a constructive pessimist because something still might be done about these problems/ these problems are not hopeless yet.
5. He reffers to 4 crucial problems that the planet faces. Write in the chart what the problems are, and add some notes on each.
1 Population. |
This will be a big problem in the middle of next century. |
2 The world’s resources (both renewable and non-renewable). |
We are using renewable and non-renewable resources too quickly. |
3 Poverty, famine and hunger. |
Jonathan Porrit thinks that these problems will get worse before the end of the century. |
4 The arms build-up. |
One thousand million million dollars are spent every year. |
6. He says that these problems have the same roots, that is, the belief that “the only way we can increase human wealth is by producing more and consuming more, even if we destroy the planet in the process”. Do you agree?
Ученики могут согласиться или не согласиться. Им предлагается обсудить этот вопрос.
7. To Jonathon Porrit’s opinion there’s a way out, the alternative humankind can put across to materialism. What is it?
Jonathon Porrit’s opinion is that an increasing awareness of the spiritual values of humankind is the way out, the alternative we can put/ we’re putting across materialism.
Разделить группу на две половины. Ученикам предлагается ролевая игра, в которой одна сторона будет представлять “Green peace”, а вторая - директора крупной нефтяной компании. Задача первой стороны - убедить директора, что он должен закрыть предприятие, задача второй стороны - отказаться закрыть предприятие и объяснить, почему. Учащимся раздаются карточки с лексикой текста. Учащиеся должны, используя лексику, составить диалог (минимум - по 6 предложений с каждой стороны), выбрать представителя от каждой группы, кто будет представлять диалог, но остальные члены группы также могут принять участие в обсуждении.
Информация о работе Использования аутентичных материалов в процессе обучения