Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание

Изучение статистических совокупностей, состоящих из множеств единиц, связано с большими трудовыми и материальными затратами.

С давних пор представлялось заманчивым не изучать все единицы совокупности, а отобрать лишь некоторую часть, по которой можно было бы судить о свойствах всей совокупности в целом. Попытки такого рода делались еще в ХVII в.

Содержание

1. Введение
2.1. Понятие выборочного наблюдения
2.2. Ошибки выборочного наблюдения
2.3. Определение необходимого объема выборки
3. Задачи

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

    Возможные расхождения между характеристиками выборочной и генеральной совокупности измеряются средней ошибкой выборки m. В математической статистике доказывается, что значения средней ошибки выборки определяются по формуле:

               , при случайном повторном отборе

    При бесповторном отборе:

     .

    Если  n достаточно велико, то отношение n/n-1 близко к единице.

Для  практики выборочных исследований важно, что средняя ошибка выборки применяется для установления предела отклонений характеристик выборки из соответствующих показателей генеральной совокупности небезотносительно. Лишь с определенной степенью вероятности можно утверждать, что эти отклонения не превысят величины t × m, которая в статистике называется предельной ошибкой выборки.

    Предельная  ошибка выборки D связана со средней ошибкой выборки m отношением: D = t × m

    При этом t как коэффициент доверия средней ошибки выборки зависит от вероятности, с которой гарантируется величина предельной ошибки выборки.

    Если  в формулу подставить конкретное содержание m, то расчет предельной ошибки выборки при бесповторном отборе можно записать следующими алгоритмами:

    а) доля альтернативного признака:

     w=t при повторной выборке,

     w=t при бесповторной.

    б) средняя величина количественного признака:

                  Dх = t

 

2.3. Определение  необходимого объема выборки

 

    При организации выборочного обследования следует иметь в виду, что размер ошибки выборки прежде всего зависит  от численности выборочной совокупности n. Средняя ошибка выборки обратно пропорциональна Ö n, т.е. при увеличении, например, численности выборки в четыре раза ее ошибки уменьшатся вдвое.

          Пример, отбираем из генеральной совокупности не 5 %, а, например, 20 % готовой продукции. Численность  выборки n будет равна 400 шт. Тогда при условии, что sw = 15,4 г, размер ошибки для выборочной средней при повторном отборе составит:  

               15,42

    mх =   -------- = ± 0,17 г.

                    400

    Увеличивая  численность выборки, можно довести  ее ошибку до сколь угодно малых размеров. Можно представить, что при доведении n до размеров N ошибка выборки m становится равной нулю. Но так как при проведении выборочных обследований в торговле определение характеристик выборки в ряде случаев сопровождается разрушением обследуемых образцов, то нормы отбора проб в выборку должны быть минимальными. Это сообразуется с основным преимуществом несплошного наблюдения: получением необходимой информации с минимальными затратами времени и труда. Поэтому вопрос об оптимальной численности выборки имеет важное практическое значение. Повышение процента выборки, как правило, ведет к увеличению объема исследовательской работы, вызывает дополнительные затраты труда и материальных средств. Но, с другой стороны, если в выборку взять недостаточное количество проб (образцов), то результаты исследования могут содержать большие погрешности. Все это необходимо учитывать при организации выборочного обследования.

    Определение необходимой численности выборки  основывается на формуле предельной ошибки выборки. Так, применительно к формуле:

      

    объем необходимой выборки можно получить путем преобразований, решая это  неравенство относительно n.

      

    Отсюда  необходимая численность выборки  при расчете средней величины количественного признака (назовем  ее nх) выразится так:

              t2 sх2         

    nх = ----------

                Dх2

    Также выводят формулу для расчета  численности выборки при выборочном обследовании доли альтернативного признака (nw):

                  w (1 - w)                                    t2  w (1 - w)         

    Dw2 = t2 ------------       отсюда      nw = -----------------

                        n                                                Dw2                

    Вывод формул для определения численности  выборки при бесповторном отборе аналогичен. Здесь также преобразования сводятся к определению значения n из формул.

    Конечный  результат для бесповторного  отбора будет таким:

    а) для доли альтернативного признака:

                 N t2 w (1 - w)

    nw = -------------------------

             N Dw2 + t2 w (1 - w) 

    б) для средней величины количественного  признака:

                  N t2 sх2         

    nх = ------------------- .

             N Dх2 + t2 sх2 

    Практика

Имеются следующие выборочные данные по 30 туристическим  фирмам (выборка 10%-ная механическая) о затратах на рекламу и численности туристов, воспользовавшихся услугами туристической фирмы:

                           Таблица 1

Исходные  данные

Номер фирмы п/п Общие затраты на рекламу, тыс.руб. Численность туристов, воспользовавшихся услугами туристической  фирмы Номер фирмы п/п Общие затраты на рекламу, тыс.руб. Численность туристов, воспользовавшихся услугами туристической  фирмы
1 212,8 889 16 290,8 978
2 160,4 662 17 302 1054
3 347,5 1066 18 299,6 1097
4 122,6 634 19 333,6 1190
5 252,6 864 20 209,5 873
6 444,9 1387 21 454,6 1406
7 357,8 1298 22 314,9 1293
8 278,9 1105 23 257,7 902
9 350,6 1194 24 278,3 950
10 302,2 1006 25 199,6 778
11 289,6 988 26 319,6 1049
12 189,5 887 27 296,6 992
13 265,6 903 28 315,7 1127
14 404,0 1248 29 201,4 755
15 324,8 1157 30 256,2 808
 

    Задание 1

    По  исходным данным:

  1. Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку – общие затраты на рекламу, образовав 5 групп с равными интервалами.
  2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

    Сделайте  выводы по результатам выполнения задания. 

Выполнение  Задания 1.1

      Целью выполнения данного  Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности тур.фирм путем построения и анализа статистического ряда распределения по признаку общие затраты на рекламу.

    1. Построение интервального ряда распределения фирм

Для построения интервального ряда распределения  определяем величину интервала  h по формуле:

                             ,    (1)

где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.

       Определение величины интервала по формуле (1) при  заданных k = 5,           xmax = 454,6 тыс.руб., xmin = 122,6 тыс. руб.:

      При h = 66,4 тыс.руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):

                           Таблица 2

Номер группы Нижняя граница, чел. Верхняя граница, чел.
1 122,6 189
2 189 255,4
3 255,4 321,8
4 321,8 388,2
5 388,2 454,6
 
 

      Определяем  число фирм, входящих в каждую группу, используя принцип полуоткрытого интервала [ ), согласно которому фирмы со значениями признаков, которые служат одновременно верхними и нижними границами смежных интервалов, будем относить ко второму из смежных интервалов. Для определения числа фирм в каждой группе строим разработочную    таблицу 3.

           Таблица 3

Разработочная таблица для построения интервального  ряда распределения и аналитической  группировки

Группы  фирм по общим затратам на рекламу Номер Общие затраты  на рекламу, тыс.руб. Численность туристов, воспользовавшихся услугами туристической  фирмы, чел.
1 2 3 4
122,6-189 4 122,6 634
  2 160,4 662
Всего 2 283 1296
189-255,4 12 189,5 887
  25 199,6 889
  29 201,4 864
  20 209,5 873
  1 212,8 778
  5 252,6 755
Всего 6 1265,4 5046
255,4-321,8 30 256,2 1127
  23 257,7 1049
  13 265,6 992
  24 278,3 808
  8 278,9 1105
  11 289,6 1006
  16 290,8 988
  27 296,6 903
  18 299,6 978
  17 302 1054
  10 302,2 1097
  22 314,9 1293
  28 315,7 902
  26 319,6 950
Всего 14 4067,7 14252
321,8-388,2 15 324,8 1066
  19 333,6 1298
  3 347,5 1194
  9 350,6 1157
  7 357,8 1190
Всего 5 1714,3 5905
388,2-454,6 14 404 1387
  6 444,9 1248
  21 454,6 1406
Всего 3 1303,5 4041
Итого 30 8633,9 30540

Информация о работе Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка