Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:33, курсовая работа
В настоящее время общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты организации тренировки нового лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку…………………………………………….……………………………6
1.Особенности учащихся среднего этапа обучения………………………………………………………...6
2.Роль и место лексики при обучении иностранным языкам………………………………………………………….10
3.Особенности лексического строя английского языка………………………………………………..………….14
4.Методическая типология иноязычной лексики………………………………………………………...17
5.Способы тренировки лексического материала………………………………………………………21
1.5.1 Упражнения на уровне слова……………………………………..……………………..21
1.5.2 Упражнения на уровне словосочетания……………………….……………………….23
1.5.3 Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства………………………………………………………..24
Глава 2. Организация тренировки нового лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку…………………………………………………………………………27
2.1. Фрагмент урока по организации ознакомления и тренировки нового лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку…………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………39
Министерство образования и науки Российской Федерации
Псковский государственный университет
Кафедра английского языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки:
3 курс, группа 2, факультет иностранных языков, отделение
английского и немецкого языков
Научный руководитель:
старший
преподаватель кафедры
Псков
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты организации тренировки нового
лексического материала на среднем этапе
обучения иностранному языку…………………………………………….…………………
1.5.1 Упражнения
на уровне слова…………………………………….
1.5.2 Упражнения
на уровне словосочетания……………………….………………
1.5.3 Упражнения
на уровне предложения и
Глава
2. Организация тренировки нового
лексического материала на среднем
этапе обучения иностранному языку…………………………………………………………………
2.1. Фрагмент урока по организации ознакомления
и тренировки нового лексического материала
на среднем этапе обучения иностранному
языку…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В настоящее время общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XX века методика, дидактика и психология решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком обучающимися разного возраста и уровня образования. Была установлена, в частности, важная для школьной и вузовской методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.
Проблема тренировки лексического материала волновала многих отечественных методистов в области преподавания иностранных языков (И.В. Рахманов, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина). Базируясь на концепциях И.В. Щербы, они разработали определённые основы методики обучения всем видам иноязычной речевой деятельности, указали на ряд важных теоретических положений, способствующих, созданию разных методик, для активного и пассивного овладения языком, подготовили словари минимумы для средний школы, учебники и программы, в которых подразделяется языковой материал, предназначенный для активного и пассивного усвоения, обосновали необходимость использования разных типов упражнений – рецептивных и репродуктивных – для обучения устной речи. Принимая во внимание всё вышесказанное, можно сделать вывод, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Следовательно, необходимо искать наиболее эффективные средства тренировки лексического материала.
Однако, несмотря на определённый прогресс в обучении активному и пассивному владению языком, до сих пор ещё не создана целостная теория двух разных аспектов владения языком и не разработаны пути достижения такого владения в процессе обучения. Поэтому эта проблема является актуальной в наши дни.
Учитывая всё вышеперечисленное, темой курсовой работы выбрана организация тренировки нового лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку.
Объект исследования – процесс обучения лексической стороне речи.
Предмет исследования – организация тренировки лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку.
Цель исследования – разработать фрагмент урока по организации тренировки лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
– изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме;
– проанализировать особенности учащихся среднего этапа обучения и проблемы формирования лексических навыков речи, возникающие на данном этапе;
– ознакомиться с методической типологией иноязычной лексики, а также её ролью в обучении иностранному языку на среднем этапе;
– изучить и проанализировать способы тренировки лексического материала;
– разработать фрагмент урока по организации ознакомления и тренировки нового лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку
В данной работе используется следующие методы исследования:
– анализ научно-методической литературы по теме исследования;
– обобщение опыта передовых учителей.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении теоретических аспектов организации тренировки нового лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку.
Практическая
значимость работы заключается в
том, что материалы исследования могут
быть использованы на практических занятиях
по иностранному языку и теории и методике
обучения иностранному языку.
Глава 1. Теоретические
аспекты организации тренировки
нового лексического материала на среднем
этапе обучения иностранному языку
В старших
классах школы развитие познавательных
процессов детей достигает
С переходом
из младших классов в средние
классы школы изменяется положение
детей в системе деловых и
личных взаимоотношений с окружающими
людьми. Все больше времени в их
жизни начинают занимать серьезные
дела, все меньше времени отводится на
отдых и развлечения. [http://www.095english.ru/
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти.
А.Н. Леонтьев исследовал, как идет развитие двух основных видов памяти – непосредственной и опосредственной – в течение детства и установил особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредствованного
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить - значит вспоминать. В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение, вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
Подростковый и ранний юношеский возраст являются достаточно сенситивными для развития всего этого комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом.
Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умений. Вслед за профессором Р. К. Миньяр-Белоручевым определим сущность лексического навыка как:
– способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи;