Курсовая работа по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.
В данной курсовой работе рассмотрено значение статистических таблиц в экономике, так как статистические таблицы позволяют решать многие задачи при изучении изменения явлений во времени, структуры явлений и их взаимосвязей.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..4
1. Статистические таблицы………………………………………………………5
1.1. Понятие и элементы статистической таблицы …...……………………..5
1.2. Виды таблиц по характеру подлежащего……….………………………..7
1.3. Виды таблиц по характеру сказуемого……………….…………………..9
1.4. Чтение и анализ таблицы …………………………………………..……11
1.5. Таблицы и матрицы………………………………………………………13
1.6. Таблицы сопряженности……………………………………...………….14
2. Практическая часть…………………………………………………………16
2.1. Задача 1. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения………………………………………………………………………………...16
2.1.1. Аналитическая группировка……………………………………………..19
2.1.2. Типологическая группировка…………………………………….............21
2.1.3. Структурная группировка……………….………………………..............23
2.2. Выявление и измерение сезонных колебаний……….…………………26
Задача 2…………………………………………………………………………...28
2.3. Анализ рядов динамики…………………………………...……………..33
Задача 3…………………………………………………………………………...34
2.4. Статистика себестоимости перевозок грузов и пассажиров…………..39
Задача 4…………………………………………………………………………...40
2.5. Индексы и их применение…………………...…………………………..50
Задача 5…………………………………………………………………………...51
Заключение………………………………………………………...……………..58
Список литературы……………………………………………...……………….59

Работа состоит из  1 файл

курсовая по статистике.docx

— 434.36 Кб (Скачать документ)

1) выявление  специфики развития изучаемого  явления во внутренне годовой  динамике;

2) измерение  сезонных колебаний изучаемого  явления с построением модели  сезонной волны. 
           Для выявления сезонных колебаний обычно берутся данные за несколько последних лет, распределённые по определённым внутригодовым периодам. 
           Для измерения сезонных колебаний исчисляются специальные статистические показатели, которые называются индексами сезонности (Is) и совокупность которых отражает сезонную волну. 
Для вычисления индексов сезонности применяются различные методы. 
В общем виде индексы сезонности определяются отношением исходных (фактических) уровней первоначального ряда (y) к расчётным (теоретическим) уровням, выступающим в качестве базы сравнения.

Таким образом, в целях оптимального распределения  ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам  и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок  по месяцам года используют индексы  сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти  данные используются для создания и  перераспределения производственных резервов.

 

 

 

Задача 2

 

Условие задачи:

В таблице 6 представлены данные  о среднемесячных объемах перевозок грузов АТП. По данным за три года определить основную тенденцию неравномерности. Изобразить графически сезонную волну. По результатам расчетов сформулировать выводы и дать рекомендации.

Таблица 13

Среднемесячные  объемы перевозок грузов автотранспортным предприятием по годам , т

 

Месяц 

Годы

2007

2008

2009

Январь

46242

42936

44183

Февраль

44810

45631

43129

Март

43111

46839

43789

Апрель

45827

48115

44925

Май

49682

47816

46812

Июнь

52119

49424

48110

Июль

54723

53829

50017

Август

59475

57917

54243

Сентябрь

60197

59600

61829

Октябрь

56815

54128

56243

Ноябрь

45637

46200

50110

Декабрь

44438

49180

51816


 

Определим среднесуточный объем перевозок  по формуле:

 

Qсут ij = Qмес ijк ij,,  (7)

 

где Qмес ij - среднемесячный объем перевозок i-месяца j-года;

 Дк ij - дни календарные i-го месяца j-го года.

Пример  расчета:

Qсут17=46242/31=1491,7

Qсут18=42936/31=1385

Qсут19=44183/31=1425,2

Qсут27=44810/28=1600,3

Qсут28=45631/28=1629,6

Qсут29=43129/28=1540,3

 

Определим среднесуточный объем перевозок  для каждого месяца по данным за три года:

 

<Yi> = (Qi1 + Qi2 + Qi3)/3, (8)

где Qi1, Qi2, Qi3 – объемы  перевозок i-го месяца за 1, 2, 3 год соответственно.

Пример  расчета:

<Y1>=(1491,7+1385+1425,3)/3=1434

<Y2>=(1600,4+1629,7+1540,3)/3=1590,1

 

Результаты  расчетов представить в таблице  14.

Таблица 14

Среднесуточные  объемы перевозок грузов АТП по годам, т.

Месяц

Количество

Годы

<Yi>

дней в месяце

2007

2008

2009

Январь

31

46242

42936

44183

1434,0

Февраль

28

44810

45631

43129

1590,1

Март

31

43111

46839

43789

1438,1

Апрель

30

45827

48115

44925

1543,0

Май

31

49682

47816

46812

1551,7

Июнь

30

52119

49424

48110

1662,8

Июль

31

54723

53829

50017

1705,0

Август

31

59475

57917

54243

1845,5

Сентябрь

30

60197

59600

61829

2018,1

Октябрь

31

56815

54128

56243

1797,7

Ноябрь

30

45637

46200

50110

1577,2

Декабрь

31

44438

49180

51816

1563,8


 

На основании  данных таблицы построим график зависимости  среднесуточного объема перевозок  от месяца выполнения каждого года.

Рис.6 - Зависимость среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения для 2007, 2008 и 2009 годов

Вывод: по данным, наглядно изображенным на рисунке 6, можно сделать вывод, что наибольший объем перевозок в 2007,2008 и 2009 годах наблюдался в сентябре, а наименьший в январе и марте. Данное распределение потребностей в транспортных услугах характеризует сезонность осуществления перевозок в России – наибольший объем всегда приходиться на сентябрь, что связано с окончанием летнего сезона, сбором урожая в сельскохозяйственной промышленности. Упадок января и марта можно связать с плохими погодными условиями для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.

