Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:23, дипломная работа
Основной целью исследования является определение значения образа женщины как компонента символического художественного мышления, его становление, развитие и функционирование в языке французской культуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотрение взаимосвязи и особенностей понятий символ, знак и образ.
2. Рассмотрение характера отношений между символом и культурой.
3. Изучение исторического аспекта и факторов, обусловливающих возникновение и функционирование женского образа как символа.
4. Изучение смысловой нагрузки символического образа женщины во французской культуре, в частности в живописи, в скульптуре, в поэзии и в символике Франции.
Введение……………………………………………………………..3
I. Семиотические основы изучения образов культуры
1.1. Символ как семиотическое понятие…………..……………….…..5
1.2. Символ и культура: диалектика отношений………………………15
1.3. Исторические аспекты формирования женского образа
как символа во французской культуре…………………………………21
II. Символический образ женщины во французской культуре
2.1.1. Символический образ женщины в живописи …….….….…..….27
2.1.2. Символический образ женщины в скульптуре ……………..…..29
2.2. Образ женщины и французская символика (Образ Марианны
как символ Франции)…………………………………………………….31
2.3. Образ женщины в поэтическом языке. Взаимодействие разных
символических смыслов ……………………………….………..……….35
Заключение…………………..……………………….….……………….39
Библиография………….....…………………………….…………….….41
В первой половине 20 века намечается отказ от старого иконического изображения прототипа мужчины и обращение к женской символике. Это обнаруживается в творчестве Майоля. Таковы его памятники революционеру Л.О. Бланки, писателю А. Барбюсу и летчику Ж. Мермозу. Порой женская символика применяется в целях представления абстрактных понятий и состояний, которые традиционно связывались с образом мужчины. В частности, для выражения интеллектуального напряжения (скульптура Майоля «La Pensée», своеобразная параллель с роденовским «Мыслителем»), волевого усилия («Аction enchaînée») и т.д.
Таким образом, образ женщины имеет специфические особенности в силу длительного исторического становления. Французское искусство и символика широко используют женский образ, наделяя его многочисленными функциями и смыслами, что и позволяет давать ему различные толкования.
II. Символический образ женщины во французской культуре
2.1.1. Символический образ женщины в живописи
В рамках данной работы мы рассмотрим несколько продуктов художественного творчества, которые представляют собой своеобразные тексты. Как человек пользуется вербальным языком для передачи сообщений, так творец, чтобы высказать свои мысли, чувства, отношения, обращается к иным средствам выражения – краскам, линиям, звукам, которые, как это постулирует семиотика, можно отождествить с обычным языком людей.
Обратимся для начала к живописи.
Какую идею хотел выразить Эжен Делякруа в своей картине “Свобода на баррикадах” (1831)? Что обозначает фигура женщины с трехцветным флагом над головой, смело идущая вперед? Безусловно, каждый видит произведение по-своему, дает личную интерпретацию центральному женскому образу. Но ведь этот образ стал символическим во французской культуре, а, как уже было отмечено ранее, важную роль при рождении символа играют исторический и культурный аспекты, которые и обуславливают его возникновение, функционирование и смысловую нагрузку.
“Свобода на баррикадах” или “28 июля 1830” была написана в ответ на события лета 1830 года, известного под именем Les Trоis Glorieuses. За 3 дня во Франции произошел переворот, покончивший с правительством Реставрации. Примечательно, что Делякруа, ранее принявший от двора Карла не один заказ, захотел прославить три летних дня, которые потребовались, чтобы свергнуть власть Бурбонов. Эжен Делякруа, бонапартист, не сражавшийся в отличие от некоторых его товарищей за родину в течение этих дней, с воодушевлением встретил борьбу народа за свободу и решил запечатлеть на холсте памятные события французской истории.
Он воочию увидел ужасы тех дней и передал их не приукрашенными, а во всей своей определенности и правде. Гвардеец, взмахнувший саблей, и мужчина в гражданской одежде с ружьем наперевес; подросток, размахивающий пистолетами, и другой, схвативший оброненный кем-то клинок. Из тысяч подобных им, вышедших на парижские мостовые в славные дни июля, властью художника в памяти потомков остались только эти, и “каждый олицетворяет собой героический характер нации”[24;32].
Любой революции нужны жертвы. Страшными трупами – один раздет мародерами, другие окоченели в мучительных позах – Делякруа подтверждает эту извечную истину, тем более горькую от того, что гибнут молодые. Безжалостный реализм в изображении живых и мертвых оправдывает аллегорическая фигура Свободы, ради которой никого не останавливает смерть.
Делякруа материализует этот отвлеченный поэтический образ, и перед нами предстает прекрасная полуобнаженная женщина, босыми ногами шагнувшая на баррикаду, – это воплощение самой идеи, духа свободы, мечты о ней, возрождаемой народами стольких эпох наперекор всяческим разочарованиям.
Делякруа одевает Свободу во фригийский колпак алого цвета, заимствованный Французской революцией из римской античности, а для трехцветного знамени, которое она воздевает в небеса, подбирает самые чистые краски. Своей верой в победу Свобода придает силы раненому, воодушевляет детей и взрослых, героизирует смерть. Женский образ здесь – это не просто женщина из народа. Одновременно он имеет аллегорическое значение: женщина символизирует и Свободу, и Победу, и Республику-мать, и Природу.
Это уже не та Франция эпохи Реставрации со слабой надеждой на светлое будущее – это Франция, уверенным шагом идущая на завоевание Свободы и увлекающая народ на героическое сражение под развевающимся флагом Республики.
Итак, можно сказать, что образ женщины воплощает в себе многие идеи, которые являются ключевыми для французского общественного сознания.
2.1.2. Символический образ женщины в скульптуре
В качестве примеров использования женского образа скульпторами приведем работы О.Родена, А.Майоля и А.Бурделя.
У скульптора трудная и благородная миссия – внести свежую, жизнеутверждающую струю в искусство пластики, раскрыть новые горизонты.
Значение творчества Огюста Родена велико для художественного мышления 20 века. Он заставил скульптуру говорить языком человеческих эмоций, душевных состояний и настроений. Главной целью творчества Родена является передача движения, и в этой области он не имел себе равных. Это была его стихия. И в этом помогало мастеру великолепно развитое в нем чувство понимания человеческого тела. «Красота везде, она всюду представляется нашим глазам, да глаза-то наши не всегда умеют ее уловить» [26;52].
Огромную роль в становлении его творчества сыграли две женщины – Роза Бере и Камилла Клодель, которые сначала служили моделями, а затем были ученицами и помощницами. Именно Камилла позировала для известной работы “Мысль” (1886). Данная скульптура представляет собой женскую голову, погруженную в свои мысли, лицо озарено умом и чувством. Автор достиг совершенства в передаче тончайших движений души, в раскрытии глубины и содержательности внутреннего мира. По мере того, как обходишь вокруг скульптуры, образ меняется, ”начинает жить во времени”.
Аристид Майоль также обращается в своем творчестве к женскому образу. Тип ”майолевская женщина” – это всегда юная, цветущая, с округлыми формами особа. Особенности искусства Майоля – интимность выражения и монументальность. Автор выполнял работы по разным заказам, в разных местах, и за каждой фигурой он выражает определенное содержание.
Например, девушка напоминает роденовского “Мыслителя” – это его своеобразная параллель. “Мысль” или ”Средиземное море” – изображение фигуры, сидящей опершись головой на руку, издавна символизирует положение существа думающего.
Следующая фигура – памятник Бланки “Скованная сила” (1905). Женщина со связанными руками силится разорвать путы, одновременно широко шагая вперед и грозно оглядываясь назад, - олицетворяет идею жизни революционера.
Далее – девушка расположена горизонтально и словно парит в воздухе, ее что-то ”поддерживает” – памятник летчику Жану Мармозу. Откуда только у автора возникла идея изобразить мужчину с усами в женском образе? Ответ прост: французская символика выработала идею женщины как особого элемента художественного мышления.
Еще один мастер изображения женского тела – Бурдель – черпает свое вдохновение в исторических и мифических сюжетах. Для нас особый интерес представляют следующие работы: “Река”, “Плод”, “Победа”.
Первая скульптура, созданная в 1892 году, представляет собой фигуру девушки, изогнувшейся в сложной позе, которая вызывает ассоциации с прихотливыми извивами водного потока.
“Плод” – это обнаженное женское тело. Она – “лукавая дочь Евы” [21;20], вся – как запретные плоды, которые она держит в руках и которыми украшена ее прическа. Все в ней дышит соблазном: и жест руки, и змеиный изгиб тела.
Аллегорическая фигура ”Победы” (1924) – девушка с мечом, увитым лаврами. Хоть за ее спиной и нет крыльев, в ней без труда узнается пленительный образ для всех французов – образ Победы.
Таким образом, мы видим, что самые выдающиеся французские скульпторы 20 века обращаются к образу женщины, чтобы передать свои мысли, выразить определенную идею.
2.2. Образ женщины и французская символика (образ Марианны как символ Франции)
Марианна (Marianne) – это один из символов Французской Республики, столь же важный, как и трехцветное знамя страны. Марианна олицетворяет собой моральные ценности граждан республики, такие как Свобода, Равенство, Братство.
Национальный символ Франции связан с образом женщины не случайно. В основе такого выбора лежит глубинная идея Франции как одухотворённого существа. Ж. Мишле сформулировал эту идею в словах «La France est une personne».
Истоки данного образа следует искать в Революции, которая, низвергнув монархию, ее гербы и ее эмблемы с цветком лилии, должна была найти им замену. Согласно декрету Конвента, принятому в конце сентября 1792 года, на государственной печати должен был фигурировать "образ Свободы".
Марианна была необходима французскому государству: любое государство, нация нуждается в определённом символе, который воплощал бы его фундаментальные ценности, который бы обозначил для мира его существование. Раньше Францию изображали короли: их портреты печатались на монетах, присутствовали в официальных документах, различного рода изображениях.
Когда революция положила конец монархии, на смену изображениям королей приходит образ женщины, Марианны, призванный воплотить и представить ценности нового времени.
Марианна приходит в язык и распространяется благодаря песне патриота-республиканца, окситанского певца Гийома Лавабра «La Gоrisou de Mariannе» («Выздоровление Марианны»). В этом произведении поется о том, что Марианна, страдающая от тяжелой болезни, умирает в нищете. Врач, не вылечивая девушку, продлевает ее страдания, новый же врач дает ей лекарство, чтобы прочистить легкие – и ей становится лучше. Лекарства Людовика плохи – они не вылечивают, но унция Равенства, две драхмы Братства – и Марианна выздоравливает. Благотворное кровопускание было сделано 10 августа ( взятие Тюильри).
Одним из важнейших элементов данного символа является имя. Существует несколько гипотез, которые объясняют появление имени «Марианна»: по одной из версий, данное имя происходит от слияния имён Девы Марии и её матери Анны. По мнению некоторых критиков, это имя, соединяя имена Марии и Анны, делает акцент на идее материнства: Мария – мать Иисуса, Анна – мать Марии. Возможно, это имя взывает к матери матерей. Имена Marie и Anne были очень распространены в 18 веке среди крестьян. В аристократических кругах это имя не считалось достойным, упоминалось в высшем обществе с оттенком презрения, когда речь шла о простом народе. Революционеры обратились к этому имени, чтобы обозначить смену режима, акцентируя внимание на образ родины-матери, матери-кормилицы, которая защищает детей республики.
По другой версии, это имя взято из произведения Мариамна «Тристан отшельник» (1636), героиня которого – принцесса, сравниваемая со Свободой преследуемая своим мужем, тираном Иродом. И все же имя остается загадкой, так как до сих пор не удалось найти подлинников текстов Лавабра, где он точно изъясняет свои намерения.
Таким образом, по весьма распространенной версии, во время французской революции рождается образ Марианны, символизирующий Республику-Мать, детьми которой ощущали себя восставшие против короля.
Только республика способна воплотить принципы толерантности, свободы, солидарности, светскости. Только при республике мужчины и женщины различного происхождения, цвета кожи, различного вероисповедания равноправны. У республики просят защиты против насилия и угрозы физической неприкосновенности или свободы выбирать судьбу.
Итак, можно предположить, что образ женщины, ассоциируясь с идеями материнства, безопасности и надёжности отражает ожидания и надежды, возлагаемые французским народом на Революцию. Женщина, мать народа, которая носит характерное народное имя.
Другая важная идея, лежащая в основе данного символа – идея борьбы и свободы. Следует отметить, что из составляющих знаменитой триады "Свобода, Равенство, Братство" наибольшей популярностью в годы Французской революции конца 18 века пользовался лозунг свободы.
В годы Французской революции свобода вдохновляла французов и иностранцев, богатых и бедных, просвещенных интеллектуалов и неграмотных крестьян. Свободу понимали по-разному, подчас весьма туманно, но, несмотря на это (а возможно, именно благодаря этому), она обладала колоссальной притягательной силой.
Во второй половине 18 века проблема свободы приобрела во Франции отчетливо выраженный политический смысл. Все громче зазвучали требования ограничить произвол королевских министров, провести в жизнь принцип разделения властей, обеспечить неприкосновенность личности, установить свободу печати, обеспечить каждому возможность свободно высказывать свои мысли, участвовать в политической жизни.
Согласно декрету Конвента, принятому в конце сентября 1792 года, на государственной печати должен был фигурировать "образ Свободы". В классических же трактатах, посвященных символическим изображениям, в течение многих веков фригийский колпак представлялся как характерный атрибут Свободы. Именно поэтому решением, принятым в 1792 году, этот головной убор стал эмблемой Французской Республики и навсегда вошел в историю Франции. После победы Республики и ее отождествления с Францией в аллегорическом изображении Франции присутствует фригийский колпак, а сам колпак стал в некотором роде французской национальной принадлежностью.
Информация о работе Образ женщины в языке французской культуры