Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа
Целью этой работы является выявление наиболее важных аспектов проектной методики для дальнейшего применения метода проектов на практике.
Задачи нашей работы включают в себя поиск оригинальных видов обучения через метод проектов, обоснование важности развития креативной личности, а также описание путей внедрения проектов, развивающих креативность в процесс обучения.
Введение…………………………………………………………………………….………...3-4
Глава I. Метод проектов в обучении
§ 1.1 Определение и особенности проектной методики…………………………..…..5-7
§ 1.2 История проектной методики…………………………………………….………..8 - 10
§ 1.3 Виды проектов, используемых в обучении школьников………………..…….11-14
Глава II. Проект как средство развития креативности школьников
§ 2.1 Понятие креативности. Средства развития творческих способностей школьников……………………………………………………………………….………15–18
§ 2.2 Использование метода проектов для развития креативности младших школьников……………………………………………………………………….……….19-25
§ 2.3 Использование метода проектов для развития креативности
в средней школе…………………………………………………………………….……..26-27
§ 2.4 Использование метода проектов для развития креативности
в старшей школе…………………………………………………………………………..28-30
Заключение………………………………………………………………..…………….…….31
Приложения………………………………………………………………………….…….32-33
Обзор источников и литературы……………………………………………………….34-35
Основы проектного метода появились во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США6. Велись бурные дискуссии о вопросе, является ли проектная работа только техникой работы или же дидактической концепцией. Выдающийся представитель философии познавательного прагматизма Девей заложил фундамент для политической и научной концепций проектного метода, первоначально рассматривал проектный метод в более общем значении как определенную философию воспитания, которая должна была предупредить чисто инструментальное применение проектного метода. В соответствии с этим Килпатрик определяет проект как «целенаправленное действие от всего сердца, проводящееся в социальной среде». Первоначально в своей статье «Метод проектов» Килпатрик определил это понятие как «от души выполняемый замысел»7.
По
такому восприятию проектной идеи школьники
должны были приобретать знания в
специфических условиях для деятельности.
Девей и Килпатрик хотели создать
основы новой дидактической концепции,
связывающей жизнь и мышление,
деятельность и знания, школа и
практика вне школы. В конечном итоге,
Килпатрик считал «плановые действия
характерной единицей настоящей
жизни в демократическом
Таким образом, любую проблему, которая воспринималась как серьезная и самостоятельно решаемая задача, можно было объявить проектом. Вследствие этого проектный метод опустился до схематичного процесса решения проблем, в котором учитель задавал проблему, а ученики должны были решать ее.
Метод
проектов и обучение в сотрудничестве
находят все большее
В Германии проектная идея опиралась на общие занятия Б. Отто, а также на приемы трудового обучения его ученика Рейхвейна, которые называли связь теорией с практикой замыслом (проектом). Первоначально в концепции общих занятий Б. Отто центральную роль играла беседа. При этом он исходил из комплексной повседневной жизненной деятельности ребенка, которая включалась в занятия как целостное поле опыта, а не разбивалась на отдельные научные дисциплины. Свободные беседы на уроках, подхватывавшие спонтанные вопросы школьников, которые определяли ход занятий, у Б. Отто а прежде всего у Г. Кершенштайнера и А. Рейхвейна приняли формы работы в группе или замысла, проекта. Влияние проектной идеи или протекающего в таком же направлении развития можно, однако, обнаружить и в трудовой школы Кершенштайнера и Гаудига, в концепции промышленной школы Блонского, а также в трудовом воспитании в рабочих колониях Макаренко.
Дальнейшее развитие проектная идея получила в Европе, прежде всего в «инновационное время шестидесятых и семидесятых годов», а также в ходе дискуссий об «альтернативной школе» и альтернативных форм проведения занятий. В этот период в нескольких европейских государствах начали осуществлять целый ряд реформ в системе образования. К этим усилиям проведения реформ в ФРГ относятся планы и предложения по реорганизации основной школы и высшей ступени гимназий, открытие новых университетов и общих высших школ, а также общих школ. Во всех названных видах учебных заведений в той или иной форме появляется проектная идея.
