Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: описать наиболее эффективные методы и приемы обучения аудированию на английском языке.

Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования на английском языке в средней школе.

Предметом исследования являются методы и приемы обучения аудированию.

Гипотеза: обучение аудированию будет более эффективным при условии использования наиболее активных форм и методов обучения аудированию, соответствующих возрасту, уровню обученности учащихся, учёта трудностей, возникающих при обучении аудированию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3

Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………....6

§1 Понятие, цели и содержание аудирования в процессе

обучения иностранного языка в средней школе..........................................6

§2 Психологические особенности учащихся подросткового возраста…12

§3 Условия, определяющие эффективное обучение аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе…………………………16

§4 Средства повышения эффективности обучения аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе ………………………...28

Выводы по I главе…………………………………………………………..46

Глава II. Опыт работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в

средней школе ……………………………………………………………..47

§1 Описание опыта работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в средней школе………….47

§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по

использованию аудирования в процессе обучения иностранному

языку в средней школе………………………………………………..….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ВКР!!!.docx

— 170.33 Кб (Скачать документ)

Глава II. Опыт работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в 

средней школе

§1 Описание опыта работы по использованию  аудирования в  процессе обучения иностранному языку в средней  школе

       Базой для прохождения  государственной  преддипломной практикой стала МОУ СОШ №21 г. Шарьи.

   Констатирующий  эксперимент.

       Цель: Выявить исходный уровень развития навыков аудирования у учащихся английской подгруппы 8а класса.

       Для достижения данной цели использовались разного вида упражнения. Данные упражнения были предложены В.П. Кузовлевым в учебнике английского языка за 8 класс и Р.П. Мильрудом в «Методике преподавания английского языка». 

       
  1. Игра называется «Please». По условиям этой игры ребята должны выполнять команды только в том случае, если ей предшествует слово «Please». Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
  • Stand up, please.
  • Hands up, please.
  • Clap your hands.
  • Hands on your shoulders, please.
  • Slap your knees.
  • Hands on your hips, please.
  • Stamp your feet, please.
  • Snap your fingers.
  • Say o.k. – o.k., please.
  • Touch your nose.
  • Turn round three times, please.
  • Nod two times.
  • Shake hands with each other, please.
  • Clean the blackboard.
  • Sing а song, please.
  1. Игра называется «Doing it quickly». Несколько учащихся стоят лицом к классу. Остальные учащиеся по очереди быстро дают различные команды. Все учащиеся выполняют команды одновременно. Если кто–либо из учащихся делает ошибку, то выбывает из игры. И тот, кто остается в конце игры, тот и выходит победителем и набирает максимальное количество баллов.
  • Touch your shoes.
  • Turn round three times.
  • Shake hands with each other.
  • Fold your arms.
  • Look out of the window.
  • Clap your hands.
  • Slap your knees.
  • Nod two times.
  • To count to five and turn round.
  • Stamp your feet.
  • Snap your fingers.
  • Repeat after me the proverb “My home is my castle”.
  • Smile to me.
  • Draw a circle on the blackboard.
  1. Учащимся предлагается прослушать диалог, а затем расставить фразы в правильном порядке. За каждое правильно расставленное предложение учащийся получает 1 балл.

Dialogue.

  1. Pete did you go camping on holidays?
  2. Yes, I did.
  3. Where did you go this time?
  4. We were in the Highlands. It was beautiful there.
  5. Where did you stay?
  6. We stayed in tents. And Rex, our dog, was with us too!
  7. What did you do in the Highlands?
  8. Oh! We did a lot of things there. Fishing in the lakes, swimming, cycling and we did a lot of hiking as well.
  9. Did you carry all your things yourself?
  10. Yes, I had a big rucksack and father didn’t help me at all.

 

 

       A        B
  • Pete did you go camping in the holidays?
  • Where did you go this time?
  • Where did you stay?
  • What did you do in the Highlands?
  • Did you carry all your things yourself?
       
  • Yes, I did.
  • Yes, I had a big rucksack and father didn’t help me at all.
  • We stayed in tents. And Rex, our dog, was with us too!
  • Oh! We did a lot of things there. Fishing in the lakes, swimming, cycling and we did a lot of hiking as well.
  • We were in the Highlands. It was beautiful there.
 
       
  1. Учащимся  предлагается прослушать диалог и отметить слова, которые они услышат в  записи. За каждое правильное слово  учащиеся получают по одному баллу.

       Dialogue.

  • I’d like to exchange some dollars, please.
  • US dollars? Today £1 costs $ 1.75.
  • I’m sorry I don’t need US dollars I need Australian dollars.
  • I see you want to buy Australian dollars, right.
  • Yes, that’s right.
  • Today ₤1 costs $ 2.2. Australian dollars.
  • How many dollars do you want?
  • 200 dollars. Is there any commission?
  • No there is no commission. How would you like it?
  • Some notes and some small ones, please.
  • O.k. Here is your receipt and your Australian dollars?
  • Thank you.
     
US dollars Rate Notes
Australian dollars Credit Coins
Canadian dollars Commission Change
Pound Cash Receipt
 
       
  1. Учащимся  предлагается прослушать диалог и отметить правильные и неправильные предложения. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл.

       Dialogue.

