Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание

Изучение статистических совокупностей, состоящих из множеств единиц, связано с большими трудовыми и материальными затратами.

С давних пор представлялось заманчивым не изучать все единицы совокупности, а отобрать лишь некоторую часть, по которой можно было бы судить о свойствах всей совокупности в целом. Попытки такого рода делались еще в ХVII в.

Содержание

1. Введение
2.1. Понятие выборочного наблюдения
2.2. Ошибки выборочного наблюдения
2.3. Определение необходимого объема выборки
3. Задачи

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

      Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8:

     Таблица 8

Зависимость численности туристов от затрат на рекламу

Номер группы Группы  фирм по общим затратам на рекламу, тыс.руб.

x

Число фирм,

fj

Численность туристов, чел..
всего в среднем на одну фирму,

1 2 3 4 5=4:3
1 122,6-189 2 1296 648
2 189-255,4 6 5046 841
3 255,4-321,8 14 14252 1018
4 321,8-388,2 5 5905 1181
5 388,2-454,6 3 4041 1347
  ИТОГО 30 30540 5035

      Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением затрат на рекламу от группы к группе систематически возрастает и средняя численность туристов по каждой группе фирм, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

      1б. Применение метода корреляционных таблиц

     Корреляционная  таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку Х и результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по признаку X и в k-ый интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему.

       Для построения корреляционной таблицы  необходимо знать величины и границы  интервалов по двум признакам X и Y.  Для факторного  признака ХОбщие затраты на рекламу эти величины известны из табл. 4 Определяем величину интервала для результативного признака YЧисленность туристов при k = 5, уmax = 1406 чел., уmin = 634 чел.:

      Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют вид:

      Таблица 9

Номер группы Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1 634 788,4
2 788,4 942,8
3 942,8 1097,2
4 1097,2 1251,6
5 1251,6 1406

      Подсчитывая для каждой группы число входящих в нее фирм с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10). 
 
 

Таблица 10

Интервальный  ряд распределения фирм по объёму продаж

Группы  фирм по объёму продаж, млн руб.,

у

Число фирм,

fj

634-788,4 4
788,4-942,8 7
942,8-1097,2 9
1097,2-1251,6 6
1251,6-1406 4
ИТОГО 30

      Используя группировки по факторному и результативному  признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).

Таблица 11

Корреляционная  таблица зависимости численности туристов от затрат на рекламу

    Группы  фирм по общим затратам на рекламу, тыс.руб. Группы  фирм по численности туристов, чел. ИТОГО
    634-788,4 788,4-942,8 942,8-1097,2 1097,2-1251,6 1251,6-1406  
    122,6-189 2         2
    189-255,4 2 4       6
    255,4-321,8   3 9 2   14
    321,8-388,2       4 1 5
    388,2-454,6         3 3
    ИТОГО 4 7 9 6 4 30

     Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между общими затратами на рекламу и численностью туристов, воспользовавшихся фирмой.  
 

2. Измерение тесноты  корреляционной связи  с использованием  коэффициента детерминации 

и эмпирического корреляционного отношения

    Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :

                        

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

     Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

                             ,                                                       

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

     Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

                             ,                                                  (13)

     где     –групповые средние,

       – общая средняя,

      –число единиц в j-ой группе,

     kчисло групп.

     Для расчета показателей  и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

      Значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :

      

=
=1018 чел.

     Для расчета общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 12.

     Таблица 12

Вспомогательная таблица для расчета общей  дисперсии

      Номер

      фирмы

      Численность туристов, чел.
      1 2 3 4
      1 889 -129 16641
      2 662 -356 126736
      3 1066 48 2304
      4 634 -384 147456
      5 864 -154 23716
      6 1387 369 136161
      7 1298 280 78400
      8 1105 87 7569
      9 1194 176 30976
      10 1006 -12 144
      11 988 -30 900
      12 887 -131 17161
      13 903 -115 13225
      14 1248 230 52900
      15 1157 139 19321
      16 978 -40 1600
      17 1054 36 1296
      18 1097 79 6241
      19 1190 172 29584
      20 873 -145 21025
      21 1406 388 150544
      22 1293 275 75625
      23 902 -116 13456
      24 950 -68 4624
      25 778 -240 57600
      26 1049 31 961
      27 992 -26 676
      28 1127 109 11881
      29 755 -263 69169
      30 808 -210 44100
      Итого 30540   1161992

Информация о работе Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка