Экономико-статистический анализ производства и реализации молока в ЗАО «Заря» Лысковского района Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:33, курсовая работа

Описание

Скотоводство в общем объёме товарной продукции животноводства составляет около 55 %. Обслуживанием крупного рогатого скота на сельскохозяйственных предприятиях занято примерно 60 % работников отрасли. Хотя в последние года объём производства продукции животноводства значительно уменьшился, по экономическому значению оно остаётся важнейшей отраслью сельского хозяйства.
Значение молочного скотоводства в народном хозяйстве определяется, прежде всего, тем, что его продукция является одним из источников высококалорийных продуктов питания, служит источником сырья для пищевой промышленности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)



 

Из данной таблицы  видно, что затраты  к 2013 г. по первому уравнению повысятся до 0,92, по второму уравнению увеличатся до 0,91 , по третьему уравнению увеличатся до 1,16.

По всему выше сказанному можно сделать вывод, что на следующие несколько лет затраты  будут увеличиваться.

Наглядно изобразим  полученные результаты на графике (Приложение 11)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОКА

4.1 Аналитическая группировка и корреляция  в изучении факторов роста эффективности производства молока

 

Статистическая закономерность проявляется в обобщённых данных. Методами обобщения являются группировка  и расчёт сводных показателей по совокупности в целом и по выделенным группам.

Группировка – выделение  единиц, однородных в заданном смысле. Группировка всегда отвечает поставленной задаче. Основание, по которому проводится группировка, называется группировочным признаком. Группировки могут производиться по количественным и неколичественным признакам. . В процессе сводки первичного материала явления разделяются на группы по различным варьирующим признакам.

Варьирующий признак - это  признак, принимающий различные  значения у отдельных единиц совокупности.

Задачи, стоящие перед  группировкой:

  1. Выделение в составе массового явления  тех его частей, которые однородны по качеству и условиям развития, и в которых действуют одни и те же закономерные влияния факторов;
  2. Изучение и характеристика структуры и структурных сдвигов в исследуемых совокупностях;
  3. Влияние взаимосвязи между отдельными признаками изучаемого явления.

Главным вопросом метода группировок является выбор группировочного  признака, от правильного выбора которого зависят результаты группировки и всей работы в целом.

После отбора группировочного  признака важно разделить единицы  совокупности на группы.

Выделенные группы должны быть качественно однородными, а  также  иметь достаточно большую  численность единиц,  что позволит проявить типичные черты, свойственные массовым явлениям. Поэтому большое внимание уделяется определения числа групп и их границ При решения этого вопроса учитывают вид группировки, характер  группировочного признака  и задачи исследования. [2,стр.159]

Группировочный признак, по которому будет проводиться данная группировка – удой на 1 корову, кг.

        Данные по 35 сельскохозяйственным предприятиям представлены в приложении 12. На основе сводных данных, составим итоговую группировочную таблицу и проведем анализ представленных в ней показателей.

На основе проведенной группировки (приложение 13) мы получили следующие показатели: в первую группу вошло 9 хозяйств со средним удоем молока на 1 корову 19,30 ц, средней себестоимостью 1 ц молока 798,53 рублей и средними затратами труда на 1 ц молока 14,45 чел.-час.

Во вторую группу 18 хозяйств – средний удой молока на 1 корову 33,65 ц, средняя себестоимость 1 ц молока 864,94 руб., средние затраты труда на 1 ц молока составили 5,7 чел.-час.

 В третью группу  вошло 8 хозяйств со следующими средними показателями: себестоимость 1 ц молока – 800,55 руб., удой  молока на 1 корову– 53,69 ц, затраты труда на 1 ц молока – 3,89 чел.-час. Из этого следует, что с увеличением удоя на 1 корову на 1ц себестоимость и затраты труда на 1 ц  молока снижаются (таблица 16).

 

 

 

 

 

 

Таблица 16

Взаимосвязь удоя, производительности труда и себестоимости 1 ц молока

Группы хозяйств по удою

Число хозяйств в группе

Средний удой, ц

Средние затраты труда на 1 ц, чел.-ч

Средняя себестоимость 1 ц, руб.

