Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель работы – анализ лексических средств выражения в политическом дискурсе, их происхождения и структуры, а также выявления их употребления в разных речевых ситуациях.
Сформулированная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить публицистические статьи, пресс-конференций, а так же литературу ученых.
2. Выписать из выбранных источников, для примера, выступления чиновников, политиков, президентов.
3. Проанализировать лексические средства выражения в политическом дискурсе с точки зрения грамматики и семантики.
4. Дать анализ лексическим средствам выражения в политическом дискурсе с точки зрения аудитории и ученых.
5. Рассмотреть вариативность лексических средств выражения в политическом дискурсе.
ВВЕДЕНИЕ …………...………………………………………………………….2
ГЛАВА I.ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1 Понятие аргументации……………………………………………………….4
1.2 Понятие убеждения…………………………………………………………...6
1.3 Аргументация и убеждение в политическом дискурсе…………………….8
1.4 Стратегии аргументативного дискурса и языковые средства выражения аргументации……………………………………………………………………...11
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ ………………………………………...………………..15
ГЛАВА II.ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
2.1 Семантические стратегии……………………………………………………..17
2.2 Лексические особенности предвыборного дискурса США………………...23
2.3 Лексико-синтаксические средства воздействия в русской современной политической речи…………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………...……………………………………
ГЛАВА I.ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
1.1 Понятие аргументации………………………………………………
1.2 Понятие убеждения………………………………………………………
1.3 Аргументация и убеждение в политическом дискурсе…………………….8
1.4 Стратегии аргументативного дискурса
и языковые средства выражения аргументации………………………………………………
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ ………………………………………...………………..15
ГЛАВА II.ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
2.1 Семантические стратегии…………………………………………………….
2.2 Лексические особенности предвыборного дискурса США………………...23
2.3 Лексико-синтаксические средства
воздействия в русской современной политической
речи…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....41
ВВЕДЕНИЕ
Анализ речи политических деятелей позволяет выявить стратегии и тактики аргументации, используемые с целью убеждения аудитории, а исследование выступлений известных политических персон позволяет, с одной стороны, прогнозировать дальнейшие действия и намерения политика, с другой – устанавливать наиболее эффективные способы воздействия на слушателей.
Актуальность выбранной мною темы объясняется тем, что лексические средства выражения в политическом дискурсе изучены мало. Этим они и представляют собой особый интерес для людей.
Цель работы – анализ лексических средств выражения в политическом дискурсе, их происхождения и структуры, а также выявления их употребления в разных речевых ситуациях.
Сформулированная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить публицистические статьи, пресс-конференций, а так же литературу ученых.
2. Выписать из выбранных источников, для примера, выступления чиновников, политиков, президентов.
3. Проанализировать лексические средства выражения в политическом дискурсе с точки зрения грамматики и семантики.
4. Дать анализ лексическим средствам выражения в политическом дискурсе с точки зрения аудитории и ученых.
5. Рассмотреть вариативность лексических средств выражения в политическом дискурсе.
При анализе лексических средств выражения в политическом дискурсе мною в работе были использованы следующие методы:
- метод целенаправленной выборки: при сборе материала;
- описательный: при описании собранного материала;
- сопоставительный: при составлении
языковых фактов с данными
различных источников
- количественно-
В работе использованы следующие приемы исследования: наблюдение, описание, сопоставление языковых фактов, а также статистическая методика.
Объектом исследования послужили следующие источники: пресс-конференция экс-президента В. В. Путина в 2006–2008 г.; традиционная «прямая линия», проходившая 2 раза за время пребывания на посту премьер-министра в 2009–2010 гг.; для анализа были взяты ответы В. В. Путина на вопросы журналистов российских и иностранных СМИ, а также граждан РФ в ходе живого диалога; выступление Барака Обамы 6 мая 2008 г. в штате Северная Каролина; текст речи Барака Обамы под характерным названием «The American Promise», произнесенной им 28 августа 2008 г; речь Джона Маккейна, от 3 июня 2008 г.; речь американского политического деятеля Хиллари Клинтон, а также список использованных источников в количестве 20 штук.
Предмет исследования составили лексические средства выражения в американском, русском политическом дискурсе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего двадцать наименований.
Глава I.ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС. ЕГО ОСОБЕННОСТИ И АСПЕКТЫ
1.1 Понятие аргументации
Еще в древние времена аргументация стала предметом размышления и исследования для великих умов человечества. Разработке проблем аргументации посвящали свои усилия философы Древнего Китая и Индии. Проблемы аргументации занимали Протагора и Сократа, Платона и Аристотеля. Поиски Аристотелем ответа на вопрос, как нужно аргументировать и как не следует этого делать, явились одной из отправных точек в создании такой науки, как логика.
Резкое возрастание интереса к проблемам аргументации произошло в 60-х годах XX века, и связано с именами Х. Перельмана, Г. Джонстона и С. Тулмина. На первый план вышли вопросы о природе феномена аргументации, о месте и роли человеческого «Я» в аргументативной деятельности темы аргументации и свободы, аргументации и доказательства, аргументации и межличностных отношений.
