Метод проектов как средство развития креативности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является выявление наиболее важных аспектов проектной методики для дальнейшего применения метода проектов на практике.
Задачи нашей работы включают в себя поиск оригинальных видов обучения через метод проектов, обоснование важности развития креативной личности, а также описание путей внедрения проектов, развивающих креативность в процесс обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………...3-4
Глава I. Метод проектов в обучении
§ 1.1 Определение и особенности проектной методики…………………………..…..5-7
§ 1.2 История проектной методики…………………………………………….………..8 - 10
§ 1.3 Виды проектов, используемых в обучении школьников………………..…….11-14
Глава II. Проект как средство развития креативности школьников
§ 2.1 Понятие креативности. Средства развития творческих способностей школьников……………………………………………………………………….………15–18
§ 2.2 Использование метода проектов для развития креативности младших школьников……………………………………………………………………….……….19-25
§ 2.3 Использование метода проектов для развития креативности
в средней школе…………………………………………………………………….……..26-27
§ 2.4 Использование метода проектов для развития креативности
в старшей школе…………………………………………………………………………..28-30
Заключение………………………………………………………………..…………….…….31
Приложения………………………………………………………………………….…….32-33
Обзор источников и литературы……………………………………………………….34-35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ.docx

— 177.49 Кб (Скачать документ)

    Московский  гуманитарный педагогический институт          
     
     
     
     
     
     
     
     

Курсовая  работа

по  теме:

Метод проектов как средство развития креативности школьников.                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      студентки 3 курса                         

      И. А.В.       

                                                                    факультета английской филологии                            

                                                кафедры методики и преподавания                                          

      английского языка                                                        

       Научный руководитель

                                                Морозова Е. А  
 

  Москва

   2010 г.

Содержание

                                                                                                                                 СТР

Введение…………………………………………………………………………….………...3-4 

Глава I. Метод проектов в обучении

§ 1.1 Определение и особенности проектной методики…………………………..…..5-7

§ 1.2 История проектной методики…………………………………………….………..8 - 10

§ 1.3 Виды проектов, используемых в обучении школьников………………..…….11-14

Глава II. Проект как средство развития креативности школьников

§ 2.1 Понятие креативности. Средства развития творческих способностей школьников……………………………………………………………………….………15–18

§ 2.2 Использование метода проектов для развития креативности младших школьников……………………………………………………………………….……….19-25

§ 2.3 Использование метода проектов для развития креативности

в средней школе…………………………………………………………………….……..26-27

§ 2.4 Использование метода проектов для развития креативности

в старшей школе…………………………………………………………………………..28-30

Заключение………………………………………………………………..…………….…….31

Приложения………………………………………………………………………….…….32-33

Обзор источников и литературы……………………………………………………….34-35 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Система образования в наше время, как  в России, так и во всём мире претерпевает изменения, касающиеся и методики преподавания и современных технологий. Нынешняя реальность такова, что изменения в сфере образования являются вполне естественными. Объём информации увеличивается, изменяется, что требует   критического подхода к ее восприятию, с появлением глобальной сети Интернет и компьютеров, должны появляться новые методы и подходы к усвоению знаний.

   Современное образование сочетает в себе классическое образование с использованием современных  подходов и методов обучения.

   Активность  в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все  более становятся очевидными в мировой  педагогике XXI столетия. Эти приоритеты обусловлены двумя социальными и экономическими факторами:

   1) лавинообразным потоком информации  во всех областях знания;

   2) осознанной потребностью современного  цивилизованного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

   Вслед за развитием технологий стало возможным  использовать метод проектов и в  иностранных языках. Сеть Интернет создает условия для получения необходимой учащимся и учителям информации, в том числе страноведческих материалов, новостей из жизни молодежи, статьей из газет и журналов, разного рода литературы и т.д. Российские школьники могут выполнять совместную работу со своими зарубежными сверстниками из одной или нескольких стран.

