Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – систематизировать прямые и косвенные способы выражения негативной оценки в английском языке с позиции теории диалога и речевых актов, а также определить критерии оценивания собеседников.
Цель и объект определили следующие задачи исследования:
обобщить опыт исследования категории оценки в лингвистике, психологии и философии и выявить статус оценочной категории в системе современного английского языка;
описать соотношение категории оценки с другими лингвистическими категориями;
осветить прагматические аспекты изучения категории оценки в английском языке и, в частности, определить место негативно-оценочных конструкций в системе речевых актов;
на материале выборки речевых актов негативной оценки из произведений британских и американских писателей провести лингвистический анализ употребления маркеров негативной оценки, определить роль этих средств в процессе коммуникации, а также выявить базовые параметры отбора оценочных средств говорящим и их зависимость от прагмалингвистических условий диалога.
Введение 3
1. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Общая характеристика категории оценки 6
1.2 Характеристика отрицательных эмоций 12
1.3 Общая характеристика диалога как единицы коммуникации 14
1.4 Понятие «имплицитности» и его трактовка в
современной лингвистике 16
2. Особенности выражения негативной оценки собеседника 18
2.1 Косвенные РА при выражении негативной оценки собеседника 18
2.2 Модели реплик с негативной оценкой 21
2.3 Прямые и косвенные способы выражения оценки 24
Заключение 43
Список используемой литературы 47
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра
английской филологии
Курсовая
работа
На тему:
«Способы выражения
негативной оценки собеседника
в английском языке»
Выполнила:
Проверила:
__________О.
Б.Шестакова
Йошкар-Ола 2010
Современная
лингвистика формируется как
антропологическая, что предполагает
исследование языковых процессов в
неразрывной связи с
Актуальность работы определяется, в первую очередь, тем, что в лингвистике до сих пор не предпринималось попыток теоретически осмыслить категорию негативной оценки как часть прагматического и когнитивного знания. Актуальность исследования также определяется отсутствием теоретических работ по анализу речевых актов негативной оценки на базе английской речи. Несмотря на значительный интерес лингвистов к проблеме оценки (в общем) и реализации негативной оценки (в частности), многие вопросы еще не получили четкого теоретического обоснования и требуют дальнейшего научного осмысления.
Объектом исследования являются англоязычные речевые акты, включающие негативно-оценочный компонент в качестве основной семантической составляющей. Важно подчеркнуть, что объектом изучения служит не монологическая, а диалогическая речь, поскольку именно диалог обеспечивает достоверное двустороннее общение. В таком виде коммуникации оба участника играют роли отправителя и получателя, то есть оба воздействуют друг на друга с помощью речи для реализации определенных коммуникативных намерений.
Предметом исследования являются прагмалингвистические характеристики и коммуникативный потенциал негативно-оценочных речевых актов в английском языке.
Цель данной курсовой работы – систематизировать прямые и косвенные способы выражения негативной оценки в английском языке с позиции теории диалога и речевых актов, а также определить критерии оценивания собеседников.
Цель и объект определили следующие задачи исследования:
Новизна настоящего исследования состоит в систематизации прагмалингвистических характеристик и определении статуса негативно-оценочных высказываний как подкласса речевых актов оценки, которые не нашли своего отражения в традиционных классификациях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что анализ речевых актов негативной оценки в прагмалингвистическом аспекте позволяет сделать некоторые дополнения к классической теории речевых актов и внести определенную ясность в разработку вопросов, касающихся как категории оценки, так и ряда других прагмалингвистических категорий.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании английского языка как иностранного.
Изучением оценки как лингво-аксиологической категории занимались отечественные и зарубежные лингвисты: М. В. Никитин, Е. Н. Старикова, Ю. С. Старостина, Л. С.Шестопалова, Дж. Остин, Дж. Серль, E. Hess-Luttich, F. Toro, A. Betten, D. Tannen и др.
Цель работы и поставленные задачи предопределили использование таких методов как:
Материалом
исследования послужили речевые
акты негативной оценки, отобранных методом
сплошной выборки из произведений английских
и американских писателей: S. Fitzgerald, J.Galsworthy,
L.B. Hamilton, G. Ferguson, K. Lynn, D. Wilson.
В
современных лингвистических
Речевое общение – явление многоаспектное и может рассматриваться с разных сторон: с точки зрения теории речевых актов, с точки зрения философских теорий, психологии. Следовательно, оно изучается с позиции различных наук: лингвистики, психологии, философии.
Речь человека - это особый вид деятельности, и, как всякая деятельность, она основывается на оценке ситуации и выражении своего отношения, что и стимулирует речевую деятельность. То есть с помощью того или иного речевого действия говорящий стремится воздействовать на собеседника для достижения определенной цели.
Вопрос о том, что такое оценка, вставал и встает перед лингвистами всех времен. Воззрения философов, логиков, лингвистов подчинены разным исследовательским целям и касаются разных аспектов данного понятия.
Исследованию категории оценки посвящены многие работы отечественных и зарубежных лингвистов: работы М. В. Никитина, Н. Д. Арутюновой, Е. М. Вольф, Е. Н. Стариковой, Ю. С. Старостиной, Л. С. Шестопаловой, Дж. Остина, Дж. Серля и др.
Представляя собой важную функцию человеческого мышления, оценка является необходимым фактором существования и развития человека. Оценка не является внутренним, природным свойством каких-либо вещей и явлений, а приписывается им людьми в зависимости от того, как они относятся к этим вещам и явлениям. Не случайно в определениях оценки встречаются такие понятия как «суждение», «мнение», «отношение».
В
лингвистике под оценкой
Оценка представляет собой универсальную языковую категорию, сущность которой заключается в отражении в языке ценностного отношения познающего субъекта к объективной действительности. Данная языковая категория в каждом естественном языке представлена с определенной степенью специфичности. В разных языках существует разное количество знаков для обозначения одних и тех же внеязыковых категорий.
По мнению Е.М. Вольф, оценка, как семантическое понятие, подразумевает ценностный аспект значения языковых выражений, который может интерпретироваться как А – субъект оценки – считает, что Б – объект оценки – хороший или плохой [9, c. 43].
Н.Д. Арутюнова рассматривает оценку как один из типов прагматического значения, то есть то значение, которое слово или высказывание приобретает в ситуации речи [5, c. 7].
С точки зрения М.В. Никитина, оценка – это мыслительное действие, основанное на интуиции, с целью ориентировочно (не точно, не достоверно) установить наличие признаков у вещей-денотатов. Результатом оценки является мнение о наличии качественных и количественных признаков вещей и о наличии самих вещей, событий в какой-то ситуации [23, c.12].
Одной из основных характеристик оценки, ее качественной характеристикой, является ориентированность на положительное или отрицательное отношение субъекта оценки к оцениваемому объекту. Соответственно, принято выделять положительную и отрицательную оценки. Наряду с указанными оценками нередко оговаривается статус нейтральной, или нулевой оценки, представляющей собой «точку отсчета» на шкале оценочности.
Таким
образом, оценочность в языковой
системе противопоставляется
Е. М. Вольф [9, c. 186] подчеркивает, что денотаты имен могут быть описаны с помощью разных признаков:
Оценка возможна на каждом из этих признаковых уровней. На всех из них, кроме прагматического, суждения могут быть как фактическими, так и оценочными, однако на прагматическом уровне ценностные суждения о признаках денотатов могут носить только оценочный характер. Таким образом, на прагматическом уровне оценка может быть двойной: как ценностный признак у денотата – «он – хороший человек», так и модально-истинностный – признание истинности суждения – «он вроде бы хороший человек».
Что касается оценочного отношения, то оно, по мнению М.В. Никитина, представляет собой ментальное отношение между субъектом и объектом когниции [3, c. 14].
Субъект оценки может быть индивидуальным и коллективным. В случае индивидуального субъекта, в оценке проявляются индивидуальные, личностные особенности человека. В случае коллективного субъекта, в оценке отражаются коллективно и общественно сложившиеся нормы и установки.
Объекты оценки весьма многообразны, могут быть единичными или представляющими класс, часть и целое, признак любого из уровней, но при оценке все предметы сводятся к ограниченному числу оценочных: модально-истинностных и ценностных утверждений.
Помимо субъекта и объекта, в структуре оценочных отношений, М.В. Никитин выделяет такие компоненты, как: основание, модус, норматив и релятор оценки. [23, c.26]
Информация о работе Способы выражения негативной оценки собеседника в английском языке