Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 10:59, курсовая работа
Цель работы - анализ изменений объема и состава оборота розничной торговли в России, за период 2005-2008гг.
Для реализации поставленной цели разработаны задачи:
- изучить понятия и сущность оборота розничной торговли;
- исследовать методы статистического анализа объема и состава оборота розничной торговли;
- проанализировать изменения объема и состава оборота розничной торговли в России за 2005-2008гг.
Введение 3
Глава 1. Характеристика оборота розничной торговли,
и методы его статистического анализа 5
1.1. Понятие и сущность оборота розничной торговли 5
1.2. Методы статистического анализа оборота розничной торговли 7
Глава 2. Динамика и структура показателей оборота розничной торговли
в России за 2005-2008гг. 15
2.1. Анализ объема и динамики оборота розничной торговли 15
2.2. Анализ структуры и состава оборота розничной торговли 21
2.3. Влияние цен на уровень товарооборота 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Продолжение таблицы 8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кондитерские изделия | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,6 |
Картофель | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,6 |
Овощи | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,4 |
Плоды, ягоды, виноград | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,4 |
Непродовольственные товары | 54,3 | 54,7 | 55,0 | 54,4 |
Телевизоры цветного изображения | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |
Видеомагнитофоны цветного изображения | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Средства моющие синтетические | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
Изделия парфюмерно-косметические | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Персональные ЭВМ | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Холодильники бытовые | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,6 |
Машины стиральные | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Автомобили легковые | 7,6 | 7,0 | 7,6 | 8,0 |
Материалы строительные | 1,8 | 2,0 | 2,1 | 2,2 |
В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров, стабильно занимает более половины (в 2008 году - 54,4 %).
Развитие
рынка непродовольственных
Объем оборота розничной торговли продуктами питания во многом определяется уровнем развития пищевой промышленности, объемами и структурой импортных поступлений, ростом доходов населения, динамикой цен, возможностями агропромышленного комплекса.
В структуре продажи товаров в 2008 году по сравнению с 2005 годом произошли изменения. Рост доходов домашних хозяйств привел к наращиванию объемов и изменению ассортиментной структуры реализации товаров. Покупательские предпочтения переключаются в пользу более дорогих и качественных товаров. В общем объеме продажи выросла доля легковых автомобилей до 8% (2005 г. – 7,6%), строительных материалов до 2,2% (1,8 в 2005 году), персональных компьютеров до 0,6%.
При
этом доля расходов домашних хозяйств
на продукты питания в России существенно
выше, чем в развитых странах мира.
Так, если в России в структуре
конечного потребления доля продуктов
питания составляет порядка 23%, то в
Великобритании 9%, Германии 11,4%, Франции
13,7% США 6,4%, Японии 12,2 процента. Это указывает
на то, что рынок розничной торговли продовольственными
товарами в России еще не достиг точки
насыщения.
2.3.
Влияние цен на
уровень товарооборота
За 2008 года инфляция на потребительском рынке составила 13,3%, превысив показатели за последние пять лет, в том числе 2007 года (11,9%) - на 1,4 % и 2005 года (10,9%) – на 2,4%.
Так, 2008г. ежемесячные темпы были достаточно высокими – а в целом за период январь-сентябрь инфляция составила 10,6%, что на 3,1 % было выше, чем в 2007 году.
Усиление
потребительской инфляции 2008 году в
указанный период определялось
следующими факторами: значительным ростом
мировых цен на продовольствие начиная
с середины 2007года; значительным ростом
платежеспособного спроса на товары и
услуги в связи с быстро растущими доходами
населения при одновременном сокращении
склонности к сбережениям; повышением
мировых цен на нефть, удобрения и другие
товары в 2008 году; ускоренным ростом расходов
бюджета; стагнацией производства ряда
продовольственных и сельскохозяйственных
товаров (молоко и молочные продукты, подсолнечное
масло, плодоовощная продукция, КРС) на
фоне растущего спроса населения и ростом
цен на импорт; усилением влияния инфляции
издержек в 2008 году, прежде всего за
счет высокого роста цен на сельскохозяйственное
сырье, ГСМ, удобрения, топливо, роста оплаты
труда; низким уровнем конкуренции
на локальных рынках.
Рисунок 3 – Динамика инфляции на потребительском рынке РФ[14]
В итоге в 2008 году продолжилась наметившаяся в 2007 г. тенденция ускорения темпов роста цен в потребительском секторе. За год цены на потребительские товары выросли на 12,4% (в 2007 г. – на 11,3 процента). При этом рост цен на продовольственные товары сложился в 2,1 раза выше, чем на непродовольственные.
На общее удорожание продовольственных товаров наибольшее влияние оказал прирост цен на макаронные изделия – на 33,8%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 25,9%, крупы и бобовые – на 25,8%, маргарин – на 24,5%, масло подсолнечное – на 22,1%, мясо – на 24,1 процента.
В группе непродовольственных товаров наиболее быстрыми темпами росли цены на строительные материалы, табачные изделия, моющие и чистящие средства, медикаменты.
Высокий уровень цен на товары продовольственной и непродовольственной групп, замедление темпов роста реальных располагаемых доходов населения, оказал влияние на замедление продаж товаров.
В
итоге, на основании анализа экономических
показателей оборота розничной торговли
в РФ за 2005-2008, можно отметить, что, в среднесрочной
перспективе динамика розничного товарооборота
будет постепенно замедляться синхронно
со снижением темпов роста доходов населения.
В то же время позитивное влияние на динамику
оборота розничной торговли будут оказывать
постепенное снижение инфляции, а также
возобновления кредитование банками покупок
населением товаров длительного пользования.
В результате темпы роста оборота розничной
торговли продолжат оставаться несколько
выше темпов роста доходов населения,
хотя разрыв между ними к 2011 году практически
исчезнет. Таким образом, по прогнозам
Росстата РФ, в 2011-2012 гг. усилится зависимость
динамики оборота розничной торговли
от роста реальных доходов населения[14].
Заключение
Анализ изменений объема и состава оборота розничной торговли в РФ за 2005-2008гг. позволил сделать следующие выводы:
Розничная торговля являлась одним из наиболее динамично растущих секторов экономики России, о чем свидетельствует сохранении на протяжении 2005-2008гг. темпов роста ее оборота в товарной массе на уровне почти в два раза выше темпов роста ВВП.
В 2005-2008гг. номинальный ВВП, выраженный в долларах, увеличился в 3,4 раза, а оборот розничной торговли в 3,7 раза. В результате к концу 2008 года розничный рынок России стал одним из крупнейших в Европе.
Начиная с 2005 г. наблюдается устойчивая тенденция роста объемов товарооборота розничной торговли в РФ. Так, за период 2005 – 2008 гг. розничный товарооборот (в сопоставимых ценах) в РФ увеличился более чем в 2 раза. И даже уже в кризисный 2008 г. наблюдалась тенденция положительного роста розничного товарооборота (прирост составил 13,0 %), чему в немалой степени способствовало наличие крупных торговой сетей с их более высокой степенью устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.
За период 2005-2008гг. наблюдалась положительная динамика розничного оборота, его увеличение составило 97,6%. Среднегодовое товарооборота за 4 года составило 2291 млрд.руб. или 25,5%.
В 2008 году оборот розничной торговли на 28,02% превысил уровень 2007 года и составил 13915млрд. рублей.
В 2008 году оборот розничной торговли на 28,02% превысил уровень 2007 года и составил 13915млрд. рублей.
В структуре розничного товарооборота по формам собственности на протяжении 2005-2008гг. преобладает частная собственность 84%, наименьший удельный вес занимает государственная и муниципальная 1%.
В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров, стабильно занимает более половины (в 2008 году - 54,4 %).
Развитие
рынка непродовольственных
Объем оборота розничной торговли продуктами питания во многом определяется уровнем развития пищевой промышленности, объемами и структурой импортных поступлений, ростом доходов населения, динамикой цен, возможностями агропромышленного комплекса.
В структуре продажи товаров в 2008 году по сравнению с 2005 годом произошли изменения. Рост доходов домашних хозяйств привел к наращиванию объемов и изменению ассортиментной структуры реализации товаров. Покупательские предпочтения переключаются в пользу более дорогих и качественных товаров. В общем объеме продажи выросла доля легковых автомобилей до 8% (2005 г. – 6,2%), строительных материалов до 2,2% (1,8 в 2000 году, персональных компьютеров до 0,6%.
Также
необходимо отметить, что в связи
с развитием финансового
Список
использованной литературы