Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Изучение статистических совокупностей, состоящих из множеств единиц, связано с большими трудовыми и материальными затратами.
С давних пор представлялось заманчивым не изучать все единицы совокупности, а отобрать лишь некоторую часть, по которой можно было бы судить о свойствах всей совокупности в целом. Попытки такого рода делались еще в ХVII в.
1. Введение
2.1. Понятие выборочного наблюдения
2.2. Ошибки выборочного наблюдения
2.3. Определение необходимого объема выборки
3. Задачи
Рассчитаем общую дисперсию:
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 13. При этом используются групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).
Группы
фирм по среднесписочной численности
менеджеров, чел.,
x |
Число фирм,
fj |
Среднее значение
в группе, млн руб.
|
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
122,6-189 | 2 | 648 | -370 | 273800 |
189-255,4 | 6 | 841 | -177 | 187974 |
255,4-321,8 | 14 | 1018 | 0 | 0 |
321,8-388,2 | 5 | 1181 | 163 | 132845 |
388,2-454,6 | 3 | 1347 | 329 | 324723 |
ИТОГО | 30 | 919342 |
Рассчитаем межгрупповую дисперсию:
Определяем коэффициент детерминации:
Вывод. 79% вариации объёма продаж товаров фирмами обусловлено вариацией общих затрат на рекламу, а 8,2% – влиянием прочих неучтенных факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле
Рассчитаем показатель :
Вывод: согласно
шкале Чэддока связь между среднесписочной
численностью менеджеров и объёмом продаж
фирмами является тесной.
Задание 3
По результатам выполнения Задания 1 с вероятностью 0,683 необходимо определить:
Выполнение
Задания 3
Целью
выполнения данного
Задания является определение для генеральной
совокупности коммерческих банков региона
границ, в которых будут находиться величина
среднего объема кредитных вложений банков
и доля банков с объемом кредитных вложений
не менее 175 млн руб.
1. Определение ошибки выборки для величины среднесписочной численности менеджеров, а также границ, в которых будет находиться генеральная средняя
Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε.
Принято вычислять два вида ошибок выборки - среднюю и предельную .
Для расчета средней ошибки выборки применяются различные формулы в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.
Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка для выборочной средней определяется по формуле
где – общая дисперсия изучаемого признака,
N – число единиц в генеральной совокупности,
n – число единиц в выборочной совокупности.
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:
где – выборочная средняя,
– генеральная средняя.
Предельная ошибка выборки кратна средней ошибке с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия):
Коэффициент кратности t зависит от значения доверительной вероятности Р, гарантирующей вхождение генеральной средней в интервал , называемый доверительным интервалом.
Наиболее часто используемые доверительные вероятности Р и соответствующие им значения t задаются следующим образом (табл. 14): Таблица 14
Доверительная вероятность P | 0,683 | 0,866 | 0,954 | 0,988 | 0,997 | 0,999 |
Значение t | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 |
По условию Задания 2 выборочная совокупность насчитывает 30 фирм, выборка 10% механическая, следовательно, генеральная совокупность включает 300 фирм. Выборочная средняя , дисперсия определены в Задании 1 (п. 3). Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 15:
Таблица 15
Р | t | n | N | ||
0,683 | 1 | 30 | 300 | 290,8 | 4550,85 |
Рассчитаем среднюю ошибку выборки:
Рассчитаем предельную ошибку выборки:
Определим доверительный интервал для генеральной средней:
Вывод. На основании проведенного выборочного обследования с вероятностью 0,683 можно утверждать, что для генеральной совокупности фирм средняя величина затрат туристических фирм на рекламу находится в пределах от 138,2 до 443,4 тыс.руб.
- Определение ошибки выборки для доли туристических фирм с затратами на рекламу менее 321,8 тыс.руб. в месяц и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой
где m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
n – общее число единиц в совокупности.
Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле
где w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
(1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,
N – число единиц в генеральной совокупности,
n– число единиц в выборочной совокупности.
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих исследуемым признаком:
По условию Задания 3 исследуемым свойством фирм является величина затратами на рекламу менее 321,8 тыс.руб. в месяц. Число фирм с данным свойством определяется из табл. 3 (графа 3):
m=22
Рассчитаем выборочную долю:
Рассчитаем предельную ошибку выборки для доли:
Определим доверительный интервал генеральной доли:
0,7246
или
72,46%
Вывод. С вероятностью 0,683 можно утверждать, что в генеральной совокупности доля фирм с общими затратами на рекламу менее 321,8 будет находиться в пределах от 72,46% до 73,54%
Имеются следующие данные о затратах на рекламу двух туристических фирм и численности туристов, воспользовавшихся их услугами.
Таблица 16
Данные задания 4
Номер фирмы | Общие затраты на рекламу, тыс.руб. | Численность туристов, воспользовавшихся улугами фирмы, чел. | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
1 | 120,5 | 122,6 | 606 | 634 |
2 | 238 | 454,6 | 882 | 1406 |
Определите:
Результаты промежуточных расчетов представьте в таблице.
Сделайте
вывод.
Приложение №1
Информация о работе Применение выборочного наблюдения в исследовании рынка