Индексный метод при изучении динамики цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:35, курсовая работа

Описание

Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны, а также существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть………………………………………………….5
§1 Цена как объект статистического изучения…………………………...…5
§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8
Расчетная часть……………………………………………………..16
Аналитическая часть………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Статистика курсач.docx

— 461.38 Кб (Скачать документ)

     Ошибку  выборки средней выручки от продажи  продукции и границы, в которых  она находится в генеральной  совокупности.

     Ошибку  выборки доли магазинов со средней  ценой товара до 20 рублей и границы  в которых будит находится  генеральная доля.

     Целью выполнения данного задания является определение для генеральной  совокупности торговых точек города границ в которых будит находится  средняя цена за единицу товара и  доля торговых точек с ценой не менее 20 руб.

     3.1. Применение выборочного метода  наблюдения всегда связана с  установлением степени достоверности  оценки показателей генеральной  совокупности. Достоверность этих  оценок зависит от репрезентативности  выборки, т.е. от того насколько  полно и адекватно представлены  в выборке статистические свойства  генеральной совокупности.

     Средняя ошибка выборки - это среднее квадратическое отклонение всех возможных значений выборочной средней от генеральной  средней.

     Для собственно- случайной и механической выборке с бесповторным способом подбора средняя ошибка выборки  определяется по формуле:

     Предельная  ошибка выборки определяет границ, в пределах которых будит находится  генеральная средняя:

     где - выборочная средняя;

     -генеральная  средняя.

     Предельная  ошибка выборки кратная средней  ошибки выборки с коэффициентам  кратности t

     При условии задания 2 выборочная совокупность насчитывает 30 торговых точек города, выборка 15% механическая, следовательно  генеральная доля включает 450 торговых точек.

     Значение  параметров, необходимых для решения  задачи представлена в таблице 11 .

     Таблица 11

      
     Р      t      n      N                     
     0.954      2      30      450      22.4      13.17       
                                                

     Расчет  средней ошибки выборке :

     =0,42руб.

     Расчет  предельной ошибки выборки по формуле:

     =2*0,42=0,84 руб.

     Определение доверительного интервала для генеральной  средней:

     22,4-0,8422,4+0,84

     21,56 руб.23,24 руб.

     Вывод: на основании проведенного выборочного  обследования торговых точек города с вероятность 0,954 можно утвердить, что для генеральной совокупности предприятий средняя цена за единицу  товара находится в пределах от 21,56 руб. до 23,24 руб.

     3.2 для доли выборочной совокупности, обладающим тем или иным заданным  свойством, выражается формуле

     m- число единиц совокупности, обладающих  заданным свойствам;

     n - общее число единиц в совокупности

     Для собственно-случайной и механической выборке с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки доли единиц рассчитывается по формуле:

     где w- доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

     (1-w) - доля единиц совокупности, не  обладающая заданным свойствам;

     N - число единиц в генеральной  совокупности;

     n- число единиц в выборочной  совокупности.

     По  условию задания 3 исследуемым свойством  является равенство или превышение цены за единицу продукции величины 20 руб.[6,c 12]

     Число предприятий с заданной совокупностью  определяется из табл. 3 графы 3 m=20

     Расчет  выборочной доли по формуле 

     =20/30=0,66

     Расчет  предельной ошибки выборке для доли по формуле

     =2=0,161

     Определяю доверительный интервал генеральной  доли:

     0,66-0,1610,66+0,161

     0,5 руб. 0,8 руб.

     50%80 %

     Вывод: С вероятностью 0,954 можно утвердить, что в генеральной  совокупности торговых точек города доля торговых точек с  ценой товара 20 руб. и выше будит находятся  в пределах от 50% до 80 %

     Таблица 12

Рынок Цена, руб./кг. Объем продаж,т Цена, руб./кг Объем продаж, т
1 31,9 32 36,8 35
2 34,8 24 36,5 36
3 28,3 61 33,3 36
 
      
                                         

     Определить:

     Общий индекс цен переменного, постоянного  состава, структурных сдвигов.

     Абсолютное  изменение средней цены под влиянием отдельных факторов.

