Автор работы: m***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 14:49, реферат
В качестве показателя, по которому будем строить ранжированный ряд, возьмем выход валовой продукции растениеводства на 1 га пашни. Рассчитаем его в таблице 1, как отношение сумму всех затрат в растениеводстве, прибыли от реализации продукции растениеводства (выручка – себестоимость) и субсидий на растениеводство к общей площади пашни.
Таблица 33. – Цена реализации и себестоимость реализации 1 ц продукции.
Показатель | Типические группы | Итого | ||||
I | II | III | IV | |||
Цена реализации 1 ц, руб.: | ||||||
зерновых культур | 338,9 | 309,8 | 348,0 | 316,8 | 332,7 | |
подсолнечника | 550,9 | 506,2 | 543,6 | 620,8 | 536,5 | |
овощей открытого грунта | 342,6 | 407,2 | 333,7 | - | 371,8 | |
сахарной свеклы | 97,4 | 113,4 | 98,6 | - | 100,1 | |
Себестоимость 1 ц, руб.: | ||||||
зерновых культур | 295,7 | 222,4 | 238,7 | 249,8 | 243,3 | |
подсолнечника | 359,9 | 337,2 | 286,4 | 289,3 | 326,9 | |
овощей открытого грунта | 359,2 | 841,7 | 970,0 | - | 581,3 | |
сахарной свеклы | 82,6 | 82,9 | 58,9 | - | 63,1 |
Рассчитаем
в таблице 34 уровень рентабельности
реализации основных культур по типическим
группам с помощью цены и себестоимости
реализации продукции растениеводства.
Таблица 34. – Уровень рентабельности реализации продукции растениеводства.
Показатель | Типические группы | Итого | ||||
I | II | III | IV | |||
Уровень рентабельности, % | ||||||
зерновых культур | 14,6 | 39,3 | 45,8 | 26,8 | 36,7 | |
подсолнечника | 53,1 | 50,1 | 89,8 | 114,6 | 64,1 | |
овощей открытого грунта | -4,6 | -51,6 | -65,6 | - | -36,0 | |
сахарной свеклы | 17,9 | 36,8 | 67,3 | - | 58,7 |
В таблице 34 и в таблице 31 получается один и тот же уровень рентабельности независимо от способа его получения.
Чтобы оценить прирост массы прибыли за счет цен и себестоимости, необходимо сравнить две типические группы с наименьшей и с наибольшей рентабельностью, то есть I и IV типические группы. Составим таблицу 35 с исходными данными и таблицу 36 с расчетными данными.
Таблица 35. – Исходные данные для расчета массы прибыли.
Вид продукции | Объем реализованной продукции, ц | Себестоимость
реализованной продукции в |
Выручка от реализации продукции в расчете на 100 га с/х угодий, тыс. руб. | |||
I | IV | I | IV | I | IV | |
q1 | q4 | z1q1 | z4q4 | p1q1 | p4q4 | |
Зерновые культуры | 625896 | 132138 | 201 | 1027 | 231 | 1302 |
Подсолнечник | 91399 | 23300 | 36 | 210 | 55 | 450 |
Овощи открытого грунта | 9632 | 0 | 4 | 0 | 4 | 0 |
Сахарная свекла | 178693 | 0 | 16 | 0 | 19 | 0 |
Итого | - | - | 257 | 1237 | 309 | 1752 |
Таблица 36. – Расчетные данные для определения массы прибыли.
Вид продукции | Себестоимость реализации 1 ц продукции, руб. | Средняя цена реализации 1 ц продукции, руб. | Условные затраты в расчете на 100 га с/х угодий, тыс. руб. | Условная выручка в расчете на 100 га с/х угодий, тыс. руб. | Рентабельность реализации, % |
I | I | ||||
z1 | p1 | z1q4 | p1q4 | (p1-z1)/z1*100 | |
Зерновые культуры | 295,7 | 338,9 | 1216 | 1393 | 14,6 |
Подсолнечник | 359,9 | 550,9 | 261 | 399 | 53,1 |
Овощи открытого грунта | 359,2 | 342,6 | 0 | 0 | -4,6 |
Сахарная свекла | 82,6 | 97,4 | 0 | 0 | 17,9 |
Итого | - | - | 1476 | 1793 | - |
Определим вначале общую массу прибыли M в каждой типической группе как разность между выручкой и затратами:
M1 = ∑ p1q1-∑ z1q1 = 309-257 = 52 тыс. руб.
M4 = ∑ p4q4-∑ z4q4 = 1752-1237 = 515 тыс. руб.
Далее рассчитаем разницу в массе прибыли: а) в абсолютном выражении: M4-M1 = 515-52 = 463 тыс. руб.; б) в относительном выражении: M4/M1 = 515/52*100-100 = 990,4-100 = 890,4%.
