Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 12:54, дипломная работа
Цель данного исследования: описать наиболее эффективные методы и приемы обучения аудированию на английском языке.
Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования на английском языке в средней школе.
Предметом исследования являются методы и приемы обучения аудированию.
Гипотеза: обучение аудированию будет более эффективным при условии использования наиболее активных форм и методов обучения аудированию, соответствующих возрасту, уровню обученности учащихся, учёта трудностей, возникающих при обучении аудированию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3
Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………....6
§1 Понятие, цели и содержание аудирования в процессе
обучения иностранного языка в средней школе..........................................6
§2 Психологические особенности учащихся подросткового возраста…12
§3 Условия, определяющие эффективное обучение аудированию
на уроках иностранного языка в средней школе…………………………16
§4 Средства повышения эффективности обучения аудированию
на уроках иностранного языка в средней школе ………………………...28
Выводы по I главе…………………………………………………………..46
Глава II. Опыт работы по использованию аудирования
в процессе обучения иностранному языку в
средней школе ……………………………………………………………..47
§1 Описание опыта работы по использованию аудирования
в процессе обучения иностранному языку в средней школе………….47
§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по
использованию аудирования в процессе обучения иностранному
языку в средней школе………………………………………………..….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для того чтобы преподавателю понять работа, проведенная им при обучении аудированию на уроках иностранного языка у учащихся в средней школе была успешной или работа эта была проведена впустую учителю необходимо проконтролировать сформированность у учащихся умений аудирования. Например, преподавателю необходимо дать учащимся текст и проверить понимание содержания прослушанного, или им, возможно, дать задание на творческую переработку воспринятой информации.
Таким
образом, при обучении аудированию
на уроках иностранного языка очень
важен и контроль сформированности
навыков аудирования у
Система упражнений для обучения аудированию должна обеспечить:
соответствие
упражнений психологическим и
Составными компонентами системы упражнений являются, как известно, группы, типы, виды упражнений и их расположение, соответствующее последовательности формирования навыков и умений, количество упражнений, форма и место их выполнения. Из этих компонентов постоянной остается лишь аргументированная последовательность расположения упражнений, прочие составляющие будут изменяться в зависимости от характера аудиотекстов, языковой подготовки учащихся, сложности коммуникативных задач и других факторов.[2] Например, при восприятии на слух легкого текста отпадает надобность в элементарных операциях, к которым мы относим имитацию, различение оппозиций, фонем или близких интонационных моделей, идентификацию синонимов, дробление текста на более мелкие смысловые куски и т. д. Хорошо подготовленный учащийся не нуждается, как известно, в упражнениях, развивающих перцептивно-сенсорную базу, поскольку он владеет техническими навыками слушания, в том числе фонематическим и интонационным слухом, мгновенным рецептивным комбинированием слов и предложений, прогностическими умениями и т.д.
В отечественной методике чаще всего различают две подсистемы упражнений: тренировочную/подготовительную и речевую/ коммуникативную.[4]
Подсистема тренировочных/подготовительных упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это еще не речевая деятельность, а создание основы и средств для ее осуществления. Она призвана обеспечить техническую сторону аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения логико-смысловой обработки знаков более низкого уровня - от слов до микротекстов.
В целом к этой подсистеме упражнений можно предъявить следующие требования:
Подсистема
речевых/коммуникативных
В повседневном речевом общении слуховое восприятие направлено на смысл речевого сообщения, причем форма и содержание образуют полное единство, в условиях общения оно может быть направлено либо на содержание, либо на форму. Выше упоминалось о том, что при выполнении подготовительных упражнений, построенных на любом материале, в том числе и на изолированных словах, мнемическая деятельность учащихся сочетается с логико-смысловой. Можно упомянуть в этой связи такой тип подготовительных упражнений, как группировка воспринятого на слух материала (слов, фраз) по какому-либо признаку. Для выполнения этого упражнения необходимы ориентировка в материале, умение дифференцировать его, располагая набором различительных примаков, выделять общее в запоминаемых символах и др. Психологи неоднократно отмечали в своих работах, что умение правильно группировать прослушанное или прочитанное свидетельствует о понимании внутренних логических отношений. Владеющий иностранным языком на уровне его носителей может целенаправленно соотносить содержание с языковой формой и ситуацией общения, что позволяет отделять объективную информацию от субъективной.
В зависимости от языковой подготовки класса и сложности аудиотекста внимание учащихся можно специально переключать с содержания на языковую форму (с помощью инструкций, особого рода формальных опор и т.д.) и наоборот, хотя известно, что на среднем этапе такой способ управления аудированием не всегда оправдан. Известно, что слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание ухудшает прогнозирование, что приводит к приблизительному пониманию, основанному на угадывании фактов.
Подготовительные упражнения
Упражнения для обучения речевому слуху:
Прослушайте и повторите несколько пар слов:
Определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами, например:
Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложения одинаковые, и «-», если они разные;
Прочитайте вслух текст с фонетическими пометами и др.
Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:
Прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;
Назовите значения слов, образованных из известных вам элементов, например:
Прослушайте ряд речевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которых они могут употребляться;
Прослушайте с фонограммы (в предъявлении учителя) текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста и др.
Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти:
Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме;
Прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одном предложение;
Прослушайте и повторите за диктором (учителем), фразы, длина которых превышает объем кратковременной памяти (7 ± 2), т.е. состоит из десяти и более слов;
Прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу и др.
Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:
Прослушайте фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия);
Прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т.д.).
Прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию (Например,: Brazil — Brasilia). Объясните разницу на иностранном (или родном) языке.
Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:
Прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом
Прослушайте сложные и производные слова, образованные из известных вам словообразовательных аффиксов (или слов), переведите их (или поясните их употребление в предложении);
Определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;
Определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке;
Просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящен аудиотекст. Затем прослушайте аудиотекст и проверьте правильность своего ответа.
Речевые
упражнения должны проводиться на текстах,
обладающих значительным потенциалом
в плане решения
Учитывая необходимость управления формированием речевых упражнений, а также важность взаимодействия аудирования и говорения в подсистеме речевых упражнений, целесообразно выделять группы следующего назначения:
упражнения для частично управляемого обучения аудирования;
упражнения для неуправляемого обучения аудированию;
упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации.
Успешность управления учебным процессом по иностранному языку зависит от наличия:
данных об исходном состоянии управляемого процесса (т.е. определения уровня языковой подготовки учащихся);
программы воздействия на объект для достижения цели (уточнение ситуации общения, наличие опор и ориентиров восприятия, установка на последующую переработку информации, градуированное введение аудиотекстов и др.);
систематической обратной связи (вопросы учащихся, переспросы и уточнения, устойчивость внимания и интереса, наличие паралингвистических элементов в реакциях слушающего и др.) для контроля и самокоррекции.
Некоторые речевые упражнения выполняются в условиях, облегчающих смысловое восприятие на слух делающих его более целенаправленным, подсказанным с точки зрения направленности мысли, уточнения ситуации общения ит.д.
Нарастание трудностей происходит за счет усложнения языковой формы речевого сообщения, увеличения объема текста, варьирования различных источников информации сокращения/исключения визуальных опор, устранения заданий, инструкций, предшествующих смысловому восприятию на слух и др.
Эффективность
упражнений для частично управляемого
обучения аудированию зависит от
повторяемости отдельных