Способы выражения негативной оценки собеседника в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – систематизировать прямые и косвенные способы выражения негативной оценки в английском языке с позиции теории диалога и речевых актов, а также определить критерии оценивания собеседников.
Цель и объект определили следующие задачи исследования:
обобщить опыт исследования категории оценки в лингвистике, психологии и философии и выявить статус оценочной категории в системе современного английского языка;
описать соотношение категории оценки с другими лингвистическими категориями;
осветить прагматические аспекты изучения категории оценки в английском языке и, в частности, определить место негативно-оценочных конструкций в системе речевых актов;
на материале выборки речевых актов негативной оценки из произведений британских и американских писателей провести лингвистический анализ употребления маркеров негативной оценки, определить роль этих средств в процессе коммуникации, а также выявить базовые параметры отбора оценочных средств говорящим и их зависимость от прагмалингвистических условий диалога.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Общая характеристика категории оценки 6
1.2 Характеристика отрицательных эмоций 12
1.3 Общая характеристика диалога как единицы коммуникации 14
1.4 Понятие «имплицитности» и его трактовка в
современной лингвистике 16
2. Особенности выражения негативной оценки собеседника 18
2.1 Косвенные РА при выражении негативной оценки собеседника 18
2.2 Модели реплик с негативной оценкой 21
2.3 Прямые и косвенные способы выражения оценки 24
Заключение 43
Список используемой литературы 47

Работа состоит из  1 файл

Эльмира. Курсовая 3.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

 Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра английской филологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 

На тему: «Способы выражения негативной оценки собеседника в английском языке» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнила:

                                                                              Студентка ФИЯ АФ – 51

                                                                    Э. М. Мухаметова 
 
 

                                                       Проверила:

                                                                               канд. филол. наук, доцент

  __________О. Б.Шестакова  
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола 2010

Содержание

Введение

 
 

     Современная лингвистика формируется как  антропологическая, что предполагает исследование языковых процессов в  неразрывной связи с потребностями  коммуникативной деятельности. Познавая окружающий мир, человек не может оставаться равнодушным: воспринимая мир явлений, он одновременно выражает свое оценочное отношение к нему. Значительный интерес к категории оценки в современном языкознании объясняется, во-первых,  многоаспектностью явления оценки, ее тесной связью с другими лингвистическими категориями, что предоставляет исследователям широкие возможности для научных изучений; во-вторых, наличием огромного количества спорных моментов и нерешенных вопросов в рамках указанной аксиологической категории как объекта лингвистического анализа.

     Актуальность работы определяется, в первую очередь, тем, что в лингвистике до сих пор не предпринималось попыток теоретически осмыслить категорию негативной оценки как часть прагматического и когнитивного знания. Актуальность исследования также определяется отсутствием теоретических  работ по анализу речевых актов негативной оценки на базе английской речи. Несмотря на значительный интерес лингвистов к проблеме оценки (в общем) и реализации негативной оценки (в частности), многие вопросы еще не получили четкого теоретического обоснования и требуют дальнейшего научного осмысления.

     Объектом исследования являются англоязычные речевые акты, включающие негативно-оценочный компонент в качестве основной семантической составляющей. Важно подчеркнуть, что объектом изучения служит не монологическая, а диалогическая речь, поскольку именно диалог обеспечивает достоверное двустороннее общение. В таком виде коммуникации оба участника играют роли отправителя и получателя, то есть оба воздействуют друг на друга с помощью речи для реализации определенных коммуникативных намерений.

     Предметом исследования являются прагмалингвистические характеристики и коммуникативный потенциал негативно-оценочных речевых актов в английском языке.

     Цель данной курсовой работы – систематизировать прямые и косвенные способы выражения негативной оценки в английском языке с позиции теории диалога и речевых актов, а также определить критерии оценивания собеседников.

     Цель  и  объект определили следующие  задачи исследования:

  1. обобщить опыт исследования категории оценки в лингвистике, психологии и философии и выявить статус оценочной категории в системе современного английского языка;
  2. описать соотношение категории оценки с другими лингвистическими категориями;
  3. осветить прагматические аспекты изучения категории оценки в английском языке и, в частности, определить место негативно-оценочных конструкций в системе речевых актов;
  4. на материале выборки речевых актов негативной оценки  из произведений британских и американских писателей провести лингвистический анализ употребления маркеров негативной оценки, определить роль этих средств в процессе коммуникации, а также выявить базовые параметры отбора оценочных средств говорящим и их зависимость от прагмалингвистических условий диалога.

     Новизна настоящего исследования состоит в систематизации прагмалингвистических характеристик и определении статуса негативно-оценочных высказываний как подкласса речевых актов оценки, которые не нашли своего отражения в традиционных классификациях.

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что анализ речевых актов негативной оценки в прагмалингвистическом аспекте позволяет сделать некоторые дополнения к классической теории речевых актов и внести определенную ясность в разработку вопросов, касающихся как категории оценки, так и ряда других прагмалингвистических категорий.

     Практическая  значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании английского языка как иностранного.

     Изучением оценки как лингво-аксиологической категории занимались отечественные и зарубежные лингвисты: М. В. Никитин, Е. Н. Старикова, Ю. С. Старостина, Л. С.Шестопалова, Дж. Остин, Дж. Серль, E. Hess-Luttich, F. Toro, A. Betten, D. Tannen и др.

     Цель  работы и поставленные задачи предопределили использование таких методов как:

  1. анализ теоретической литературы по филологии, психологии, философии;
  2. статистический метод;
  3. метод контекстуального анализа.

     Материалом  исследования послужили речевые  акты негативной оценки, отобранных методом  сплошной выборки из произведений английских и американских писателей: S. Fitzgerald, J.Galsworthy, L.B. Hamilton, G. Ferguson, K. Lynn, D. Wilson.  
 

  1. Теоретические предпосылки исследования

  1.1 Общая характеристика категории оценки

 
 

     В современных лингвистических исследованиях  большое внимание уделяется изучению прагматического аспекта языка. В этой связи особую значимость приобретает анализ тех языковых значений, которые связаны с выражением отношения говорящего к содержанию высказывания. Такие значения, реализованные в том или ином конкретном высказывании, способны определять его коммуникативную направленность, его смысл.

     Речевое общение – явление многоаспектное и может рассматриваться с разных сторон: с точки зрения теории речевых актов, с точки зрения философских теорий,  психологии. Следовательно, оно изучается с позиции различных наук: лингвистики, психологии, философии.

     Речь  человека - это особый вид деятельности, и, как всякая деятельность, она основывается на оценке ситуации и выражении своего отношения, что и стимулирует  речевую деятельность. То есть с помощью того или иного речевого действия говорящий стремится воздействовать на собеседника для достижения определенной цели.

     Вопрос  о том, что такое оценка, вставал  и встает перед лингвистами всех времен. Воззрения философов, логиков, лингвистов подчинены разным исследовательским целям и касаются разных аспектов данного понятия.

         Исследованию категории оценки посвящены многие работы отечественных и зарубежных лингвистов: работы М. В. Никитина, Н. Д. Арутюновой, Е. М. Вольф, Е. Н. Стариковой, Ю. С. Старостиной, Л. С. Шестопаловой, Дж. Остина, Дж. Серля и др.

     Представляя собой важную функцию человеческого  мышления, оценка является необходимым  фактором существования и развития человека. Оценка не является внутренним, природным свойством каких-либо вещей и явлений, а приписывается им людьми в зависимости от того, как они относятся к этим вещам и явлениям. Не случайно в определениях оценки встречаются такие понятия как «суждение», «мнение», «отношение».

     В лингвистике под оценкой понимается не само суждение или ценностное отношение субъекта к какому-либо объекту, а выражение этого отношение средствами, которыми располагает данная языковая система.

     Оценка  представляет собой универсальную  языковую категорию, сущность которой  заключается в отражении в языке ценностного отношения познающего субъекта к объективной действительности. Данная языковая категория в каждом естественном языке представлена с определенной степенью специфичности. В разных языках существует разное количество знаков для обозначения одних и тех же внеязыковых категорий.

     По  мнению Е.М. Вольф, оценка, как семантическое  понятие, подразумевает ценностный аспект значения языковых выражений, который  может интерпретироваться как А  – субъект оценки – считает, что  Б – объект оценки – хороший или плохой [9, c. 43].

     Н.Д. Арутюнова рассматривает оценку как один из типов прагматического  значения, то есть то значение, которое  слово или высказывание приобретает в ситуации речи [5, c. 7].

     С точки зрения М.В. Никитина, оценка –  это мыслительное действие, основанное на интуиции, с целью ориентировочно (не точно, не достоверно) установить наличие признаков у вещей-денотатов. Результатом оценки является мнение о наличии качественных и количественных признаков вещей и о наличии самих вещей, событий в какой-то ситуации [23, c.12]. 

     Одной из основных характеристик оценки, ее качественной характеристикой, является ориентированность на положительное или отрицательное отношение субъекта оценки к оцениваемому объекту. Соответственно, принято выделять положительную и отрицательную оценки. Наряду с указанными оценками нередко оговаривается статус нейтральной, или нулевой оценки, представляющей собой «точку отсчета» на шкале оценочности.

     Таким образом, оценочность в языковой системе противопоставляется неоценочности. Как считает Т. В. Локшина, присутствует оппозиция «оценочность» - «неоценочность», где оценочность предполагает наличие, или присутствие оценочного отношения субъекта к оцениваемому объекту, а неоценочность - отсутствие такового. [19, c. 90]

     Е. М. Вольф  [9, c. 186] подчеркивает, что денотаты имен могут быть описаны с помощью разных признаков:

  1. онтологических – по признакам, свойствам, отношениям объектов действительности в среде их существования (простой по природе человек);
  2. эпистемистических – относительно процессов когниции/понимания, где человек выступает субъектом познания (простой/сложный; ясный/неясный);
  3. прагматических и эмотивных – субъективная, эмоциональная оценка субъектов (хороший/плохой; приятный/неприятный);
  4. репрезентационных – относительно знаковой репрезентации денотатов (обозначенный, упомянутый, названный, указанный).

     Оценка  возможна на каждом из этих признаковых  уровней. На всех из них, кроме прагматического, суждения могут быть как фактическими, так и оценочными, однако на прагматическом уровне ценностные суждения о признаках денотатов могут носить только оценочный характер. Таким образом, на прагматическом уровне оценка может быть двойной: как ценностный признак у денотата – «он – хороший человек», так и модально-истинностный – признание истинности суждения – «он вроде бы хороший человек».

     Что касается оценочного отношения, то оно, по мнению М.В. Никитина, представляет собой ментальное отношение между субъектом и объектом когниции [3, c. 14].

     Субъект оценки может быть индивидуальным и коллективным. В случае индивидуального субъекта, в оценке проявляются индивидуальные, личностные особенности человека. В случае коллективного субъекта, в оценке отражаются коллективно и общественно сложившиеся нормы и установки.

     Объекты оценки весьма многообразны, могут быть единичными или представляющими класс, часть и целое, признак любого из уровней, но при оценке все предметы сводятся к ограниченному числу оценочных: модально-истинностных и ценностных утверждений.

     Помимо  субъекта и объекта, в структуре оценочных отношений, М.В. Никитин выделяет такие компоненты, как: основание, модус, норматив и релятор оценки. [23, c.26]

Информация о работе Способы выражения негативной оценки собеседника в английском языке