Разложим общий прирост прибыли по факторам, выясним при этом влияние изменения цен реализации, себестоимости и объема реализованной продукции. Для этого вначале определим цены реализации p1 и себестоимость единицы продукции z1 в I типической группе, а также выручку и затраты при этих условиях и объемах продукции IV типической группы (∑p1q4 и ∑ z1q4).
Разница в прибыли за счет разных цен реализации:
∆Mp = ∑ (p4–p1)*q4 = ∑p4q4–∑p1q4 = 1752-1793 = -41 тыс. руб.
Разница в прибыли за счет разной себестоимости продукции:
∆MZ = ∑ (z1–z4)*q4 = ∑z1q4–∑z4q4 = 1476-1237 = 239 тыс. руб.
Разница в прибыли за счет разного объема реализованной продукции:
∆Mq = ∑ (q4–q1) (p1–z1) = (∑p1q4–∑p1q1)-(∑z1q4–∑z1q1) = (1793-309)-(1476-257) = 1484-1219 = 265 тыс. руб.
Одновременно определим индексы различия рассматриваемых факторов:
Ip=∑p4q4|/∑p1q4;
Iz=∑z4q4/∑z1q4;
Iq=∑p1q4/∑p1q1.
Рассчитаем
далее относительное влияние
факторов на общую разницу в массе
прибыли: ∆Mi/M1*100. Полученные
результаты запишем в таблицу 37.
Таблица 37. – Различия в массе прибыли от реализации продукции растениеводства по факторам.
Факторы различий в массе прибыли | Индекс изменения факторов | Различия в массе прибыли | Относительные различия в массе прибыли за счет факторов, % | |
тыс. руб. | % к итогу | |||
Цены реализации продукции | 0,977 | -41 | -8,9 | -78,8 |
Себестоимость реализованной продукции | 0,838 | 239 | 51,6 | 459,6 |
Объем реализованной продукции | 5,803 | 265 | 57,2 | 509,6 |
Итого | * | 463 | 100,0 | 890,4 |
В IV типической группе по сравнению с I масса прибыли больше на 463 тыс. руб. в расчете на 100 га с/х угодий, или на 890,4 %. Это обусловлено тем, что в IV типической группе себестоимость реализованной продукции ниже на 16,2%, объем реализованной продукции выше на 265 тыс. руб., или на 509,6% (объем реализации в ценах I типической группы выше на 480%). В то же время масса прибыли в IV типической группе на 41 тыс. руб., или на 78,8% меньше, чем в I типической группе за счет меньших цен реализации продукции (цены меньше на 2,3%).
Теперь необходимо определить изменение средней рентабельности реализованной продукции и установить факторы её изменения.
Определим средние уровни рентабельности реализации продукции растениеводства как отношение массы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции:
в I типической группе = M1/∑z1q1*100 = 52/257*100 = 20,2%;
в IV типической группе = M4//∑z4q4*100 = 515/1237*100 = 41,6%.
Уровень рентабельности в IV типической группе больше, чем в I типической группе на 41,6-20,2=21,4 %.
Это обусловлено тем, что изменилась рентабельность отдельных продуктов, а также структура реализации.
Оценим степень влияния на среднюю рентабельность указанных выше факторов. Для этого определим по каждому продукту рентабельность в I типической группе:
(таблица 36),
а затем среднюю условную рентабельность
Таким образом, средний уровень рентабельности в IV типической группе выше на 21,4 %, чем в I типической группе, так как в IV типической группе рост рентабельности отдельных продуктов в среднем на - =41,6-21,2=20,4%, а также за счет структурных сдвигов в составе продукции всего на - =21,2-20,2=1%.
Таблица 38. – Исходные данные для расчета себестоимости производства единицы продукции.
Показатель | Типические группы | Итого | ||||
I | II | III | IV | |||
Произведено, ц: | ||||||
зерновых культур | 1555148 | 635716 | 277124 | 3246 | 2471234 | |
Подсолнечника | 157529 | 107383 | 35919 | 1322 | 302153 | |
овощей открытого грунта | 1069 | 143 | 16 | 70 | 1298 | |
сахарной свеклы | 744404 | 763200 | 313682 | 0 | 1821286 | |
Себестоимость произведенной продукции, тыс. руб.: | ||||||
зерновых культур | 402112 | 125785 | 59558 | 623 | 588078 | |
Подсолнечника | 48663 | 28432 | 11933 | 395 | 89423 | |
овощей открытого грунта | 1011 | 29 | 5 | 241 | 1286 | |
сахарной свеклы | 46736 | 56051 | 22437 | 0 | 125224 |