1.от 2,92 до 25,29

2.от 25,29 до 47,66

3.от 47,66 до 70,04

В среднем по совокупности

9

18

8

 

12

19,30

33,65

53,69

 

35,55

14,45

5,7

3,89

 

  8,01

798,53

864,94

800,55

 

821,34


 

Одна из важнейших  черт статистических показателей, как  объективных характеристик общественных явлений, состоит в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Корреляционная связь  – частный случай статистической связи, при котором разным значениям  переменной соответствуют разные средние  значения другой переменной.

Корреляционная связь  предполагает, что изучаемые переменные имеют количественное выражение. Корреляционная зависимость обнаруживается   как взаимосвязь двух или нескольких признаков. Различают признаки: факторные, обуславливающие изменение других признаков; результативные, изменяющиеся под воздействием факторных.

При исследовании корреляционной связи задачами статистики являются:

  1. Выявления наличия связи между факторами и ее тесноты;
  2. Определение формы связи и ее количественные характеристики.

Для анализа выбираются факторы, существенно влияющие на результат.

         Корреляционно-регрессивный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов.

1. Установление причинных  зависимостей в изучаемом общественном  явлении.

2. Формирование корреляционной  модели связи.

3. Расчет и анализ  показателей регрессии.

4. Расчет и анализ  показателей тесноты связи.

      В зависимости от числа признаков, между которыми изучается связь, различают парную и множественную связь. Если связь изучается между двумя признаками, она называется простой (парной). При множественной изучается связь между тремя и большим числом признаков (один – результативный, остальные – факторные). [2,стр.210]

           В данном разделе рассматривается связь между затратами труда на 1 ц молока и удоем на  1 корову (приложение 14), связь между себестоимостью 1 ц молока и удоем  на 1 корову  (приложение 15).

На основе проведенной  группировки рассмотрим влияние удоя на 1 корову на производительность труда (таблица 17).

Таблица 17

Влияние  удоя на 1 корову на производительность труда

Группы хозяйств по удою

Число хозяйств в группе

Средние затраты труда на 1 ц  молока, чел.-ч.

Средний удой на 1 корову, ц

1.от 2,92 до 25,29

2.от 25,29 до 47,66

3.от 47,66 до 70,04

В среднем по совокупности

9

18

8

 

12

14,45

5,7

3,89

 

8,01

19,30

33,65

53,69

 

35,55


 

      На основании группировки можно сделать вывод, что при увеличении удоя  на 1 ц наблюдается снижение  затрат труда на 1 ц молока в изучаемой совокупности хозяйств (рис.3)

Рис.3 Корреляция между  удоем на 1 корову и затратами труда на 1 ц молока

На графике зависимости затрат труда на 1ц молока мы получили следующую математическую модель: Y =21,663-0,4099 х

Это означает, что при увеличении  удоя на 1 корову на 1 ц затраты труда на 1ц молока будут снижаться на 0,4099 чел.-час.

Связь между удоем  на 1 корову  и затратами труда  на 1ц молока прямая и умеренная , так как показатель тесноты связи R= 0,253.

Коэффициент детерминации D = 6,40 %, значит вариация  затрат  труда на 1ц молока на 6,40 % зависит от удоя на 1 корову, а остальные 93,60% % приходятся на влияние остальных признаков, не включенных в модель.

Коэффициент эластичности отражает изменение результативного  признака при увеличении факторного на 1%, Э = 2,12% , это значит, что при увеличении  удоя на 1 корову на 1%, затраты труда 1ц зерна увеличиваются на  2,84%.

  Рассмотрим влияние удоя  на 1 корову  на себестоимость 1ц молока.

Из приведенной ниже таблицы в изучаемых хозяйствах при увеличении удоя на 1 корову на 1 ц также наблюдается снижение себестоимости 1 ц молока в данной совокупности таблица 18.

                                                                                               Таблица 18

Влияние  удоя на 1 корову на себестоимость 1 ц молока

Группы хозяйств по удою

Число хозяйств в группе

Средняя себестоимость 1 ц молока, руб.