  • Good morning, sir. What can I do for you?
  • I’d like to order some traveller’s cheques.
  • Certainly. In what currency would you like the cheques?
  • In US dollars.
  • All right. You need to fill in this form.
  • How much is the commission?
  • It’s 1.8% when you buy the cheques. There is usually a commission when you cash them as well.
  • I see.
  • So, please fill in the form and I’ll bring with your passport.
  • Where can I collect the cheques?
  • Be ready this afternoon.
  • Fine, thank you.

 

     
N Statement True False
1 The man wants to cash some traveller’s cheques.    
2 He wants the cheques in US dollars.    
3 There is no commission.    
4 The man needs to fill in a form.    
5 He doesn’t need a passport.    
6 The cheques will be ready in the afternoon.    
 

       6. Игра называется «Заполни пропуски». Учитель читает стихотворение. Затем стихотворение звучит еще раз, но уже с пропусками, при этом учитель дает задание заполнить пропуски. Учащиеся воспроизводят стихотворение сначала построчно, затем полностью. И за каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. Выигрывает тот игрок, который получает больше очков, и тот, который расскажет стихотворение полностью.

       “Hug the earth”.

       Helping Mother Earth

       We can peacefully roam.

       We all deserve a place

       We can call our home.

       А сейчас стихотворение звучит еще  раз, но уже с пропусками вам нужно  заполнить пропуски.

       Helping Mother…

       We can peacefully…

       We all… a place

         We can… our… .

 

       Результаты  констатирующего эксперимента приведены  в таблице 1 и проиллюстрированы  диаграммой 1.

       Таблица1

     
Список  класса Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6 Общее кол-во баллов
Сергей  К. 3 3 2 1 2 5 16
Дарья Р. 2 3 2 1 1 4 13
Дмитрий К. 1 3 2 2 3 2 13
Алена Н. 3 4 2 3 3 2 17
Роман Н. 4 6 1 2 4 8 25
Евгения Б. 2 4 1 1 2 10 20
Сергей  Г. 2 3 4 2 1 3 15
Виктория  З. 1 2 3 2 1 3 11
Анна  З. 1 2 3 2 4 3 14
Евгений К. 7 8 4 4 3 7 33
Екатерина Р. 3 9 5 3 4 6 30
Юлия  С. 4 3 3 3 2 4 19
Александр С. 2 8 5 5 3 6 29
Юлия  Ш. 9 6 6 6 2 11 40
Олег  Р. 2 1 2 3 4 3 15
Екатерина Г. 3 1 3 1 2 2 12
 

 

       Диаграмма 1

       Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что преподаватель иностранного языка оказался прав в том, что навыки аудирования у учащихся 8а класса английской подгруппы сформированы достаточно слабо, и что с учащимися необходимо вести интенсивную работу для того, чтобы обучение аудированию оказалось успешным. У семи учащихся из 16 низкий уровень владения навыком аудирования, и это говорит о том, что большинство учащихся не владеют таким аспектом английского языка, как аудирование. 

 

Формирующий эксперимент.

       После констатирующего эксперимента, который  помог нам выявить первоначальный уровень владения навыком аудирования, мы приступили к формирующему эксперименту. Данный эксперимент состоял из шести уроков, в которые были целенаправленно включены задания на формирование аудитивных навыков. Данные упражнения были предложены В.П. Кузовлевым в учебнике английского языка за 8 класс и Барри Томалином в «Разговорном английском за 3 месяца».

       Урок 1 Тема:

       Традиции  и манеры.

       Цель: Создать условия для формирования навыка аудирования у учащихся 8а класса английской подгруппы;

       Задачи:

       Образовательная: Формирование у учащихся знаний о некоторых известных традициях, существующих в США;

       Развивающая: Развитие аудитивного навыка через прослушивание текста, а также через ответы на вопросы по данному тексту;

       Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение учащихся к традициям иноязычной культуры;

     
В качестве речевой разминки учащимся задавались вопросы на выявление знаний у  учащихся о всемирно известном американском празднике «День Благодарения». Учащимся был задан ряд вопросов по  данной теме, а они в свою очередь должны были ответить на данные вопросы.       Задание такого типа заставляет развивать навыки аудирования, а также помогает развивать навыки устной речи. Такое задание помогает активизировать речемыслительную деятельность учащихся, а также помогает настроиться учащимся на рабочий лад.      
Далее учащиеся выполняли следующее задание: учащимся необходимо было прослушать текст об американском празднике, который  звучал 2 раза, а затем учащимся необходимо было ответить на вопросы, которые также были связаны с историей данного американского праздника.       Данное задание  направлено на формирование навыков  аудирования. Это задание помогает учащимся по вопросам восстановить историю  возникновения данного американского  праздника. Это задание поможет  систематизировать те знания, которые  уже были у учащихся по данному  празднику, а также поможет учащимся узнать новые факты, которые они  прежде не знали в истории этого  праздника.
Следующее задание было комплексное, состоящее  из 4 текстов. Первые три текста нужно  было прочитать и перевести, а  содержание четвертого понять, прослушав  текст. Ознакомившись, с содержанием  четырех текстов учащиеся должны изложить главные аспекты содержания в тетрадях. Данное упражнение было направлено на развитие навыков чтения и аудирования. Это задание также влияет на умение учащимися выявлять основную мысль в текстах. Развивает также память и мышление.

Информация о работе Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе