Индексный метод при изучении динамики цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание

Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны, а также существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть………………………………………………….5
§1 Цена как объект статистического изучения…………………………...…5
§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8
Расчетная часть……………………………………………………..16
Аналитическая часть………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Статистика курсач.docx

— 461.38 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...3

    1. Теоретическая часть………………………………………………….5

§1 Цена  как объект  статистического изучения…………………………...…5

§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6

§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8

    1. Расчетная часть……………………………………………………..16
    2. Аналитическая часть………………………………………………..37

Заключение…………………………………………………………………….42

Список  использованной литературы………………………………………...43

Приложение 1                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Статистика  цен, существует как самостоятельный  блок показателей и является составной  частью социально-экономической статистики и статистики финансов.

    Предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и  структуру цен, соотношения и  динамику цен, вариацию и эластичность цен в различных аспектах, а  также анализирует влияние цен  на важнейшие стоимостные социально-экономические  показатели.

    Цены  оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой  выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики  и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства.                            Цена является регулятором соотношения  спроса и предложения; объема и структуры  размещения производства по регионам страны, а также существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов. Цены выступают как экономический  фактор, определяющий покупательную  способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных  групп населения.

      В органах государственной статистики  анализом цен и проблемами  ценообразования занимаются Минэкономики  РФ, научно-исследовательские институты  и научные центры. Статистика  цен всегда использовалась для  решения всех государственных  программ экономического и социального  развития страны, для принятия  и анализа выполнения перспективных  планов.                

      Всестороннее изучение цен предполагает  использование таких статистических  методов, как: выборочные обследования, средние величины, индексы, графический   метод и др. Однако, ведущая роль  в статистическом изучении цен  принадлежит индексному методу.

    В данной работе рассматриваются  понятия индекса и цены, инфляции, сущность индексов, которые используются в статистическом изучении цен, их роль, виды и значения. Цель работы – провести теоретическое рассмотрение индексного метода в статистическом изучении цен, практически освоить методику вычислений при решении конкретных статистических задач, а также самостоятельно провести статистические исследования с применением освоенной методологии в аналитической части курсовой работы. Для раскрытия теоретической части  работы использовались материалы учебной литературы, периодические издания, указанные в списке литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1 Цена  как объект  статистического  изучения 

     Цена – сумма денег, которую покупатель (потребитель) платит продавцу (производителю) в обмен на товар.

     Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.

  1. Цена – это эквивалент обмена товара на деньги. Она выполняет различные функции:
  2. показывает конъюнктуру рынка, является орудием конкурентной борьбы;
  3. является фактором уровня, структуры и соотношения спроса и предложения;
  4. является инструментом получения прибыли и управления эффективностью производства;
  5. является индикатором уровня жизни населения, т.к. влияет на объем потребления и уровень реальных доходов населения.

     Основные  задачи статистики цен:

  1. регистрация цен и статистическое наблюдение за их изменением;
  2. анализ уровня и дифференциации цен по отдельным рынкам и регионам;
  3. анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и изменение цен;
  4. анализ соотношения цен на различные товары.
  5. Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
  6. - индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и т. д.);
  7. - маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
  8. Рыночная цена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена – важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена – это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена – мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена – это орудие конкурентной борьбы.
 
 

§2 Система статистических показателей, характеризующих  динамику цен 
 

     Цены  – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам (таблица 1.1.).  

     Таблица 1.1.

Система показателей статистики цен

Блоки

показателей

Показатели Субпоказатели
Уровень цен Индивидуальный  уровень Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя
Средний уровень Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в  том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей
     
  Обобщающий  уровень Стоимость потребительской корзины; отношение  индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу
Структура цены Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги Удельный  вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес  валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых  и розничных цен; соотношение  структурных элементов розничных  цен
Соотношение цен Коэффициенты  соотношения цен регионов, субрынков, товаров Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений  цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике
Вариация  цен Показатели  вариации цен в пространстве (социально-экономическом  и географическом) и во времени Распределение цен в пределах товарной группы (группировка  одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблемости цен; уровень устойчивости цен в  динамике (коэффициент аппроксимации  трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок  в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)
Динамика  цен Показатели  динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров Индивидуальные  индексы цен; групповые индексы  цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен
Эластичность Показатели  зависимости цен от социально-экономических  факторов, зависимости цен одних  товаров от цен других Эмпирический  коэффициент эластичности; коэффициент  перекрестной эластичности; теоретический  коэффициент эластичности
 

     Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

     Важнейшими  остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают  показатели динамики цен, учитывающие  качественные изменения товаров. Система  показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен  в статике и динамике, сочетание  синтетического и аналитического подхода  к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур. 

§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен 

     Индекс  потребительских цен (ИПЦ) характеризует  изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для непроизводственного  потребления. ИПЦ является одним  из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения.

     ИПЦ применяется:

  • для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране;
  • для пересмотра правительственных социальных программ (основа повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минимальной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением товаров и услуг первой необходимости);
  • в определении государственной политики в области финансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов;
  • для пересчета из текущих в сопоставимые цены показателей системы национальных счетов.

      Для характеристики изменения цен на потребительские товары и услуги используется система индексов, при помощи которой можно решать разные задачи. Эту систему образуют:

  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение фиксированного (базового) полного набора товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, за исключением товаров нежелательного пользования (алкогольных напитков и табачных изделий);
  • сводный ИПЦ, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования (предметов роскоши, ювелирных изделий из золота, легковых автомобилей, а также особо модных товаров);
  • индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора из 25 основных продуктов питания;
  • индекс контрольной стоимости необходимого социального набора, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (37 наименований);
  • ИПЦ для отдельных социально-демографических групп населения.
 

      ИПЦ измеряет изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыдущем (базисном) периоде. 

 

     «Корзина» основных потребительских товаров  и услуг фиксирована для того, чтобы изменения ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют также  индексом стоимости жизни.

     В потребительскую «корзину» для  расчета ИПЦ репрезентативно  включаются:

  • товары и услуги массового потребительского спроса,
  • отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, техническое обслуживание легкового автомобиля и другие).

     Для международных сравнений используется ИПЦ по всему кругу потребляемых благ.

     Для измерения уровня инфляции используется ИПЦ без товаров необязательного  пользования. 

     Расчет  ИПЦ включает в себя следующие  этапы:

  • выборка географических границ наблюдения;
  • отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
  • отбор товаров-представителей и услуг-представителей;
  • регистрация цен на товары и тарифов на платные услуги;
  • формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;
  • расчет индекса потребительских цен;
  • расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.

     Для расчета ИПЦ используются два  источника информации:

     а) статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском  рынке;

     б) выборочные обследования доходов, расходов и потребления домашних хозяйств (обеспечивают данные о структуре  фактических потребительских расходов населения за предыдущий год).

     Для определения весов в ИПЦ, кроме  обследования домохозяйств,  используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов  продукции, экспертные оценки.

Информация о работе Индексный метод при изучении динамики цен