   Педагогика XXI века концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем «вписать» развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума.  

  Метод проектов относят к технологиям XXI века. Умение им пользоваться — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Метод проектов особенно актуален в условиях адаптации к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

        В данной работе будут  рассмотрены различные виды проектов, применяемые в современных условиях обучения. Мы выделяем несколько видов как средств развития в детях творческой активности, такой важной характеристикой современного человека.

      Целью этой работы является выявление наиболее важных аспектов проектной методики для дальнейшего применения метода проектов на практике.

      Задачи  нашей работы включают в себя поиск оригинальных видов обучения через метод проектов, обоснование важности развития креативной личности, а также описание путей внедрения проектов, развивающих креативность в процесс обучения.

      Данная  работа может быть использована в  качестве пособия для учителей средних  школ, а также как помощник и  путеводитель по методу проектов для  школьников, занимающихся проектной  деятельностью. 

 

Глава I. Метод проектов в обучении

   1.1 Определение и особенности проектной методики

   Слово «проект» происходит от латинского слова «proicere» и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Тем самым, под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана.

   В современных условиях образование  ведется с помощью разнообразных  технологий, целью которых является не только передача знаний, но также  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого  человека, стимулирование его самостоятельной  учебной деятельности. Одной из таких  технологий и является проектная  методика.

   Метод проектов последнее время приобрёл большую популярность в педагогической практике в России, однако за рубежом  он используется уже давно. Итак, что же представляет собой проектная методика обучения в средней школе?

   Метод проектов — это специально организованный и разработанный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта1. Совокупность приёмов, действий учащихся для решения поставленной перед ними задачи — решения проблемы, в определённой последовательности завершается в виде некоего конечного продукта2. В ходе выполнения проекта, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

   Основное  предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Говоря о методе проектов, как о педагогической технологии, необходимо подчеркнуть, что эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В рамках проекта преподаватель является одновременно и разработчиком, и координатором, и экспертом-консультантом.

   Проектная методика характеризуется высокой  коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных  мнений, чувств, активное включение  в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

   Проектная методика основана на цикличной организации  учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный  самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в  достижении общей цели овладения  предметом.  

   Главные цели введения в школьную практику метода проектов3:  

   1. Возможность свободного выбора школьником тем и задач в соответствии с его склонностями и интересами;

   2.   Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

   3.   Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;

   4.   Показать умения отдельного ученика, или группы учеников, использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

   5. Умение школьника по собственной инициативе самостоятельно заниматься анализом четко очерченного преподавателем содержания, исходя из определенной постановки задачи, самостоятельного поиска путей достижения целей, их осуществления и переноса на другие ситуации;

   6. Умение получать, собирать, систематизировать информацию и критически оценивать и использовать ее;

   7. Возможность школьника упражняться в ведении деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

   Применительно к изучению иностранных языков, отличительной чертой проектной методики является особая форма организации4. В ходе работы над проектом важно соблюдать несколько условий: 

   1. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;

   2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

   3.  Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

   Таким образом, использование метода проектов в обучении, по своей сути, должно помочь в приобретении школьниками способностей и умений, которые требуются им в будущей профессии. Проектная работа должна способствовать развитию таких качеств как способность к решению проблем, способность к работе в команде, способность к общению, способность к планированию, креативность, критическое отношение к проблемам, ответственность, которые имеют все возрастающее значение для решения задач по профессии. Это достигается основополагающим требованием проектной работы, что проектные группы должны планировать и проводить свои работы как можно больше самостоятельно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 История проектной методики

   Метод проектов был разработан еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи5. Исторические линии развития проектного метода прослеживаются до начала XX века. Они связаны с такими фамилиями как Дж. Девей, У.Х. Килпатрик, Д. Снедден, Д. Ричардс. Причем Дж. Девей считается теоретическим основоположником проектного метода.

Информация о работе Метод проектов как средство развития креативности школьников