Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа
Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.
В данной курсовой работе рассмотрено значение статистических таблиц в экономике, так как статистические таблицы позволяют решать многие задачи при изучении изменения явлений во времени, структуры явлений и их взаимосвязей.
Введение……………………………………………………………….…………..4
1. Статистические таблицы………………………………………………………5
1.1. Понятие и элементы статистической таблицы …...……………………..5
1.2. Виды таблиц по характеру подлежащего……….………………………..7
1.3. Виды таблиц по характеру сказуемого……………….…………………..9
1.4. Чтение и анализ таблицы …………………………………………..……11
1.5. Таблицы и матрицы………………………………………………………13
1.6. Таблицы сопряженности……………………………………...………….14
2. Практическая часть…………………………………………………………16
2.1. Задача 1. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения………………………………………………………………………………...16
2.1.1. Аналитическая группировка……………………………………………..19
2.1.2. Типологическая группировка…………………………………….............21
2.1.3. Структурная группировка……………….………………………..............23
2.2. Выявление и измерение сезонных колебаний……….…………………26
Задача 2…………………………………………………………………………...28
2.3. Анализ рядов динамики…………………………………...……………..33
Задача 3…………………………………………………………………………...34
2.4. Статистика себестоимости перевозок грузов и пассажиров…………..39
Задача 4…………………………………………………………………………...40
2.5. Индексы и их применение…………………...…………………………..50
Задача 5…………………………………………………………………………...51
Заключение………………………………………………………...……………..58
Список литературы……………………………………………...……………….59
Таблица 5
Таблица со сложной разработкой показателя сказуемого
Отделения |
Численность студентов, чел. |
В том числе | |||||||
мужчины |
женщины | ||||||||
Всего |
из них в возрасте, лет |
Всего |
из них в возрасте, лет | ||||||
до 20 |
20-23 |
23 и более |
до 20 |
20-23 |
23 и более | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Дневное |
1200 |
400 |
260 |
50 |
90 |
800 |
600 |
70 |
130 |
Вечернее |
800 |
300 |
110 |
80 |
110 |
500 |
210 |
100 |
190 |
Всего |
2000 |
700 |
370 |
130 |
200 |
1300 |
810 |
170 |
320 |
Сказуемое этой таблицы не только характеризует распределение студентов по каждому из двух выделенных признаков, но и позволяет изучить состав каждой группы, выделенной по одному признаку - полу, по другому признаку - возрасту студентов, т.е. имеет место комбинирование двух признаков.
Следовательно, таблицы со сложной разработкой показателей сказуемого обеспечивают более широкие возможности для анализа изучаемых показателей и взаимосвязей между ними. Простую и сложную разработку показателей сказуемого может иметь таблица любого вида: простая, групповая, комбинационная [3].
1.4 Чтение и анализ таблицы
Анализу статистических таблиц предшествует этап ознакомления - их чтение. Чтение и анализ таблиц должны осуществляться не хаотично, а в определенной последовательности.
Чтение предполагает, что исследователь, прочитав слова и числа таблицы, усвоил ее содержание, сформулировал первые суждения об объекте, уяснил назначение таблицы, понял ее содержание в целом, дал оценку явлению или процессу, описанному в таблице.
Анализ таблицы как метод научного исследования путем разбиения предмета изучения на части делится на структурный и содержательный.
Структурный анализ предполагает анализ строения таблицы, характеристику представленных в таблице:
Содержательный анализ предполагает изучение внутреннего содержания таблицы:
Прежде
чем приступать к анализу числовой
информации, необходимо проверить ее
достоверность и научную
Анализ данных таблиц производится по каждому признаку в отдельности, затем в логико - экономическом сочетании всей совокупности признаков в целом.
Анализ отдельных признаков и групп необходимо начинать с изучения абсолютных, затем - связанных с ними относительных величин. При анализе данных следует рассматривать динамику каждого признака за весь период, переходя при этом от одного к другому.
Анализ таблиц может быть дополнен расчетными относительными и средними величинами, если этого требуют задачи исследования [2].
Для получения более полного и наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах по данным статистических таблиц строятся графики, диаграммы и т.д.
Анализ
групповых и комбинационных таблиц
позволяет охарактеризовать типы социально
- экономических явлений, структуру
совокупности, соотношения и пропорции
между отдельными группами и единицами
наблюдения; выявить характер и направление
взаимосвязей и взаимозависимостей
между различными, определенными
логикой экономического анализа, сочетаниями
признаков и зависимости
Соблюдение
правил и последовательности работы
со статистическими таблицами
Матрицей называется прямоугольная таблица числовой информации, состоящая из m строк и n столбцов. Таким образом, матрица имеет размерность m x n:
А = |
а11 а12 … а1n а21 а22 … a2n … … … … аm1 аm2 … amn |
(1)
где аij – элемент матрицы, стоящей на пересечении i-й строки и J-го столбца
Различают два вида матриц:
Квадратная матрица порядка n называется диагональной (Д), если все элементы, стоящие вне главной диагонали (d1, d2, …, dn), равны нулю.
Д = |
d1 0 … 0 0 d2 … 0 … … … … 0 0 … dn |
(2)
Если в диагональной матрице Д все di = 1, то матрица называется единичной, при di = 0 - нулевой.
Матрицы
и анализ явлений и процессов
на их основе составляют базу матричного
моделирования и позволяют
Таблицы - матрицы широко применяются на практике, например в экономике в виде балансово – нормативных моделей, отражающих соотношение результатов производства, нормативов производственных затрат и т.д. Успешно используют матрицы и в межотраслевом балансе, системе национального счетоводства и т.д. [1].
Таблицей сопряженности называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику изучаемой совокупности по двум и более атрибутивным (качественным) признакам или комбинации количественных и атрибутивных признаков. Таблицы сопряженности получили наибольшее распространение при изучении социальных явлений и процессов: общественного мнения, уровня и образа жизни, общественно – политического строя и т.д.
Наиболее простым видом таблиц сопряженности является таблица частот 2 х 2 (см. табл.6).
Таблица 6
Общая схема таблицы частот 2 х 2
В1 |
В2 |
Всего | |
А1 |
f11 |
f12 |
f10 |
А2 |
f21 |
f22 |
f20 |
Всего |
f01 |
f02 |
f00 |
Построение данной таблицы исходит из предложения, что ответы респондентов или анализируемые атрибутивные признаки будут принимать только два значения А1 и А2, В1 и В2. Внутреннее цифровое наполнение таблицы представляют частоты (fij), обладающие одновременно i-м (i = 1,2) значением одного (Ai) и j-м (j = 1,2) значением (Bj) другого качественного признака.
Итоговая графа и строка содержат информацию о количественном распределении совокупности соответственно по А и В атрибутивным признакам.
Для более полного описание и анализа явлений и процессов, характеризующихся атрибутивными признаками, используются таблицы сопряженности большей размерности: i x j, где i = 1,2, …, к – число вариантов значений (например, ответов респондентов и т.д.) одного признака (например, признака А); j = 1, 2, …, n – число вариантов значений другого признака (В) (см. табл. 7).
Таблица 7
Общая схема таблицы сопряженности большей размерности
В1 |
В2 |
… |
Bj |
Всего | |
А1 |
f11 |
f12 |
… |
f1j |
f10 |
А2 |
f21 |
f22 |
… |
f2j |
f20 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Аi |
fi1 |
fi2 |
… |
fij |
fi0 |
Принцип взаимной сопряженности наиболее эффективен при выявлении и оценке взаимосвязей и взаимозависимостей между социальными явлениями и процессами [3].
2. Практическая часть
2.1.Сводка и группировка
Сводка представляет собой второй этап статистического исследования. Целью сводки является получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности.
Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.
Существует три основных типа группировок: аналитическая, типологическая и структурная.
Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей).
Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги [6].
Задача 1
Условие задачи:
По представленным
данным определить общие параметры
стоимости основных производственных
фондов (ОПФ) и величину дохода каждого
АТП. По результатам расчетов произвести
аналитическую, типологическую и структурную
группировки. Результаты представить
в табличной форме и
Номер АТП |
Среднесписочная численность Nсп i , чел. |
Фондовооруженность рабочих Фi, тыс. руб./чел. |
Среднегодовая выработка на одного работника, Wi, тыс.руб./чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
408 |
36,5 |
86,2 |
2 |
173 |
37,6 |
63,5 |
3 |
220 |
38,9 |
68,9 |
4 |
380 |
20,1 |
57,6 |
5 |
710 |
50,3 |
46,5 |
6 |
805 |
42,1 |
75,3 |
7 |
390 |
24,3 |
75,2 |
8 |
1000 |
20,7 |
51,5 |
9 |
980 |
32,1 |
91,2 |
10 |
100 |
57,5 |
94,7 |
11 |
580 |
43,9 |
66,3 |
12 |
400 |
39,1 |
57,7 |
13 |
178 |
40,3 |
74,1 |
14 |
579 |
47,7 |
56,7 |
15 |
451 |
46,2 |
66,1 |
16 |
561 |
36,6 |
78,7 |
17 |
93 |
51,1 |
63,1 |
18 |
400 |
40,7 |
84,5 |