Средний удой, ц

1.от 2,92 до 25,29

2.от 25,29 до 47,66

3.от 47,66 до 70,04

В среднем по совокупности

9

18

8

 

12

798,53

864,94

800,55

 

821,34

19,30

33,65

53,69

 

35,55


 

На основании группировки (приложение 17) можно сделать график  зависимость удоя на 1 корову  от себестоимости 1ц молока (рис.4)

Рис. 4 Корреляция между  удоем на 1 корову  и затратами  труда на 1ц молока

На рисунке зависимости удоя на 1 корову от себестоимости 1 ц молока мы получили следующее уравнение:Y = 1,6046+779,37х . Отсюда мы видим, что при увеличении удоя на 1корову на 1 ц  себестоимость 1 ц молока увеличивается на 779,37 рубля.

Показатель тесноты  связи равен R =0,0129, это значит, что связь между удоем  на 1 корову и себестоимостью 1ц молока прямая и слабая.

Коэффициент детерминации D=0,01%, он показывает, что себестоимость 1ц зерна на 0,01%  зависит от удоя на 1корову, а остальные 99,99% приходятся на влияние остальных признаков, не включенных в модель.

Коэффициент эластичности Э = 6,64 %, это значит, что при увеличении удоя на 1 корову  на 1 %, себестоимость 1ц молока  увеличивается на 6,64 %.

Формула статистической связи двух переменных называется парной регрессией, зависимость от несколько  переменных – множественной регрессией.

Основная цель множественной регрессии построить модель с большим числом факторов, определив при этом влияние каждого из них в отдельности, а также совокупное их воздействие на моделируемый показатель.

Для построения модели были выбраны следующие факторы:

      У - себестоимость 1 ц молока, руб.,

Х1 – удой на 1 корову, ц,

Х2 – затраты труда на 1 ц молока, чел.-ч.

Если эта формула  линейна, то говорят о линейной регрессии. Линейную связь в зависимости от направления подразделяют на прямую и обратную. Прямая связь характеризуется возрастанием признака-результата с ростом признака-фактора, а обратная – снижением показателя.

Коэффициент регрессии  показывает, как изменяется результативный показатель при увеличении факторного на единицу. [3,стр.65]

      Подставив полученные значения коэффициентов регрессии в уравнение множественной регрессии, получим уравнение следующего вида:

                    Y = 729,03 + 2,58 х1 + 2,22 х2

Из данного уравнения  можно сделать вывод, что при увеличении удоя на 1 корову на 1 ц, при неизменных затратах труда, себестоимость 1 ц увеличивается на 2,58 руб., а с увеличением затрат труда на 1 ц, при неизменном удое, себестоимость 1 ц, увеличивается на 2,22 руб.

      Коэффициент корреляции отражает направленность и тесноту связи между  признаками. С помощью анализа данных получаем следующие значения:

ryx1=0,135;

ryx2 = 0,099;

rx1x2 = -0,182;

Данные коэффициенты парной корреляции показывают, на прямую и слабую связь удоя на 1 корову и  себестоимости 1 ц молока и прямую и слабую связь затрат труда на 1 ц молока и себестоимостью. Также можно говорить об обратной и слабой межфакторной зависимости, т.к. rx1x2 = 0,597 . 

        Наряду с коэффициентами регрессии рассчитаем также относительный показатель связи – коэффициент эластичности:

Э1 = 0,11 %. Это означает, что с увеличением удоя на 1 корову на 1% себестоимость 1 ц молока увеличивается  на 0,11 % при фиксированном значение затрат труда;

Э2 = 0,02 %. Он показывает, что с увеличением затрат труда на 1 ц молока на 1%, себестоимость 1 ц молока увеличивается на  0,02 % при неизменном значение удоя на 1 корову.

Коэффициент детерминации D = 19% , значит 19%  вариации результата объясняется вариацией представленных в модели факторов, а остальные 81%, приходятся на влияние других факторов, не включенных в модель.

        Чтобы оценить силу влияния факторных признаков на изменение результативного, необходимо рассмотреть b-коэффициенты.

В данном исследовании b-коэффициенты имеют следующие значения:

b1 = 0,18;

Информация о работе Экономико-статистический анализ производства и реализации молока в ЗАО «Заря» Лысковского района Нижегородской области