Использования аутентичных материалов в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение сущности аутентичных материалов и специфики их использования на старшем этапе обучения.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
1) изучить теоретический материал, посвященный проблеме определения аутентичных материалов и их функциональности;
2) рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
3) обозначить факторы, определяющие успешность и трудности аудирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 – 6
Раздел 1. Теоретические основы использования аутентичных материалов в процессе обучения аудированию…………………………………………...6 – 25
1.1. Понятие “аутентичные материалы” и их классификации………….6 – 12
1.2. Роль аутентичных текстов в обучении аудированию……………..13 – 19
1.3. Специфика аудирования как вида речевой деятельности………...20 – 25
Раздел 2. Технология использования аутентичных материалов при обучении аудированию на старшем этапе……………………………………………26 – 38
2.1. Подготовка иноязычного текста для аудирования…………………..26 – 29
2.2. Технология работы с аутентичными аудитивными текстами………30 – 34
2.3. Анализ результативности проведенной работы……………………..35 – 36
Выводы……………………………………………………………………...37 – 39
Литература………………………………………………………………….40 – 42

Работа состоит из  1 файл

Готовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)
 

Green Peace

Director

1

to make assumptions about the shape of the future

have to consider ecology within a social and political context

2

the world in which our children will have to go out

to feel a strange mixture of pessimism and optimism

3

to look more carefully  at the relationship between humankind and the planet

not to face the problems in a constructive way

4

to face the crucial problems; renewable resources, such as clean air and water

the problems of poverty, famine and hunger (which we saw last year in Ethiopia and Sudan)

5

non-renewable resources, the speed of using up oil and gas

on the other side of the coin; the arms build-up, to spend one thousand million million dollars on arms every year

6

to put across the alternative to materialism an increasing awareness of spiritual values

can increase human wealth by producing and consuming more


 

Предложить ученикам дома написать сочинение, используя  прослушанный текст, изложить в нем свои собственные взгляды на проблему экологии.

Your home task is to make a composition using the text, where you have to express your own opinion about the problem of ecology.

 

 

 

 

 

2.3. Анализ результативности проведенной работы

На заключительном этапе  нашей работы по формированию навыков  аудирования с использованием аутентичных текстов у учащихся старших классов нами было проведено тестирование учащихся различных групп, с тем, чтобы оценить уровень сформированности навыков аудирования с использованием аутентичных текстов.

Тест для определения уровня сформированности навыков аудирования с использованием аутентичных текстов на контрольном этапе эксперимента отличался только текстом для прослушивания.

Проведя тестирование, мы получили следующие количественные показатели уровня сформированности навыков аудирования с использованием аутентичных материалов у учащихся.

Результаты, полученные учащимися группы, которые не прослушивали аутентичные тексты, даже оказались ниже: с 6,5 балла до 6,1 балла.

У учащихся группы в которой проводилась работа с аутентичными текстами наблюдается динамика уровня сформированности навыков аудирования с использованием аутентичных текстов и в ответах на вопросы теста.

На констатирующем этапе нашей работы учащимися второй группы был получен средний балл: 6,5. На контрольном этапе достигнуты результаты в 8,8 балла.

Подводя итог проведенному тестированию, можно сравнить результаты, полученные учащимися каждой из групп  до и после проведения формирующего  этапа работы.

Результаты тестирования наглядно представлены на следующей диаграмме.

Рис.1. Результаты тестирования учащихся

 

Преобразовав полученные средние баллы в проценты, мы получили следующие результаты. Учащиеся экспериментальной  группы(группа в которой проводилось аудирование аутентичных текстов) выполнили 73% заданий, учащиеся контрольной группы (группа в которой предварительно не работали с аутентичными текстами)- 50%.

Таким образом, на контрольном  этапе эксперимента уровень сформированности навыков аудирования с использованием аутентичных материалов у учащихся контрольной группы удовлетворительный, а у экспериментальной — хороший.

