Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Изучение статистических совокупностей, состоящих из множеств единиц, связано с большими трудовыми и материальными затратами.
С давних пор представлялось заманчивым не изучать все единицы совокупности, а отобрать лишь некоторую часть, по которой можно было бы судить о свойствах всей совокупности в целом. Попытки такого рода делались еще в ХVII в.
1. Введение
2.1. Понятие выборочного наблюдения
2.2. Ошибки выборочного наблюдения
2.3. Определение необходимого объема выборки
3. Задачи
Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8:
Таблица 8
Зависимость численности туристов от затрат на рекламу
|
Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением затрат на рекламу от группы к группе систематически возрастает и средняя численность туристов по каждой группе фирм, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
1б. Применение метода корреляционных таблиц
Корреляционная таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку Х и результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по признаку X и в k-ый интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему.
Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Для факторного признака Х – Общие затраты на рекламу эти величины известны из табл. 4 Определяем величину интервала для результативного признака Y – Численность туристов при k = 5, уmax = 1406 чел., уmin = 634 чел.:
Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют вид:
Таблица 9
Номер группы | Нижняя граница,
млн руб. |
Верхняя граница,
млн руб. |
1 | 634 | 788,4 |
2 | 788,4 | 942,8 |
3 | 942,8 | 1097,2 |
4 | 1097,2 | 1251,6 |
5 | 1251,6 | 1406 |
Подсчитывая
для каждой группы число входящих
в нее фирм с использованием принципа
полуоткрытого интервала
[ ), получаем интервальный
ряд распределения результативного
признака (табл. 10).
Таблица 10
Интервальный ряд распределения фирм по объёму продаж
Группы
фирм по объёму продаж, млн руб.,
у |
Число фирм,
fj |
634-788,4 | 4 |
788,4-942,8 | 7 |
942,8-1097,2 | 9 |
1097,2-1251,6 | 6 |
1251,6-1406 | 4 |
ИТОГО | 30 |
Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).
Таблица 11
Корреляционная таблица зависимости численности туристов от затрат на рекламу
Группы фирм по общим затратам на рекламу, тыс.руб. | Группы фирм по численности туристов, чел. | ИТОГО | |||||
634-788,4 | 788,4-942,8 | 942,8-1097,2 | 1097,2-1251,6 | 1251,6-1406 | |||
122,6-189 | 2 | 2 | |||||
189-255,4 | 2 | 4 | 6 | ||||
255,4-321,8 | 3 | 9 | 2 | 14 | |||
321,8-388,2 | 4 | 1 | 5 | ||||
388,2-454,6 | 3 | 3 | |||||
ИТОГО | 4 | 7 | 9 | 6 | 4 | 30 |
Вывод.
Анализ данных табл. 11 показывает, что
распределение частот групп произошло
вдоль диагонали, идущей из левого верхнего
угла в правый нижний угол таблицы. Это
свидетельствует о наличии прямой корреляционной
связи между общими затратами на рекламу
и численностью туристов, воспользовавшихся
фирмой.
2.
Измерение тесноты
корреляционной связи
с использованием
коэффициента детерминации
Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле
,
где –групповые средние,
– общая средняя,
–число единиц в j-ой группе,
k – число групп.
Для расчета показателей и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
Значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 12.
Таблица 12
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Номер
фирмы |
Численность туристов, чел. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 889 | -129 | 16641 |
2 | 662 | -356 | 126736 |
3 | 1066 | 48 | 2304 |
4 | 634 | -384 | 147456 |
5 | 864 | -154 | 23716 |
6 | 1387 | 369 | 136161 |
7 | 1298 | 280 | 78400 |
8 | 1105 | 87 | 7569 |
9 | 1194 | 176 | 30976 |
10 | 1006 | -12 | 144 |
11 | 988 | -30 | 900 |
12 | 887 | -131 | 17161 |
13 | 903 | -115 | 13225 |
14 | 1248 | 230 | 52900 |
15 | 1157 | 139 | 19321 |
16 | 978 | -40 | 1600 |
17 | 1054 | 36 | 1296 |
18 | 1097 | 79 | 6241 |
19 | 1190 | 172 | 29584 |
20 | 873 | -145 | 21025 |
21 | 1406 | 388 | 150544 |
22 | 1293 | 275 | 75625 |
23 | 902 | -116 | 13456 |
24 | 950 | -68 | 4624 |
25 | 778 | -240 | 57600 |
26 | 1049 | 31 | 961 |
27 | 992 | -26 | 676 |
28 | 1127 | 109 | 11881 |
29 | 755 | -263 | 69169 |
30 | 808 | -210 | 44100 |
Итого | 30540 | 1161992 |
Информация о работе Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка