Индексный метод при изучении динамики цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание

Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны, а также существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть………………………………………………….5
§1 Цена как объект статистического изучения…………………………...…5
§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8
Расчетная часть……………………………………………………..16
Аналитическая часть………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Статистика курсач.docx

— 461.38 Кб (Скачать документ)

       3.   Оценить статистическую значимость показателя силы связи.

    Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2. 

    По  условию Задания 2 факторным является признак Цена товара  (X), результативным – признак Количество проданного товара (Y).

     1. Установление наличия  и характера связи  между признаками  Цена товара  и Количество проданного товара методом аналитической группировки

      Применение  метода аналитической  группировки

      При использовании метода аналитической  группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

      Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую  группировку, характеризующую зависимость  между факторным признаком Х – Цена товара  и результативным признаком Y Количество проданного товара. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7): 

      Таблица 7 

Номер группы Группы  банков по цене товара,

млн руб. х

Число банков, fj Количество  проданного товара
всего в среднем на одну точку
1 32 – 40 8 320 40
2 40 – 48 8 280 35
3 48 – 56 10 340 34
4 56 – 64 4 132 33
Итого   30 1072 35,733
 

      Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением цены от группы к группе систематически снижается и среднее количество проданного товара по каждой группе торговых точек, что свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между исследуемыми признаками.

     2. Измерение тесноты  и силы корреляционной  связи с использованием  коэффициента детерминации  и эмпирического  корреляционного  отношения

     Для измерения тесноты и силы связи  между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные  показатели – эмпирический коэффициент  детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .

     Эмпирический  коэффициент детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле:

                                   ,                                                              

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

      Значения  показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.

     Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле

                             ,                                                       

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

     Общая средняя  вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

                                                                                              

или как  средняя взвешенная по частоте групп  интервального ряда:

                                                                               

      Для вычисления удобно использовать формулу, т.к. в табл. 7 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.

      Расчет  по формуле:

      

     Для расчета общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 12. Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии

    Номер

    банка

    п/п

    Кол-во проданного товара руб.
    1 2 3 4 5
    1 31 -4,733 22,401 961
    2 30 -5,733 32,867 900
    3 45 9,267 85,877 2025
    4 30 -5,733 32,867 900
    5 37 1,267 1,605 1369
    6 33 -2,733 7,469 1089
    7 44 8,267 68,343 1936
    8 29 -6,733 45,333 841
    9 40 4,267 18,207 1600
    10 48 12,267 150,479 2304
    11 38 2,267 5,139 1444
    12 34 -1,733 3,003 1156
    13 32 -3,733 13,935 1024
    14 44 8,267 68,343 1936
    15 34 -1,733 3,003 1156
    16 31 -4,733 22,401 961
    17 30 -5,733 32,867 900
    18 38 2,267 5,139 1444
    19 40 4,267 18,207 1600
    20 32 -3,733 13,935 1024
    21 38 2,267 5,139 1444
    22 35 -0,733 0,537 1225
    23 35 -0,733 0,537 1225
    24 34 -1,733 3,003 1156
    25 39 3,267 10,673 1521
    26 33 -2,733 7,469 1089
    27 43 7,267 52,809 1849
    28 22 -13,733 188,595 484
    29 36 0,267 0,071 1296
    30 37 1,267 1,605 1369
    Итого 1072 0,01 921,858 39228

      Расчет общей дисперсии по формуле:

     Общая дисперсия может быть также рассчитана по формуле

,

     где средняя из квадратов значений результативного признака,

           квадрат средней величины значений результативного признака.

     Для демонстрационного примера 

     Тогда

     Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле

                             ,                                               

     где     –групповые средние,

       – общая средняя,

      –число единиц в j-ой группе,

     kчисло групп.

     Для  расчета  межгрупповой  дисперсии  строится  вспомогательная таблица 12 При этом используются  групповые средние значения из табл. 8

     Таблица 12.

Группы  банков по размеру кредитных вложений,

млн руб.

Число банков,

Среднее значение
в группе
1 2 3 4 5
32 – 40 8 40 4,267 145,658
40 – 48 8 35 -0,73 4,298
48 – 56 10 34 -1,73 30,033
56 – 64 4 33 -2,73 29,877
Итого 30     209,866

      Расчет межгрупповой дисперсии по формуле:

     Расчет  эмпирического коэффициента детерминации по формуле:

  

или 22,7%

   Вывод. 22,7% вариации цены товара обусловлено вариацией количества проданного товара, а 78,3% – влиянием прочих неучтенных факторов.

     Эмпирическое  корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

                                                                                        (14)

     Значение  показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками. Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока (табл. 14):

     Таблица 14. Шкала Чэддока

h 0,1 – 0,3 0,3 – 0,5 0,5 – 0,7 0,7 – 0,9 0,9 – 0,99
Характеристика

силы  связи

Слабая Умеренная Заметная Тесная Весьма тесная

     Расчет  эмпирического корреляционного  отношения  по формуле:

     

 

     Вывод. Согласно шкале Чэддока связь между Ценой товара  и Количеством проданного товара является умеренной.

     Задание 3.

     По  результатам выполнения задания 1 с  вероятностью 0,954 определите:

Информация о работе Индексный метод при изучении динамики цен