     Решение:

     1.Для  определения динамики цен однородной  продукции исчисляется индекс цен переменного состава:

     где q,p- объемы продукции и цены на нее  в отчетных и базисных периодах соответственно;

     pq- выручка от продажи или товарооборот.

     Таблица 13

      
       Базисный период Отчетный период          
       p0 q0 p1 q1 p1q1 p0q0 p0q1
       31,9 32 36,8 35 1288 1020,8 1116,5
       34,8 24 36,5 36 1314 835,2 1252,8
       28,3 61 33,3 36 1198,8 1726,3 1018,8
     ? 95 117 106,6 107 3800,8 3582,3 3388,1
                                                              

     =1,160153=116 %

     Вывод: Т.е. цена повысилась на 16 % за счет изменения  цены и защет изменения  в структуре продажи.

     Чтобы изучить структурные особенности  цен, используется индекс структурных  сдвигов:

     == 1,034181=103,4%

     Вывод: в результате структурных сдвигов  в реализации продукции, цена повысилась на 3,4%, т.е. повышение цены произошло  в отчетном периоде, за счет увеличения продаж.

     Деление индекса переменного состава  на индекс структурных сдвигов дает индекс цен постоянного состава, или обычный агрегатный индекс цен:

     = 1,121809=112%

     Вывод: цена увеличится на 12 % за счет изменения  уровня цен.

     2. Средняя цена определяется по  формуле средней арифметической  взвешенной

     В отчетном периоде средняя цена будит  составлять:

     =3800,8/107=35,52рубля

     В базисном периоде средняя цена будит  составлять:

     =3582,3/117=30 рубля

     Полученные  индексы различаются между собой  из-за влияния на них различных  факторов:- на индекс цен переменного  состава оказывает влияние два  фактора: изменение уровня цен на продукцию; изменение в структуре  продаж;

     -на  индекс постоянного состава влияет  только один фактор - изменение  уровня цен на продукцию;

     -на  индекс структурных сдвигов влияет  также один фактор - изменение  в структуре продаж. Общее абсолютное  изменение средней цены:

     Dp=Sp1q1/Sq1-Sp0q0/Sq0

     Dp=3800,64/107-3510/117=5,52( руб.) 

     Разложим  общее абсолютное изменение средней  по факторам цены:

     Dpp=Sp1q1/Sq1-Sp0q1/Sq1.

     Dpp=35,52-30=5,52 ( руб.) - изменение средней цены  за счет изменения уровня цен; 

     Dpq=Sp0q1/Sq1-Sp0q0/Sq0 Dpq=30-30=0 ( руб.) - изменение средней  цены за счет изменения структуры  продаж .

     Общее абсолютное изменение средней цены в отчетном периоде по сравнению  с базисным: Dp=5,52-0=5,52 т. е.

     Средняя цена в отчетном периоде по сравнению  с базисным увеличилась на 5,52 руб. Ее изменение было вызвано изменениями  в структуре продаж (средняя цена возросла на 5,52 руб.) Таким образом, на изменение цен может оказывать  влияние несколько факторов. В  данном случае изменение уровня цен  на продукцию оказалось решающим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

     В аналитической части изложены результаты проведенного статистического исследования динамики цен и товарооборота  торговой организации. 
 

     3.1. Постановка задачи 

     По  предприятию следующие данные (таблица 3.1.).

     Таблица 3.1.

Исходные  данные задачи

Вид продукции Объем реализованной  продукции, млн. руб. Изменение цен на реализуемую продукцию, %
май июнь
Утюги 1430 1520 -1,6
Гладильные  машины 3340 2984 +9,1

Источник: статистическая отчетность ООО «Веко» за июнь 2006 

     Охарактеризовать  динамику объема продукции в июне по сравнению с маем и оценить  влияние этого фактора на изменение  стоимости продукции. 
 

     3.2. Методика решения  задачи 

      Преобразуем исходные данные (таблица 3.2.).

    Таблица 3.2.

Преобразование  данных

Вид продукции ТО0, тыс.руб. ТО1, тыс.руб. ip
Утюги 1430 1520 0,984
Гладильные  машины 3340 2984 1,091
Итого 4770 4504  
 

     1. Индекс ТО в фактических ценах 

       

     Ipq = 4504/4770 = 0,944 

Информация о работе Индексный метод при изучении динамики цен