Проектная идея рассматривалась, прежде всего, как программа, направленная против традиционного обучения в общеобразовательных школах и в вузах.
Проектная идея и проектный метод должны были способствовать реорганизации закоснелых учреждений и структур предметов. При этом в первую очередь, подхватывались идеи движения альтернативной школы и радикальных критиков школы, таких как И.Н. Иллиха, Дж. Козола и Дж. Хольта, которые требовали введения так называемых открытых учебных ситуаций. Концепции ориентированного на практику и деятельность призваны были приблизить школу к реальной жизни. Школа должна была стать открытой и ориентироваться на целостных жизненных ситуациях школьников, а также учитывать потребности школьников, в частности, их стремления самостоятельной работе и к самоутверждению. Проектному методу придали большее значение и в учебных программах.
Без сомнения можно установить, что развитие теоретических подходов к обучению на основе объяснения человеческого учения, опираясь на теорию поведения как западных (Ж. Пиаже, X. Эбли), так и восточных (Л.С. Выгоцкого, А.А. Леонтьева, П. Я. Гальперина) ученых, оказало благотворное влияние теоретическое обоснование проектного метода. Это относится, прежде всего, к тесной взаимосвязи между мышлением и действиями и к факту, что конкретные действия являются важным толчком для познавательных процессов. Эта дискуссия, правда, эксплицитно не связывалась с проектным методом, однако, ее близость к проектной идее довольно отчетливо проявляется в различных местах.
В
России метод проектов был известен еще
в 1905 году. Под руководством Станислава
Теофиловича Шацкого работала группа
российских педагогов по внедрению этого
метода в образовательную практику. После
революции метод проектов применялся
в школах по личному распоряжению Надежды Константиновны
Теоретическая
основа внедрения метода проектов в
России разработана в трудах Евгения
Семеновича Полата.
1.3 Виды проектов, используемых в обучении школьников
При
овладении учителем методом проектов
необходимо прежде всего понимание
того, что проекты могут быть разными.
Типология проектов может быть
условно определена по следующим признакам10.
Существуют
различные классификации
В современной системе обучения используются следующие виды методов в проекте.
Исследовательские
проекты имеют структуру, приближенную
к подлинным
научным исследованиям. Они предполагают
аргументацию актуальности темы,
определения проблемы, предмета, объекта,
целей и задач исследования. В проекте
также должны быть обоснования темы, выдвижения
гипотезы исследования, обозначение методов
исследования и проведение эксперимента.
Заканчивается проект обсуждением и оформлением
результатов, формулированием выводов
и обозначением проблем на дальнейшую
перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру: определение потребности, исследование в виде дизайн-анализа существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной. Это может быть изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и другие виды.
Информационные проекты призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные средства получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), а также методы анкетирования и интервьюирования, презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция.
Практико-ориентированные
проекты обязательно предполагают
практический выход. Например, результатом
может быть изделие, удовлетворяющее конкретную
потребность; определенный социальный
результат, затрагивающий непосредственные
интересы участников проекта либо направленный
на решение общественных проблем и другие.
Здесь важна не только хорошо продуманная
структура проекта, но и хорошая организация
координационной работы по корректировке
совместных и индивидуальных усилий, организации
презентации полученных результатов и
возможных способов их внедрения в
практику, а также организации внешней
оценки проекта.
Приключенческие или игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и другие варианты. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках), среднесрочным (от недели до месяца) и долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).
В ходе выполнения проекта выделяют два вида характера координации руководителя. Он может носить непосредственный характер, то есть с открытой координацией. Учитель - координатор участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа совместно с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.
Координация
руководителя может быть скрытой
(возможно главным образом в телекоммуникационных
проектах). Координатор выступает как
полноправный участник проекта и не обнаруживает
свой истинный статус учителя в период
деятельности групп-
участников. Свое влияние он осуществляет
за счет лидерских и профессиональных
качеств.
В зависимости от проекта, происходит расширение и взаимодействие между участниками, вовлеченными в проект. Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет-сети). Возможны также международные проекты с участием представителей различных стран. Для них требуются средства информационных технологий.
Проекты также разделяются по типологии на:
Информация о работе Метод проектов как средство развития креативности школьников