Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: описать наиболее эффективные методы и приемы обучения аудированию на английском языке.

Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования на английском языке в средней школе.

Предметом исследования являются методы и приемы обучения аудированию.

Гипотеза: обучение аудированию будет более эффективным при условии использования наиболее активных форм и методов обучения аудированию, соответствующих возрасту, уровню обученности учащихся, учёта трудностей, возникающих при обучении аудированию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3

Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………....6

§1 Понятие, цели и содержание аудирования в процессе

обучения иностранного языка в средней школе..........................................6

§2 Психологические особенности учащихся подросткового возраста…12

§3 Условия, определяющие эффективное обучение аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе…………………………16

§4 Средства повышения эффективности обучения аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе ………………………...28

Выводы по I главе…………………………………………………………..46

Глава II. Опыт работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в

средней школе ……………………………………………………………..47

§1 Описание опыта работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в средней школе………….47

§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по

использованию аудирования в процессе обучения иностранному

языку в средней школе………………………………………………..….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ВКР!!!.docx

— 170.33 Кб (Скачать документ)

Департамент образования и науки Костромской  области

ГОУ СПО  «Шарьинский педагогический колледж  Костромской области» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ  НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 

В СРЕДНЕЙ  ШКОЛЕ» 
 

Выпускная квалификационная работа 
 
 
 
 

                  Квалификация  «Учитель

                  иностранного  языка 

                  студентки 5 группы специальность 050303

                  «Иностранные  языки»

                  Чемыртан  Марины Михайловны

                  Руководитель  – Горохов А. Л. 
                   
                   
                   
                   

2009

       ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3

Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ В  СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………....6

    §1 Понятие, цели и содержание аудирования в  процессе

    обучения  иностранного языка в средней  школе..........................................6

    §2 Психологические  особенности учащихся подросткового  возраста…12

    §3 Условия, определяющие эффективное обучение аудированию

    на  уроках иностранного языка в средней  школе…………………………16

    §4 Средства повышения эффективности обучения аудированию

    на  уроках иностранного языка в средней  школе ………………………...28

    Выводы по I главе…………………………………………………………..46

Глава II. Опыт работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в 

средней школе ……………………………………………………………..47

    §1 Описание опыта работы по использованию аудирования 

    в процессе обучения иностранному языку в средней  школе………….47

    §2 Результаты опытно-экспериментальной работы по

    использованию аудирования в процессе обучения иностранному

    языку в средней школе………………………………………………..….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..82

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..83

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..84

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..88

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………..92

ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………..95

 

 

   Введение

       За  последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета иностранный язык в содержании образования  в российской школе. Всё более  осознаётся развивающий потенциал  этого предмета, его огромная роль в решении задач образования  и воспитания личности. В настоящее  время он рассматривается не только в ряду наиболее востребованных учащимися  предметов, но и в программных  документах, определяющих основные направления  модернизации структуры и содержания образования.

       Происшедшие изменения в нашей стране за последние 10 лет: развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, вхождение нашего общества в мировое сообщество вызвали  изменения в образовательной  политике нашего государства в отношении  иностранных языков.

       Актуальность  исследования данной работы определяется тем, что она направлена на решение  одной из важнейших задач методики обучения иностранному языку – осуществления  общения на уроках иностранного языка. В основе обучения иностранному языку  лежит коммуникативное обучение, которое предполагает организацию  обучения как модели процесса общения. Уроки иностранного языка становятся уроками обучения посредством общения. В процессе обучения учащиеся учатся технике общения, овладевают речевым  этикетом, учатся решать различные  коммуникативные задачи.

       Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном  языке. Поскольку речевое общение  – процесс двусторонний, то недооценка аудирования, т.е. восприятия и понимания  речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Высказывания учащихся о том, что  они порой не понимают обращенных к ним вопросов, подтверждает тот  факт, что пониманию речи на иностранном  языке нужно учить специально. В условиях школы аудирование  представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей. По окончанию школы не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке. Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность в умении понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности. Таким образом, и определилась тема нашей выпускной квалификационной работы: «Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе».

       Данная  тема нашла отражение в работах отечественных и зарубежных учёных–методистов: Е.И. Пассова, И.Л. Бим, Р.П. Мильруд и др.

       Цель данного исследования: описать наиболее эффективные методы и приемы обучения аудированию на английском языке.

       Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования на английском языке в средней школе.

       Предметом исследования являются методы и приемы обучения аудированию.

       Гипотеза: обучение аудированию будет более эффективным при условии использования наиболее активных форм и методов обучения аудированию, соответствующих возрасту, уровню обученности учащихся, учёта трудностей, возникающих при обучении аудированию.

       В связи с этим в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить методический опыт использования различных форм аудирования в процессе обучения английскому языку в средней школе.
  2. Описать приёмы, направленные на формирование и совершенствование навыков аудирования.
  3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
  4. Разработать практические рекомендации по обучению аудированию для учителей школ.

       В данной работе использованы следующие  методы исследования: изучение и анализ методической литературы по данной проблеме, наблюдение, описание, диагностика  и измерение результатов, анализ результатов.

       В структуру выпускной квалификационной работы входят введение две главы: теоретическая  и практическая, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ  ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ  ШКОЛЕ

§1 Понятие, цели и содержание аудирования в  процессе обучения иностранного языка в средней  школе.

       Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Многие учителя не понимают той роли, которую обеспечивает аудирование в обучении иностранному языку в средней школе. Учителя думают, что аудирование это только магнитофонные записи, но это абсолютное заблуждение т.к. аудирование это еще и общение с носителем иностранного языка. И от того как учащийся поймет речь носителя языка на магнитофонной записи будет зависеть его живое общение с носителем языка. Распознавание устной речи, или аудирование, в плане обучения этому виду речевой деятельности, представляет собой сложную и далеко не решенную проблему. И именно аудирование (как об этом говорят отечественные и зарубежные методисты) в дальнейшем определяет успех или неуспех всего практического обучения языку.

       На  современном этапе обучения учителю  важно понимать, что аудирование является неотъемлемой частью урока иностранного языка. Аудирование выполняет функцию интерпретации речи, в котором один из участников воспринимает информацию на слух. Тот, кто слушает данную информацию, является человеком, который слушает речь на иностранном языке без какой–либо интерпретации. В реальной жизни мы можем слышать чей–либо разговор на самом деле, не слушая, что было сказано. Слушая текст, учащиеся пытаются запомнить то, что было сказано устно или, по крайней мере, они пытаются уловить основное значение текста. Учащиеся слушают текст, чтобы оценить критично то, что они слышат, или чтобы выразить свое сочувствие или сопереживание. Они могут получать эстетическое удовольствие от того, что они слышат или могут установить обратную связь с человеком, который слушает. То есть, если учащийся слушает человека, который говорит на иностранном языке, и он понимает, что этот человек говорит, то он может вступить с данным человеком в акт коммуникации. Процесс обучения аудированию базируется на 3 основных принципах:

       Обучение аудированию как коммуникативному умению. Этот принцип означает, что учитель должен развивать в учащихся способность воспринимать иностранный язык как единую и целую систему огромного мира и использовать этот навык для извлечения нужной информации из услышшаного выступления.

       Обучение  аудированию, используя аутентичные  тексты. Этот принцип  подразумевает  то, что текст, написанный носителем  языка с целью естественной коммуникации, также будет аутентичным или этот текст будет написан носителем языка или не носителем языка в образовательных целях, но сохраняя все особенности родной английской речи.

       Обучение  аудированию как комплексному умению. Очень редко аудирование используется только с той целью, чтобы просто послушать текст. Обычно учащиеся слушают  и говорят, слушают и пишут, слушают  и читают. Обычно аудирование связано  и с другими коммуникативными навыками. Это и чтение, и письмо, и говорение [24]

       Кроме того проводится обучение как активному, экстенсивному и интенсивному процессу.

       Активное  аудирование – последовательный процесс, выполняющийся шаг за шагом, цель которого получить очень точную и понятную информацию. Как результат  учащийся понимает услышанные факты, суммирует  полученную информацию и запоминает ее. По существу, активное аудирование – детальное аудирование.

       Экстенсивное  аудирование - целостный процесс целью, которого является понимание общего значения текста на услышанном языке. Информация, которая получена в ходе экстенсивного аудирования обычно сжатая и какие–либо детали фактически отсутствуют. Фактически экстенсивное аудирование – аудирование с целью понимания главного значения данного текста.

       Интенсивное аудирование – это параллельный процесс между слушанием и  высказыванием предположений по поводу услышанного текста. Интенсивное  аудирование - это сложный и управляемый процесс, потому что у учащихся есть определенная цель – решить определенные познавательные проблемы. Учащиеся, которые лучше всего воспринимают интенсивное аудирование, должны быть рассудительны и критичны (иметь собственное мнение и не сомневаться в том, что они услышали). Интенсивное аудирование – аудирование для умозаключений. [24]

       Для того чтобы деятельность учителя  в этой области иноязычной культуры была успешной, учителю нужно учитывать  следующее: факторы, определяющие эффективное обучение аудироания на уроках иностранного языка в средней школе, трудности, которые встречаются в обучении аудированию на уроках иностранного языка в средней школе, психологические особенности учащихся и еще много другое.

Информация о работе Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе