Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Изучение статистических совокупностей, состоящих из множеств единиц, связано с большими трудовыми и материальными затратами.
С давних пор представлялось заманчивым не изучать все единицы совокупности, а отобрать лишь некоторую часть, по которой можно было бы судить о свойствах всей совокупности в целом. Попытки такого рода делались еще в ХVII в.
1. Введение
2.1. Понятие выборочного наблюдения
2.2. Ошибки выборочного наблюдения
2.3. Определение необходимого объема выборки
3. Задачи
Возможные
расхождения между
, при случайном повторном отборе
При бесповторном отборе:
.
Если n достаточно велико, то отношение n/n-1 близко к единице.
Для практики выборочных исследований важно, что средняя ошибка выборки применяется для установления предела отклонений характеристик выборки из соответствующих показателей генеральной совокупности небезотносительно. Лишь с определенной степенью вероятности можно утверждать, что эти отклонения не превысят величины t × m, которая в статистике называется предельной ошибкой выборки.
Предельная ошибка выборки D связана со средней ошибкой выборки m отношением: D = t × m
При этом t как коэффициент доверия средней ошибки выборки зависит от вероятности, с которой гарантируется величина предельной ошибки выборки.
Если в формулу подставить конкретное содержание m, то расчет предельной ошибки выборки при бесповторном отборе можно записать следующими алгоритмами:
а) доля альтернативного признака:
w=t при повторной выборке,
w=t при бесповторной.
б) средняя величина количественного признака:
Dх = t
При
организации выборочного
Пример, отбираем из генеральной совокупности не 5 %, а, например, 20 % готовой продукции. Численность выборки n будет равна 400 шт. Тогда при условии, что sw = 15,4 г, размер ошибки для выборочной средней при повторном отборе составит:
15,42
mх = -------- = ± 0,17 г.
400
Увеличивая численность выборки, можно довести ее ошибку до сколь угодно малых размеров. Можно представить, что при доведении n до размеров N ошибка выборки m становится равной нулю. Но так как при проведении выборочных обследований в торговле определение характеристик выборки в ряде случаев сопровождается разрушением обследуемых образцов, то нормы отбора проб в выборку должны быть минимальными. Это сообразуется с основным преимуществом несплошного наблюдения: получением необходимой информации с минимальными затратами времени и труда. Поэтому вопрос об оптимальной численности выборки имеет важное практическое значение. Повышение процента выборки, как правило, ведет к увеличению объема исследовательской работы, вызывает дополнительные затраты труда и материальных средств. Но, с другой стороны, если в выборку взять недостаточное количество проб (образцов), то результаты исследования могут содержать большие погрешности. Все это необходимо учитывать при организации выборочного обследования.
Определение
необходимой численности
объем
необходимой выборки можно
Отсюда
необходимая численность
t2 sх2
nх = ----------
Dх2
Также выводят формулу для расчета численности выборки при выборочном обследовании доли альтернативного признака (nw):
w (1 - w) t2 w (1 - w)
Dw2 = t2 ------------ отсюда nw = -----------------
n
Вывод формул для определения численности выборки при бесповторном отборе аналогичен. Здесь также преобразования сводятся к определению значения n из формул.
Конечный результат для бесповторного отбора будет таким:
а) для доли альтернативного признака:
N t2 w (1 - w)
nw = -------------------------
N Dw2
+ t2 w
(1 - w)
б) для средней величины количественного признака:
N t2 sх2
nх = ------------------- .
N Dх2
+ t2 sх2
Практика
Имеются следующие выборочные данные по 30 туристическим фирмам (выборка 10%-ная механическая) о затратах на рекламу и численности туристов, воспользовавшихся услугами туристической фирмы:
Таблица 1
Исходные данные
Номер фирмы п/п | Общие затраты на рекламу, тыс.руб. | Численность туристов, воспользовавшихся услугами туристической фирмы | Номер фирмы п/п | Общие затраты на рекламу, тыс.руб. | Численность туристов, воспользовавшихся услугами туристической фирмы |
1 | 212,8 | 889 | 16 | 290,8 | 978 |
2 | 160,4 | 662 | 17 | 302 | 1054 |
3 | 347,5 | 1066 | 18 | 299,6 | 1097 |
4 | 122,6 | 634 | 19 | 333,6 | 1190 |
5 | 252,6 | 864 | 20 | 209,5 | 873 |
6 | 444,9 | 1387 | 21 | 454,6 | 1406 |
7 | 357,8 | 1298 | 22 | 314,9 | 1293 |
8 | 278,9 | 1105 | 23 | 257,7 | 902 |
9 | 350,6 | 1194 | 24 | 278,3 | 950 |
10 | 302,2 | 1006 | 25 | 199,6 | 778 |
11 | 289,6 | 988 | 26 | 319,6 | 1049 |
12 | 189,5 | 887 | 27 | 296,6 | 992 |
13 | 265,6 | 903 | 28 | 315,7 | 1127 |
14 | 404,0 | 1248 | 29 | 201,4 | 755 |
15 | 324,8 | 1157 | 30 | 256,2 | 808 |
Задание 1
По исходным данным:
Сделайте
выводы по результатам выполнения задания.
Выполнение Задания 1.1
Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности тур.фирм путем построения и анализа статистического ряда распределения по признаку общие затраты на рекламу.
Для построения интервального ряда распределения определяем величину интервала h по формуле:
, (1)
где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.
Определение величины интервала по формуле (1) при заданных k = 5, xmax = 454,6 тыс.руб., xmin = 122,6 тыс. руб.:
При h = 66,4 тыс.руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):
Таб
Номер группы | Нижняя граница, чел. | Верхняя граница, чел. |
1 | 122,6 | 189 |
2 | 189 | 255,4 |
3 | 255,4 | 321,8 |
4 | 321,8 | 388,2 |
5 | 388,2 | 454,6 |
Определяем число фирм, входящих в каждую группу, используя принцип полуоткрытого интервала [ ), согласно которому фирмы со значениями признаков, которые служат одновременно верхними и нижними границами смежных интервалов, будем относить ко второму из смежных интервалов. Для определения числа фирм в каждой группе строим разработочную таблицу 3.
Таблица 3
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки
|
Информация о работе Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка