Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – систематизировать прямые и косвенные способы выражения негативной оценки в английском языке с позиции теории диалога и речевых актов, а также определить критерии оценивания собеседников.
Цель и объект определили следующие задачи исследования:
обобщить опыт исследования категории оценки в лингвистике, психологии и философии и выявить статус оценочной категории в системе современного английского языка;
описать соотношение категории оценки с другими лингвистическими категориями;
осветить прагматические аспекты изучения категории оценки в английском языке и, в частности, определить место негативно-оценочных конструкций в системе речевых актов;
на материале выборки речевых актов негативной оценки из произведений британских и американских писателей провести лингвистический анализ употребления маркеров негативной оценки, определить роль этих средств в процессе коммуникации, а также выявить базовые параметры отбора оценочных средств говорящим и их зависимость от прагмалингвистических условий диалога.
Введение 3
1. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Общая характеристика категории оценки 6
1.2 Характеристика отрицательных эмоций 12
1.3 Общая характеристика диалога как единицы коммуникации 14
1.4 Понятие «имплицитности» и его трактовка в
современной лингвистике 16
2. Особенности выражения негативной оценки собеседника 18
2.1 Косвенные РА при выражении негативной оценки собеседника 18
2.2 Модели реплик с негативной оценкой 21
2.3 Прямые и косвенные способы выражения оценки 24
Заключение 43
Список используемой литературы 47
В целом оценочный процесс имеет иерархическую структуру. Начинаясь с ощущения и восприятия, он проходит начальную синкретическую стадию, где прагматические и когнитивные оценки слиты воедино, существуют как побуждение к оценке. На этом этапе устанавливается предмет оценки, его релевантность. Это значимая стадия оценочного процесса предваряет оценку как результат. На следующей стадии происходит переход к собственно когнитивным (основания оценки) и прагматическим оценкам предметов, явлений, событий. [9, c. 256]
Понятие оценки широко изучается и в лингвистике. По определению Е.Н. Стариковой, лингвистическая оценка – это антропоцентрическая категория, то есть категория, которая непосредственным образом связана с человеком, и отражает весь спектр его психических, социальных и культурных характеристик [29, c. 57].
Как
известно, каждый говорящий социум
характеризуется своей
шкалой,
которая и формирует
Рассмотрим, как трактуется понятие «оценка» в психологии. Оценка — процесс, посредством которого мы оцениваем релевантность стимулов с точки зрения того, насколько они значимы для нашей жизни. Качественная оценка — интерпретация данных, включающая суждение о ценности (например, хорошо или плохо, правильно или неправильно), базирующаяся на собственной культурной основе исследователя. [18]
В Оксфордском толковом словаре по психологии оценка трактуется следующим образом:
В широком смысле оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь.
В более узком значении оценка – определение того, насколько успешны были программа, учебная программа, серия экспериментов, лекарственное средство и т.д. в достижении целей, для которых они были изначально предназначены.
С точки зрения рейтинга оценка – оценивание объекта, события или человека (включая себя, так называемая самооценка). Такая оценка часто используется в социальных исследованиях и при изучении личности, чтобы измерить качества и характеристики, которые являются субъективными и для которых не существуют никаких объективных методов измерения
Свободное значение оценки – обоснованное предположение относительно значимости какого-то фактора [25].
Оценка (assesment) - процесс сбора и интерпретации релевантной информации о клиенте или предмете [18, c. 126].
Оценочное суждение – суждение, в котором человеку приписываются определенные моральные качества - достоинства (благодетели) или недостатки (порок), которые, якобы, и служат причиной серии достижений или, соответственно, промахов (ошибок). Объективная научная психодиагностика должна избегать оценочных суждений, так как это приводит не только к предвзятости психодиагноста, но наносит вред испытуемому при сообщении ему психодиагностической информации [46].
Практически в каждом субъективном суждении присутствует оценочный компонент. Чаще всего это эмоциональная оценка, но возможна и моральная, и прагматическая.
В философии оценка – это способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. А.А. Грицанов [24] выделяет три типа значимостей:
Предметом оценивания в гносеологических оценках являются имманентные свойства объектов, объекты "сами по себе". Предметом оценивания в аксиологических оценках являются свойства объектов и сами объекты в их способности (положительная аксиологическая значимость) или неспособности (отрицательная аксиологическая значимость) отвечать потребностям и запросам субъекта.
По мнению В. Л. Абушенко [цит. по 12 с. 247], любая оценка есть отражение аксиологических значимостей, апеллирование или отсылка к ценности. Тем не менее, принято отличать безоценочное и оценочное познание. Результатом этого акта сравнения должно стать установление порядка предпочтений имманентных свойств предмета в ситуации ответственного (т.е. предполагающего осознание последствий) выбора и принятия (равно как и непринятия) решения. Со своей стороны, любой акт оценочного познания (эксплицитно), акт оценивания (имплицитно или эксплицитно) всегда несут в себе знание.
Оценка является не только выражением отношения, но и эпистемологической и гносеологической категорией. Кроме того, она с необходимостью должна трактоваться как категория лингвистическая и коммуникационная [24].
Как отмечает В. Л. Абушенко, оценка – предмет анализа в социогуманитарном знании, в частности - в социологии.
Таким образом, категория оценки исследуется разными науками: филологией, психологией, философией, социологией и др. Это обстоятельство указывает на то, что оценка многогранна и является общенаучной категорией. Но у каждой науки в соответствии с ее целями, предметом, методами изучения сложилось свое представление о категории оценки.
Негативные
эмоциональные реакции как
Отрицательная оценка предполагает наличие у объекта каких-либо недостатков и, более того, подразумевает преобладание их общего «веса» над «весом» положительных его свойств [3, c. 65].
Как правило, отрицательная оценка сокращает количество неудовлетворенных требований и более неоднозначна, чем положительная оценка, требуя особенно тщательной конкретизации на уровне микро/ макроконтекста. Негативные психологические реакции являются результатом процесса и возникают обычно при включении в конкретную ситуацию: “What a stupid idea is it! How terrible!”
П.К. Анохин отмечает, что ценности речевого эмоционального общения, отражающего негативность языка в действии, идентичны ценностям речевого общения позитивной направленности [1, c. 25].
Отрицательные
эмоции – это свойство организма
мгновенно реагировать
В художественном тексте эта функция отражена, как правило, на фоне конфликтной речи. Чаще всего – это «неправильный» диалог, характеризующийся монополизмом темы раздраженного человека, нежелающего выслушать доводы оппонента. Негативные выходы раздражения реализуются в речи через осуждения, возмущения, ругательства, угрозы, проклятия, а в поступках – это необдуманные и пагубные действия и для раздраженного индивида, и для окружающих его людей.
Определение отрицательного связано с психофизическим взаимодействием человека и мира, которое находит свое выражение, прежде всего в оценочных высказываниях, связанных с коммуникативной целью и эмоциональной сферой говорящего. Негативная оценка предназначена для воздействия на адресата, цель которого вызвать у последнего определенное психологическое состояние, отрицательную эмоциональную реакцию, то есть отразить не собственно семантический, а прагматический аспект знаковой ситуации. [37, c. 25]
В
плане оценки особого внимания заслуживает
речевое общение, на уровне которого происходит
проявление эмоций в художественном тексте.
В процессе речевого общения оцениваются:
партнер по речевой коммуникации, окружающие
предметы, входящие в понятие речевой
ситуации, явления природы, способствующие
раскрытию внутреннего мира героя, и самооценки
персонажа. В результате формируется отрицательное
отношение к оцениваемому как удовлетворение
собой или принятие окружающего [11, c. 47].
Диалог, так же как и другие формы устного общения (монолог, полилог) имеет тенденцию тяготеть к конкретным жанрам общения (беседа, разъяснение и т.д.). Реплики участников диалога объединены общей темой и обладают достаточной спонтанностью и формальной несамостоятельностью. Это обуславливает как определенное синтаксическое оформление высказывания (обилие эллипсисов, большой удельный вес вопросительных высказываний), так и его просодическое оформление (преобладание не финальных восходящих тонов и неоконченных синтагм). Восходящий тон неоконченных синтагм сигнализирует смену реплик и поощряет собеседника к дальнейшему развёртыванию дискуссии. Для диалога также характерна «смена ролей» коммуникантов, то есть участники диалога по очереди задают вопросы и отвечают на них.
Установка коммуниканта на тип коммуникативной активности и ее реальное распределение в диалоге зависят от типа передаваемого содержания, определяемого замыслом коммуниканта. Это позволяет считать, что категория диалогического режима шире понятия мены коммуникативных ролей (способа организации взаимодействия), поскольку включает психологический и содержательный аспекты взаимодействия.
Различия в режимах речевого поведения находят текстовое воплощение в качествах речевого продукта. Динамический тип диалога (см. табл. 1) задается различными способами распределения режимов диалоговедения между речевыми партиями коммуникантов в разговорном взаимодействии. Н. Ю. Шведова [36, c. 67–82.] выделяет следующие типы диалогов:
Таблица 1
Типы диалогов | |||
Тип | Динамические типы диалогов | Режим речевой партии | |
коммуникант 1 | коммуникант 2 | ||
1 | Реплицирующий | Реплицирование | Реплицирование |
2 | Нарративный | Нарративный | Реплицирование |
Реплицирование | Нарративный | ||
3 | Нарративно-унисонный | Нарративный | Нарративный |
В
случае реплицирующего типа диалога
присутствует реакция на стимул, который
мог быть как модальным, т.е. содержащим
определенную оценку — положительную,
отрицательную или
Социальные конвенции играют большую роль при употреблении оценочных реплик-реакций. Выделен ряд речевых ситуаций, в которых принято употреблять оценочные реплики. На основании анализа оценочных реплик, употребляемых в тех или иных речевых ситуациях, можно сделать вывод, что оценочные высказывания отрицательного характера в модально-модальных диалогах часто стимулируются неправильно выбранной ролью и тактикой собеседника. При равноправном положении собеседников в диалоге отрицательную реакцию вызывают стимулирующие реплики, представляющие собой упрек, обвинение, запрещение и т.п. Фактически многие из оценочных реплик-реакций можно рассматривать как этикетные формулы, употребляющиеся в определенных речевых ситуациях и социально регламентированные. В подобных ситуациях они могут выражать согласие, обещание, сочувствие и т.п.
В качестве минимальной единицы речевого взаимодействия предлагается речевой шаг, понимаемый, как одно или несколько высказываний в переделах одного речевого хода. Данные высказывания оказывают влияние на ситуацию и способствуют развитию их речевого взаимодействия. Речевые ходы охватывают речевые акты коммуниканта от момента, когда он вступает в разговор, до смены говорящего, передачи слушающему коммуникативные роли говорящего.
Информация о работе Способы выражения негативной оценки собеседника в английском языке