Анализ показателей уровня жизни населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание

Экономическая статистика - это одна из наиболее важных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности органов государственной статистики, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике. Данные экономической статистики позволяют обеспечить систематическое количественное описание всех основных аспектов экономического процесса и экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………...6
1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие…………….6
1.2 Основные индикаторы уровня жизни………………………………….10
1.3 Социальные потребности и нормативы………………………………..14

2 Анализ показателей уровня жизни населения РФ……….....18
2.1 Анализ основных социально-экономических индикаторов уровня
жизни……………………………………………………………….…….18
2.2 Анализ денежных доходов и расходов населения……………….…….24
2.3 Анализ жилищных условий населения………………………….……...28

3 Прогнозирование и регулирование уровня жизни населения………………………………………………………………….……32
3.1 Основные направления государственного регулирования………...….32
3.2 Анализ социальной дифференциации населения………………….…...35
3.3 Прогноз основных индикаторов уровня жизни…………………….…..39

Заключение……………………………………………………………….….…41

Список использованных источников…………………………..…..42

Работа состоит из  1 файл

Курсоваяr.docx

— 132.20 Кб (Скачать документ)

        Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

        Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

        Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни.

        Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:

1. С помощью государственных  минимальных социальных стандартов. Данные стандарты направлены  на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством  минимально необходимый уровень  обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный  прожиточный минимум; минимальный  размер социальных пособий и  выплат; номенклатуры, перечня и  набора бесплатных и частично  платных услуг, оказываемых населению  за счет финансирования из  бюджетной системы; нормы обеспечения  населения социальными услугами  и т.д.

2. С помощью регулирования  оплаты труда. В нашей стране  работодатели начисляют зарплату без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер зарплаты на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.

3. С помощью регулирования  социального развития. При формировании  долгосрочной социальной политики  наряду с целевыми установками  в области потребления существенное  значение имеют задачи обеспечения  населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой  остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

    Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни

  1. Конвенции Международной организации труда (МОТ)
  2. Концепции ООН
  3. Методика расчета минимального потребительского бюджета (1991г., министерство труда)
  4. Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам (1992г., министерство труда)
  5. Указ Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.
  6. Федеральный Закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (24 октября 1997 г.)

7. Постановление № 192 “Об  утверждении Методических рекомендаций  по определению потребительской  корзины для основных социально-демографических  групп населения в целом по  Российской Федерации и в субъектах  Российской Федерации” (февраль  1999 г.)

  1. Федеральный закон № 201 “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (ноябрь 1999 г.).[9]

 

3.2   Анализ социальной дифференциации населения

Рассчитаем прогноз  распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов(в процентах) при помощи метода анализа статистических распределений.

 

Таблица16 -  Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах)

 

2007

Все население

100

до 2000,0

2,6

2000,1-4000,0

11,9

4000,1-6000,0

14,9

6000,1-8000,0

13,6

8000,1-10000,0

11,3

10000,1-15000,0

19,1

15000,1-25000,0

16,5

свыше 25000,0

10,1


 

Анализ статистического  распределения проводятся по 3 группам  показателей:

  1. Показатели центра распределения:
    1. Средняя арифметическая

 

    1. Мода

 

    1. Медиана

 

  1. Показатели вариации
    1. Размах вариации:

 

    1. Среднее линейное отклонение:

 

    1. Среднее квадратическое отклонение:

 

    1. Дисперсия:

 

    1. Коэффициент вариации:

 

До 33% - низкая вариация, совокупность однородная;

33%<V<66% - средняя вариация, совокупность относительно однородная;

Больше 66% - высокая  вариация, совокупность не однородная, исследования проводить нельзя.

  1. Графические характеристики распределения (показатели формы распределения):
    1. Гистограмма частоты распределения
    2. Полигон распределения
    3. Кумуляте
    4. Коэффициент асимметрии:

 

Если >0, то асимметрия правосторонняя, если <0, то левостороння асимметрия.

Если >0,35 незначительная, если <0,35 значительная.

Таблица17 - Вспомогательная таблица      

 

2007

Накопленная частота

Все население

100

 

0-2000,0

2,6

2,6

2000,1-4000,0

11,9

14,5

4000,1-6000,0

14,9

29,4

6000,1-8000,0

13,6

43

8000,1-10000,0

11,3

54,3

10000,1-15000,0

19,1

73,4

15000,1-25000,0

16,5

89,9

25000,1-35000,0

10,1

100


 

  1. Показатели центра распределения:
    1. Средняя арифметическая составила 875
    2. Мода = 13750
    3. Медиана = 9240
  2. Показатели вариации

 

Таблица18 - Вспомогательная таблица показателей вариации

 

2007

       

1000

2,6

872,4

2268,24

761081,76

1978812,58

3000,05

11,9

863,1

10270,89

744941,61

8864805,16

5000,05

14,9

860,1

12815,49

739772,01

11022602,95

7000,05

13,6

861,4

11715,04

742009,96

10091335,46

9000,05

11,3

863,7

9759,81

745977,69

8429547,89

12500,05

19,1

855,9

16347,69

732564,81

13991987,87

20000,05

16,5

858,5

14165,25

737022,25

12160867,13

30000,05

10,1

864,9

8735,49

748052,01

7555325,3

Итого

100

-

86077,9

-

74095284,33


 

    1. Размах вариации = 29000,05
    2. Среднее линейное отклонение = 860,779
    3. Среднее квадратическое отклонение = 860,79
    4. Дисперсия = 740952,84
    5. Коэффициент вариации = 98,38%, отсюда следует, что высокая вариация, совокупность не однородная, исследования проводить нельзя.
  1. Графические характеристики распределения (показатели формы распределения):
    1. Коэффициент асимметрии = -14,96. Отсюда следует, что асимметрия левосторонняя и значительная.
    2. Гистограмма частоты распределения и Полигон распределения

 

 

 

 

 

 

 

    1. Кумулята

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Прогноз уровня бедности и дефицита

 

Таблица19 - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

 

2002

2003

2004

2005

2006

Численность населения  с ден.доходами ниже величины прожиточного минимума:

         

млн. человек 

35,6

29,3

25,2

25,2

21,9

в процентах от общей численности населения

24,6

20,3

17,6

17,7

15,3

Дефицит ден. дохода:

         

млрд.руб.

250,5

235,4

225,6

285,5

275,5

в процентах от общего объема ден. доходов населения

3,7

2,6

2,1

2,1

1,6


 

Для расчета прогноза уровня бедности населения используем метод экстраполяции.

 

Таблица 20 - Уровень бедности

 

2002

2003

2004

2005

2006

Численность населения  с ден.доходами ниже величины прожиточного минимума(млн.чел)

35,6

29,3

25,2

25,2

21,9

Информация о работе Анализ показателей уровня жизни населения РФ