В заключение второй главы  хотелось бы подвести краткие итоги нашей работы. Итак, анализ результатов показал, что предложенная нами схема работы при аудированием с использованием аутентичных материалов эффективна.

Конечно, организация  работы с аутентичными текстами требует  от учителя дополнительных затрат сил  и времени, однако усилия окупаются  живым интересом учащихся и тем  удовлетворением и радостью, которые  они испытывают, слушая радиопередачу или интервью британских подростков.

 

 

 

Выводы

На сегодняшний день ни у одного учителя не вызовет  сомнения утверждение о том, что проблема эффективности обучения аудированию является одной из самых актуальных. Каждому необходимо искать и использовать те методы и приёмы, которые окажутся наиболее эффективными в их работе. В нашем исследовании мы представили лишь один взгляд на решение этой проблемы.

Исследуя различные  позиции и подходы к решению  данной проблемы, мы смогли сделать  вывод о том, что обучение современному иностранному языку возможно лишь при условии использования материалов, взятых из жизни носителей языка или составленных с учетом особенностей их культуры и менталитета в соответствии с принятыми и используемыми речевыми нормами. Использование подобных аутентичных и учебно-аутентичных материалов, представляющих собой естественное речевое произведение, созданное в методических целях, позволит с большей эффективностью осуществлять обучение всем видам речевой деятельности, в частности, аудированию, имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, нами была рассмотрена специфика  аудирования, которая подробно представлена в трудах таких выдающихся отечественных  методистов. Обучение аудированию невозможно без учёта психологических особенностей данного вида речевой деятельности. И здесь мы опирались на труды по преодолению трудностей в аудировании таких отечественных методистов как Елухиной Н.В. и Пруссакова Н. Н.

Кроме того, нами были рассмотрены особенности и цели обучения аудированию на среднем этапе изучения английского языка, согласно государственному стандарту.

В ходе анализа методической литературы нами были сформулированы основные требования к аутентичным  текстам, используемым на уроках иностранного языка. Наиболее важными из них являются:

- соответствие возрастным  особенностям учащихся и их  речевому

опыту в родном и иностранном  языках;

- содержание новой  и интересной для учащихся  информации;

- представление разных  форм речи;

- наличие в тексте  избыточных элементов информации;

- естественность представленной  в нем ситуации, персонажей и  обстоятельств;

- желательно наличие  воспитательной ценности.

Отбор аутентичных материалов для экспериментальной части  нашего исследования проводился с обязательным соблюдением этих принципов.

В нашей дипломной  работе мы подробно описали предложенную нами схему работы с аутентичными текстами для аудирования, привели  примеры работы с некоторыми аутентичными текстами на уроках иностранного языка, отметили трудности, которые могут возникать при организации подобных уроков, представили возможные пути их преодоления.

Эффективность использования  данной схемы была проверена в  ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в ходе преддипломной  практики в школе. Во время этого эксперимента нами был проведён ряд уроков по обучению аудированию с использованием аутентичных материалов. Результаты убедительно показывают, что организация подобных уроков в значительной мере повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка в целом и облегчают овладение учениками навыками аудирования.

Всё это говорит о  том, что предложенная нами схема  оказывается достаточно эффективной  для решения выбранной в нашей  работе проблемы и поэтому может  использоваться на уроках иностранного языка другими учителями.

Таким образом, все задачи, которые мы ставили в начале исследования, были достигнуты.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что обучение аудированию  будет эффективным при использовании  аутентичных материалов, так как  это формирует умения и навыки восприятия иноязычной речи на слух и понимания культуры собеседника, что поможет принимать участие в актах устного общения и формированию социокультурной компетенции, нашла свое подтверждение.

Выполненное нами исследования формирования навыков аудирования с использованием аутентичных материалов вносит определенный вклад в возможность эффективнее осуществлять обучение аудированию. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности это изучение того, как формируются навыки аудирования на уроках английского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Зайцева Л. А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе . -1996. - № 3.

2. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классов школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2.

3. Кричевская К..С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе . -1996. - № 1.

4. Кулиш Л.Ю. Виды аудирования // Иностранные языки в школе. -1984. - № 2.

5. Бабайлова, А.Э. Текст  как продукт,  средство и объект  коммуникации при обучении народному языку /  А.Э.Бабайлова //. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 152 с..

6. Захарова,  О.Ю.  Обучение  аудированию аутентичных текстов-интервью  учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка:  Дис. ...  канд. пед. наук / О.Ю.Захарова. - Ярославль, 2009. – С.52-60.

7. Колесникова,  Е.А.  Обучение аудированию с письменной  фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза  (английский язык):  Дис. ... канд. пед. наук / Е.А.Колесникова. - М., 2009. 

8. Кост, Д. Оригинальные  тексты и материалы на продвинутом  этапе обучения / Д.Кост  // Вопросы  методики обучения иностранному  языку за рубежом. – М.: Просвещение, 1978. – С.123-129

9. Кричевская,  К.В.  Прагматические материалы,  знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.В.Кричевская //Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 1996. - № 1. – С. 13-17

10. Матвеева,  Т.П.  Учебный текст и его коммуникативно-практические функции / Т.П.Матвеева //Текст в обучении русскому языку как иностранному.  Межвуз.  сб. науч. трудов гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург: Образование, 1994. – С. 22-26

11. Носович,  Е.В.,  Мильруд,  Р.П.  Параметры аутентичного учебного текста / Е.В.Носович, Р.П.Мильруд //Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 1999. - № 1. – С. 11-18

12. Параева, Н.Б. Обучение  аудированию аутентичных текстов  на немецком языке учащихся VII класса средней школы: Дис. ... канд. пед. наук / Н.Б.Параева. - СПб., 2001. – С.91-106

13. Першина, Э.А. О  функциях текста при обучении  иноязычной речевой деятельности  по тематическому принципу и в рамках проблемы /  Э.А.Першина //  Научно- методические доклады сотрудников НМЛ. – Сыктывкар: Коми пед. институт, 1988. – 164 с.

14. Следников, Б. П.  Обучение аудированию иноязычной  речи в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук / Б.П.Следников. – М., 1973. – 25 с.

15. Фоломкина,  С.К.  Текст в обучении иностранным языкам /  С.К.Фломкина // Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. – С. 18-22.

16. Macmillan English dictionary for advanced learners. – Macmillan, 2007. – 1748 c. 

17. Блохина Е.В. Некоторые  вопросы обучения аудированию.//Иностранные языки в школе. – 1998. - № 2. – С.13-24.

18. Пассов Е. И., Кузовлев  В. П. Цель обучения иностранному  языку на современном этапе  развития общества.//Иностранные языки в школе. - 1987. - №6 – С.12.

19. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы.//Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. – С.21-29.

20. Елухина Н.В. Преодоление  основных трудностей понимания  иноязычной речи на слух как  условие формирования способности  устно общаться.//Иностранные языки  в школе. - 1996. - № 4. – С.15-23.

21. Пальмер, Гарольд  Е. Устный метод обучения иностранному  языку. – М., 1961г.

22. Рогова Г.В., Верещагина  И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988г.

23. Скалкин В.Л. Английский  язык для общения. – М., 1986г.

24. Смирнова Л. П.  Уровни понимания  иноязычных речевых сообщений  на слух и способы их контроля.- М., 1982г.

25. Снедников Б. П.  Обучение  аудированию иноязычной речи  в средних школах. – М.,1977г.

26. Пернас С. В.  Подготовка  иноязычного текста для аудирования.  Иностранные языки в школе. 4/88,  Москва, Просвещение 1988г.         


Информация о работе Использования аутентичных материалов в процессе обучения