Согласно Х. Перельману и Л. Олбрехт-Титеки, аргументация представлялась как техническая деятельность с целью убеждения аудитории для повышения степени ее предрасположенности, одобрения ценностей или иерархии ценностей, представляемых и защищаемых аргументатором .
Более поздние дефиниции аргументации расширяют и дополняют трактовку ее природы.
Так как в процессе аргументации оратор стремится привести доводы и аргументы в защиту своей точки зрения, и тем самым убедить в его обоснованности утверждений или предположений аудитории, важное значение имеет обратная связь получателя информации. В зависимости от ее реакции корректировать свои аргументы или менять их. Целью аргументации или убеждения является достижение согласия с аудиторией.
Если аргументация является предметом исследования и изучения, то существует определенный заказ на эти исследования. Знание того, как происходит изменение взглядов индивида и принятие им определенной точки зрения, позволяет: 1) воздействовать на концептуальную картину мира и осуществлять власть; 2) быть свободным от манипуляций; 3) постепенно освобождаться от воздействия и становится способным принимать самостоятельные решения .
Многие исследователи строят свои определения аргументации с помощью ряда положений:
1) аргументация является социальной деятельностью;
2) аргументация является
интеллектуальной
3) аргументация является вербальной деятельностью;
4) аргументация относится к вопросу мнения;
5) целью аргументации
является оправдание или
6) аргументация состоит из набора утверждений;
7) аргументация направлена на получение одобрения от аудитории .
Следовательно, аргументация - это “социальная, интеллектуальная и вербальная деятельность, служащая тому, чтобы оправдать или опровергнуть мнение, состоящее из набора утверждений и направленное на получение одобрения от аудитории” .
1.2 Понятие убеждения
Исследуя такой компонент речевого воздействия, как убеждение, цель которого трансформировать картину мира адресата, необходимо обратить внимание на силы аргументативного дискурса. В частности, П. Зернецкий, рассматривая речедеятельностное пространство конкретного дискурса языковой личности, выделяет речевоздействующие силы: аргументирующую, мотивирующую, прагматическую, аккумулирующую и приходит к выводу, что аргументирующая сила "является производной от величины вектора семантической информации, содержащейся в дискурсе" представляет собой основную речедеятельностную силу дискурса. Следовательно, в функционировании аргументативного дискурса важны не только внешние характеристики текста, его поверхностная структура, социальный контекст, но и план содержания, семантика, являющаяся решающей в процессе убеждения .
Убеждение
в широком смысле - разнородные
виды интеллектуально-
Убеждение — это то, что мы думаем о мире. Убеждение — это и есть те самые модели предсказания. То, что мы можем сказать о мире, как мы можем его предсказать. Это те самые модели, которые помогают нам выживать, те самые модели, которые нередко становятся нашими косяками.
Убеждения создают также обратную петлю: то есть, однажды обретя какое-либо убеждение, мозг человека старается его сохранить, и тем самым ищет ему дополнительные подтверждения, даже порой там, где их нет. В результате, убеждения могут быть как «вирус сознания», закравшись туда однажды, стараются продержаться там как можно дольше. Всё это жизненно необходимо, чтобы сохранять стабильность моделей предсказания, чтобы человек имел возможность к самосохранению, ведь если бы модели предсказания нельзя было создать (например окружающая среда постоянно менялась бы), то человек бы просто не смог выжить, он бы не смог построить стратегию и не знал бы как себя вести.
Разные жанры
отдают предпочтения той или
иной специфике аргументации, но
в качестве особого
Для анализа коммуникативных стереотипов убеждения также учитываются методы аргументации, проявляющиеся в структуре убеждающего дискурса: аналогии и оппозиции, метафоричность, дедукцию и индукцию, степень экспликации содержания.
1.3 Аргументация и убеждение в политическом дискурсе
ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор'), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.
Общественное предназначение
политического дискурса состоит в том,
чтобы внушить адресатам - гражданам сообщества
- необходимость «политически правильных»
действий и/или оценок. Иначе говоря, цель
политического дискурса - не описать (то
есть, не референция), а убедить, пробудив
в адресате намерения, дать почву для убеждения
и побудить к действию. Поэтому
Речь политика (за некоторыми исключениями) оперирует символами, а ее успех предопределяется тем, насколько эти символы созвучны массовому сознанию: политик должен уметь затронуть нужную струну в этом сознании; высказывания политика должны укладываться во «вселенную» мнений и оценок (то есть, во все множество внутренних миров) его адресатов, «потребителей» политического дискурса.
Далеко не всегда такое внушение выглядит как аргументация: пытаясь привлечь слушателей на свою сторону, не всегда прибегают к логически связным аргументам. Иногда достаточно просто дать понять, что позиция, в пользу которой выступает аппонент, лежит в интересах адресата.
Защищая эти интересы,
можно еще воздействовать на
эмоции, играть на чувстве долга,
на других моральных
Уже с самого начала
выступления докладчик должен
установить контакт с
Деятельность политических
деятелей имеет следующую
Поскольку данная
задача не всегда может быть
решена с помощью
Информация о работе Лингвистические особенности институциональных дискурсов