Метод проектов как средство развития креативности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является выявление наиболее важных аспектов проектной методики для дальнейшего применения метода проектов на практике.
Задачи нашей работы включают в себя поиск оригинальных видов обучения через метод проектов, обоснование важности развития креативной личности, а также описание путей внедрения проектов, развивающих креативность в процесс обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………...3-4
Глава I. Метод проектов в обучении
§ 1.1 Определение и особенности проектной методики…………………………..…..5-7
§ 1.2 История проектной методики…………………………………………….………..8 - 10
§ 1.3 Виды проектов, используемых в обучении школьников………………..…….11-14
Глава II. Проект как средство развития креативности школьников
§ 2.1 Понятие креативности. Средства развития творческих способностей школьников……………………………………………………………………….………15–18
§ 2.2 Использование метода проектов для развития креативности младших школьников……………………………………………………………………….……….19-25
§ 2.3 Использование метода проектов для развития креативности
в средней школе…………………………………………………………………….……..26-27
§ 2.4 Использование метода проектов для развития креативности
в старшей школе…………………………………………………………………………..28-30
Заключение………………………………………………………………..…………….…….31
Приложения………………………………………………………………………….…….32-33
Обзор источников и литературы……………………………………………………….34-35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ.docx

— 177.49 Кб (Скачать документ)

   Особо следует подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

   Опыт  работы свидетельствует, что в использовании  проектного метода в начальных классах  эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов в начальных классах к долговременным, межпредметным в старшей школе, от личных проектов к групповым и общеклассным.

   В целом, в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  1. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  2. Планирующий-подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  3. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  4. Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

   Освоение  культуры – это не воспроизведение ее богатства по некоему заранее заданному шаблону, а творческий процесс. Любой фрагмент человеческой культуры и даже любая отдельная человеческая вещь, которую делает своим достоянием ребенок, таят одну «хитрую» особенность. Каждая из этих вещей имеет как бы «двойное дно»16. Многообразные предметы культуры воплотили в себе силы своих создателей, их возможности, способности, замыслы и перспективы. Через внешнюю, видимую, осязаемую форму предмета («первое дно») ребенок, так или иначе, соприкасается и с этой внутренней стороной - невидимой «начинкой» культуры («второе дно»). Например, через абстракцию, слово «карандаш» длиннее, чем «карандашик», потому, что «карандашик» – это когда он стал совсем коротеньким. «Второе дно» слова открывается в процессе особой мыслительной работы, особого исследования – его звукового анализа (а не просто копирования звуков речи взрослых).

   Именно  понимание обеих сторон предмета является важным для учеников. В  связи с этим степень активности учеников и учителя на разных этапах должна варьироваться. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности и самостоятельности можно представить в следующей схеме17:

   1-й  этап

   УЧИТЕЛЬ ученик

   2-й  и 3-й этапы

   учитель УЧЕНИК

   Последний этап

   УЧИТЕЛЬ ученик

   Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

   Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Рассмотрим базовую модель проектного метода учителя с учащимися. Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта18. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, так как это младшие школьники.

   Затем на этапе погружения в проект учитель  очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким  образом, погружение в проект требует  от учителя глубокого понимания  всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

   На  втором этапе организуется деятельность детей19. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

   После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель может стать наблюдателем. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от степени их подготовленности. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель контролирует ход деятельности.

   Этап  презентации как одна из целей  проектной деятельности и с точки  зрения ученика, и сточки зрения учителя  бесспорно обязателен. Он необходим  для завершения работы, для анализа  проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем надо рассказать доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

   Главнейший  основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских  интересов сегодняшнего дня, непосредственно  связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

   Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для  воспитательных и образовательных  целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет  горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни  и самой жизнью.

   Поскольку способности учащихся различны, важно  проводить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

   В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

  1. Рефлексивные умения:
    • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
    • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  1. Поисковые (исследовательские) умения:
    • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
    • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
    • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
    • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
    • умение выдвигать гипотезы;
    • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  1. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
    • умение коллективного планирования;
    • умение взаимодействовать с любым партнером;
    • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
    • навыки делового партнерского общения;
    • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  1. Коммуникативные умения:
    • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
    • умение вести дискуссию;
    • умение отстаивать свою точку зрения;
    • умение находить компромисс;
    • навыки интервьюирования, устного опроса.
  1. Презентационные умения и навыки:
    • навыки монологической речи;
    • умение уверенно держать себя во время выступления;
    • артистические умения;
    • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
    • умение отвечать на незапланированные вопросы.

   В младших классах у школьников закладываются основы учебного процесса восприятия, анализа, поиска материала. Формируется языковая основа, язык воспринимается учащимся на уровне родного. На этом этапе учителю требуется быть не только великолепным педагогом, но и отличным психологом в общении с учениками. Поэтому на начальных этапах становления личности главное не в том, что делается ребенком и взрослым, а в том, что это делается и делается вместе.

 

2.3 Использование метода  проектов для развития  креативности в  средней школе

   Переходный  период, период взросления и формирования личности проходит в открытии огромного  пласта «живого» мира вокруг учащихся. Реализация метода проектов на данной ступени является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста деятельностью. Расширяется поле самореализации учащегося через общение, получение собственного результата и признание его значения, происходит расширение кругозора и навыков.

   Сама  способность ребенка осваивать культуру и ее образцы в форме проблем, а не «готовых ответов», проявлять самостоятельность и инициативу в их решении является творческой. В средней школе у учеников увеличивается уровень самостоятельности на этапе реализации проектов, происходят значительные изменения в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений. Фактором, благоприятным для организации проектной деятельности учащихся, на этом этапе становится само содержание учебных предметов.

   Содержание  части учебных предметов – «языки» (русский, иностранный) должно быть отработано учащимися в практической деятельности. Другая группа учебных предметов – «общекультурных» должна быть нацелена на формирование мировоззренческой картины, присвоения знаний о наиболее общих закономерностях, которые могут быть обеспечены на основе достаточно широкого разнообразия конкретных знаний о предметах, событиях, явлениях.

Информация о работе Метод проектов как средство развития креативности школьников