Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа
Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.
В данной курсовой работе рассмотрено значение статистических таблиц в экономике, так как статистические таблицы позволяют решать многие задачи при изучении изменения явлений во времени, структуры явлений и их взаимосвязей.
Введение……………………………………………………………….…………..4
1. Статистические таблицы………………………………………………………5
1.1. Понятие и элементы статистической таблицы …...……………………..5
1.2. Виды таблиц по характеру подлежащего……….………………………..7
1.3. Виды таблиц по характеру сказуемого……………….…………………..9
1.4. Чтение и анализ таблицы …………………………………………..……11
1.5. Таблицы и матрицы………………………………………………………13
1.6. Таблицы сопряженности……………………………………...………….14
2. Практическая часть…………………………………………………………16
2.1. Задача 1. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения………………………………………………………………………………...16
2.1.1. Аналитическая группировка……………………………………………..19
2.1.2. Типологическая группировка…………………………………….............21
2.1.3. Структурная группировка……………….………………………..............23
2.2. Выявление и измерение сезонных колебаний……….…………………26
Задача 2…………………………………………………………………………...28
2.3. Анализ рядов динамики…………………………………...……………..33
Задача 3…………………………………………………………………………...34
2.4. Статистика себестоимости перевозок грузов и пассажиров…………..39
Задача 4…………………………………………………………………………...40
2.5. Индексы и их применение…………………...…………………………..50
Задача 5…………………………………………………………………………...51
Заключение………………………………………………………...……………..58
Список литературы……………………………………………...……………….59
1) выявление специфики развития изучаемого явления во внутренне годовой динамике;
2) измерение
сезонных колебаний изучаемого
явления с построением модели
сезонной волны.
Для
выявления сезонных колебаний обычно
берутся данные за несколько последних
лет, распределённые по определённым внутригодовым
периодам.
Для
измерения сезонных колебаний исчисляются
специальные статистические показатели,
которые называются индексами сезонности
(Is) и совокупность которых отражает сезонную
волну.
Для вычисления индексов сезонности применяются
различные методы.
В общем виде индексы сезонности
определяются отношением исходных (фактических)
уровней первоначального ряда (y) к расчётным
(теоретическим) уровням, выступающим
в качестве базы сравнения.
Таким образом,
в целях оптимального распределения
ресурсов, планирования и управления
транспортным процессом необходимо
анализировать распределение
Задача 2
Условие задачи:
В таблице 6 представлены данные о среднемесячных объемах перевозок грузов АТП. По данным за три года определить основную тенденцию неравномерности. Изобразить графически сезонную волну. По результатам расчетов сформулировать выводы и дать рекомендации.
Таблица 13
Среднемесячные объемы перевозок грузов автотранспортным предприятием по годам , т
Месяц |
Годы | ||
2007 |
2008 |
2009 | |
Январь |
46242 |
42936 |
44183 |
Февраль |
44810 |
45631 |
43129 |
Март |
43111 |
46839 |
43789 |
Апрель |
45827 |
48115 |
44925 |
Май |
49682 |
47816 |
46812 |
Июнь |
52119 |
49424 |
48110 |
Июль |
54723 |
53829 |
50017 |
Август |
59475 |
57917 |
54243 |
Сентябрь |
60197 |
59600 |
61829 |
Октябрь |
56815 |
54128 |
56243 |
Ноябрь |
45637 |
46200 |
50110 |
Декабрь |
44438 |
49180 |
51816 |
Определим среднесуточный объем перевозок по формуле:
Qсут ij = Qмес ij/Дк ij,, (7)
где Qмес ij - среднемесячный объем перевозок i-месяца j-года;
Дк ij - дни календарные i-го месяца j-го года.
Пример расчета:
Qсут17=46242/31=1491,7
Qсут18=42936/31=1385
Qсут19=44183/31=1425,2
Qсут27=44810/28=1600,3
Qсут28=45631/28=1629,6
Qсут29=43129/28=1540,3
Определим среднесуточный объем перевозок для каждого месяца по данным за три года:
<Yi> = (Qi1 + Qi2 + Qi3)/3, (8)
где Qi1, Qi2, Qi3 – объемы перевозок i-го месяца за 1, 2, 3 год соответственно.
Пример расчета:
<Y1>=(1491,7+1385+1425,3)/3=14
<Y2>=(1600,4+1629,7+1540,3)/3=
Результаты расчетов представить в таблице 14.
Таблица 14
Среднесуточные объемы перевозок грузов АТП по годам, т.
Месяц |
Количество |
Годы |
<Yi> | ||
дней в месяце |
2007 |
2008 |
2009 | ||
Январь |
31 |
46242 |
42936 |
44183 |
1434,0 |
Февраль |
28 |
44810 |
45631 |
43129 |
1590,1 |
Март |
31 |
43111 |
46839 |
43789 |
1438,1 |
Апрель |
30 |
45827 |
48115 |
44925 |
1543,0 |
Май |
31 |
49682 |
47816 |
46812 |
1551,7 |
Июнь |
30 |
52119 |
49424 |
48110 |
1662,8 |
Июль |
31 |
54723 |
53829 |
50017 |
1705,0 |
Август |
31 |
59475 |
57917 |
54243 |
1845,5 |
Сентябрь |
30 |
60197 |
59600 |
61829 |
2018,1 |
Октябрь |
31 |
56815 |
54128 |
56243 |
1797,7 |
Ноябрь |
30 |
45637 |
46200 |
50110 |
1577,2 |
Декабрь |
31 |
44438 |
49180 |
51816 |
1563,8 |
На основании данных таблицы построим график зависимости среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения каждого года.
Рис.6 - Зависимость среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения для 2007, 2008 и 2009 годов
Вывод: по данным, наглядно изображенным на рисунке 6, можно сделать вывод, что наибольший объем перевозок в 2007,2008 и 2009 годах наблюдался в сентябре, а наименьший в январе и марте. Данное распределение потребностей в транспортных услугах характеризует сезонность осуществления перевозок в России – наибольший объем всегда приходиться на сентябрь, что связано с окончанием летнего сезона, сбором урожая в сельскохозяйственной промышленности. Упадок января и марта можно связать с плохими погодными условиями для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.
Для построения сезонной волны рассчитаем индексы сезонности по формуле
Is = (<Yi>/Y0)*100%, (9)
где Y0 – общая среднесуточная величина за исследуемый период, определяется как средневзвешенная арифметическая из среднесуточных объемов по месяцам за три года.
Y0 = (å<Yi>*Дкi)/Дк, (10)
где Дк – дни календарные за год (Дк = 365).
Y0 = (1434,0*31 + 1590,1*28 + 1438,1 *31 + 1543 * 30 + 1551,7*31 + 1662,8 *30 + 1705* 31 + 1845,5 * 31 + 2018,1*30 + 1797,7* 31 + 1577,2* 30 + 1563,8*31 ) / 365=1643,7
Yo=1643,7
Пример расчета индекса сезонности:
Is = (<Yi>/Y0)*100%
Is = (1434,0/1643,7)*100%=87,2%
Is = (1590,1/1643,7)*100% =96,7%
Is = (1438,1 /1643,7)*100% =87,4%
Полученные данные сведем в таблицу «Значение индексов сезонности».
Таблица 15
Значение индексов сезонности
Месяц |
Индекс сезонности, % |
Январь |
87,2 |
Февраль |
96,7 |
Март |
87,4 |
Апрель |
93,8 |
Май |
94,4 |
Июнь |
101,1 |
Июль |
103,7 |
Август |
122,2 |
Сентябрь |
122,7 |
Октябрь |
109,3 |
Ноябрь |
95,9 |
Декабрь |
95,1 |
На основании данных таблицы 15 построим график сезонной волны:
Рис.7 - График сезонной волны
Вывод: график
сезонной волны представляет собой
ломанную линию, не имеющую каких-либо
прямых зависимостей. Четко видно, что
начиная с марта месяца значение
индекса сезонности постепенно начинает
повышаться, достигая своей вершины
в сентябре, после чего происходит
резкий спад. Это характеризует
Исходя из всего вышеописанного, можно сказать, что объемы перевозок грузов имеют сезонный характер, в следствии этого грузовым перевозчикам нужно учитывать этот факт в своих бизнес-планах, умело перераспределять производственные резервы, чтобы в течении всего года находится на определенном уровне, иметь стабильный доход, так как равномерное распределение объемов перевозок грузов по месяцам невозможно.
2.3. Анализ рядов динамики
Изменение социально-экономических явлений во времени изучается статистикой методом построения и анализа динамических рядов. Ряды динамики - это значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.
Каждый динамический ряд содержит две составляющие:
1) показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни или даты);
2) показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды или на соответствующие даты, которые называют уровнями ряда.
Анализ рядов динамики - изучение, научное исследование изменения уровней ряда в целях выявления закономерностей его изменения во времени. Основной предпосылкой анализа рядов динамики является их сопоставимость. Статистические данные должны быть сопоставимы прежде всего во времени.
При анализе рядов динамики исчисляют следующие показатели: темпы динамики; абсолютные приросты; темпы прироста; абсолютную величину одного процента прироста (%).
Темпы динамики - это отношение уровней ряда одного периода к другому. В ряду динамики темпы могут быть исчислены как базисные и как цепные. В обоих случаях темпы могут быть выражены в виде коэффициентов и процентов.
Абсолютный прирост
Для обобщенной
Задача 3
По данным об объемах перевозок грузов автомобильным транспортом региона за 1997-2010г. определить основную тенденцию развития ряда динамики с помощью метода скользящей средней аналитического выравнивания.
Изобразить
графически на основании полученных
результатов трендовую
Таблица 16
Среднегодовые объемы перевозок автомобильным транспортом за 1997 - 2010 г.
Год |
Объем перевозок |
Год |
Объем перевозок |
1997 |
45239 |
2004 |
57311 |
1998 |
46432 |
2005 |
58293 |
1999 |
48211 |
2006 |
60247 |
2000 |
47897 |
2007 |
64210 |
2001 |
49561 |
2008 |
65821 |
2002 |
52813 |
2009 |
65854 |
2003 |
54226 |
2010 |
65101 |
Рис. 8. Фактические объемы перевозок грузов АТ региона 1997 – 2010гг.
Так как фактические уровни ряда динамика, изображенного на рис.8 представляют собой ломаную линию, отражающую как основную тенденцию развития, так и различные отклонения (например, сезонные колебания), то для того, чтобы четко проследить тенденцию динамики, необходимо выровнять эту ломаную линию.