Для построения сезонной волны рассчитаем индексы  сезонности по формуле

 

Is = (<Yi>/Y0)*100%, (9)

 

 где Y0 – общая среднесуточная величина за исследуемый период, определяется как средневзвешенная арифметическая из среднесуточных объемов по месяцам за три года.

 

Y0 = (å<Yi>*Дкi)/Дк, (10)

 

где Дк – дни календарные за год (Дк = 365).

 

Y0 = (1434,0*31 + 1590,1*28 + 1438,1 *31 + 1543 * 30 + 1551,7*31 + 1662,8 *30 + 1705* 31 + 1845,5 * 31 + 2018,1*30 + 1797,7* 31 + 1577,2* 30 + 1563,8*31 ) / 365=1643,7                   

Yo=1643,7

 

Пример  расчета индекса сезонности:

Is = (<Yi>/Y0)*100%

Is = (1434,0/1643,7)*100%=87,2%

Is = (1590,1/1643,7)*100% =96,7%

Is = (1438,1 /1643,7)*100% =87,4%

Полученные данные сведем в таблицу  «Значение индексов сезонности».

Таблица 15

Значение  индексов сезонности

Месяц

Индекс сезонности, %

Январь

87,2

Февраль

96,7

Март

87,4

Апрель

93,8

Май

94,4

Июнь

101,1

Июль

103,7

Август

122,2

Сентябрь

122,7

Октябрь

109,3

Ноябрь

95,9

Декабрь

95,1


 

На основании  данных таблицы 15 построим график сезонной волны: 

Рис.7 - График сезонной волны

 

Вывод: график сезонной волны представляет собой  ломанную линию, не имеющую каких-либо прямых зависимостей. Четко видно, что  начиная с марта месяца значение индекса сезонности постепенно начинает повышаться, достигая своей вершины  в сентябре, после чего происходит резкий спад. Это характеризует неравномерность  объема перевозки по месяцам года. Данный скачок связан с тем, что начиная с марта месяца производство, особенно сельскохозяйственное, начинает «оживать», достигая своего апогея в сентябре – это время сбора урожая и его переработки. Последующий спад объясняется наступлением холодов, что неуклонно влечет за собой уменьшение объемов перевозок.

Исходя  из всего вышеописанного, можно сказать, что объемы перевозок грузов имеют  сезонный характер, в следствии этого  грузовым перевозчикам нужно учитывать  этот факт в своих бизнес-планах, умело перераспределять производственные резервы, чтобы в течении всего  года находится на определенном уровне, иметь стабильный доход, так как  равномерное распределение объемов перевозок грузов по месяцам невозможно.

 

 

 

2.3. Анализ  рядов динамики

 

Изменение социально-экономических  явлений во времени изучается  статистикой методом построения и анализа динамических рядов. Ряды динамики - это значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.

Каждый динамический ряд содержит две составляющие:

1) показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни или даты);

2) показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды или на соответствующие даты, которые называют уровнями ряда.

Анализ рядов динамики - изучение, научное исследование изменения уровней ряда в целях выявления закономерностей его изменения во времени. Основной предпосылкой анализа рядов динамики является их сопоставимость. Статистические данные должны быть сопоставимы прежде всего во времени.

 При анализе рядов динамики исчисляют следующие показатели: темпы динамики; абсолютные приросты; темпы прироста; абсолютную величину одного процента прироста (%).

Темпы динамики - это отношение  уровней ряда одного периода к  другому. В ряду динамики темпы могут  быть исчислены как базисные и  как цепные. В обоих случаях  темпы могут быть выражены в виде коэффициентов и процентов.

 Абсолютный прирост исчисляется  как разность уровней ряда  и выражается в единице измерения  показателя ряда. Относительную  оценку значения абсолютного  прироста по сравнению с первоначальным  уровнем дают показатели темпа  прироста. Их выражают в процентах  и исчисляют путем деления  абсолютного прироста, умноженного  на 100, на величину первоначального уровня. Абсолютное значение 1% прироста - частное от деления абсолютного прироста на темп прироста.

 Для обобщенной характеристики  интенсивности развития за длительный  период исчисляют средние (обычно  среднегодовые) темпы прироста  и динамики [6].

 

Задача 3

 

По данным  об объемах перевозок грузов автомобильным  транспортом региона за 1997-2010г. определить основную тенденцию развития ряда динамики с помощью метода  скользящей средней аналитического выравнивания.

Изобразить  графически на основании полученных результатов трендовую характеристику и эмпирические данные ряда динамики. Сформулировать выводы о характере  общей тенденции.

Таблица 16

Среднегодовые объемы перевозок автомобильным транспортом за 1997 - 2010 г.

Год

Объем перевозок

Год

Объем перевозок

1997

45239

2004

57311

1998

46432

2005

58293

1999

48211

2006

60247

2000

47897

2007

64210

2001

49561

2008

65821

2002

52813

2009

65854

2003

54226

2010

65101


 

Рис. 8. Фактические объемы перевозок грузов АТ региона 1997 – 2010гг.

Так как  фактические уровни ряда динамика, изображенного на рис.8 представляют собой ломаную линию, отражающую как основную тенденцию развития, так и различные отклонения (например, сезонные колебания), то для того, чтобы четко проследить тенденцию динамики, необходимо выровнять эту ломаную линию.

Информация о работе Курсовая работа по "Статистике"