Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – закрепление теоретических знаний по вопросу применения статистических показателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды абсолютных статистических показателей;
- изучить роль и типологию относительных показателей в статистике;
Введение 3
1 Статистические показатели 4
1.1 Понятие и виды абсолютных показателей в статистике 4
1.2 Относительные показатели, их роль и типология 8
2 Средние величины как статистические показатели 17
2.1 Понятие средней величины и область ее применения в статистическом исследовании 17
2.2 Виды средних величин и методы из расчета 20
Заключение 33
Список литературы 35
Содержание
Введение
Любое статистическое исследование вне зависимости от его масштабов и целей всегда завершается расчетом и анализом различных статистических показателей.
Статистический показатель представляет собой количественную характеристику социально - экономических явлений и процессов. Природа и содержание статистических показателей соответствует тем экономическим и социальным явлениям и процессам, которые их отражают. Все экономические и социальные категории или понятия носят абстрактный характер, отражают наиболее существенные черты, общие взаимосвязи явлений. И для того чтобы измерить размеры и соотношения явлений или процессов, т. е. дать им соответствующую количественную характеристику, разрабатывают экономические и социальные показатели, соответствующие каждой категории (понятию).
Как правило, изучаемые статистикой процессы и явления достаточно сложны, и их сущность не может быть отражена посредством одного отдельного взятого показателя. В таких случаях используется система статистических показателей, т.е. совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленная на решение конкретной статистической задачи.
Цель данной курсовой работы – закрепление теоретических знаний по вопросу применения статистических показателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
рассмотреть понятие и виды
абсолютных статистических
-
изучить роль и типологию
-
охарактеризовать средние
- рассмотреть различные виды средних величин и методы их расчета.
1 Статистические показатели
1.1 Понятие и виды абсолютных показателей в статистике
Абсолютными величинами в статистике называются численности единиц и суммы по группам и в целом по совокупности, которые являются непосредственным результатом сводки и группировки данных [ 8, C.32].
Абсолютные показатели являются количественным выражением признаков статистических явлений. Например, рост – это признак, а его значение – это показатель роста.
Абсолютный показатель должен характеризовать размер изучаемого явления или процесса в данном месте и в данное время, он должен быть «привязан» к какому-нибудь объекту или территории и может характеризовать либо отдельную единицу совокупности (отдельный объект) – предприятие, рабочего, либо группу единиц, представляющую часть статистической совокупности, или статистическую совокупность в целом, например численность населения в стране, и т. п. В первом случае речь идет об индивидуальных абсолютных показателях, а во втором – о сводных абсолютных показателях [ 9, C.23].
Абсолютные показатели получают непосредственным суммированием первичных данных для характеристики численности совокупности и ее частей в заданном времени и пространстве. Абсолютные величины представляют формализованное, количественное выражение статистических показателей, характеризующих абсолютные размеры изучаемых социально-экономических явлений.
К абсолютным показателям также можно отнести показатели, которые получаются не в результате статистического наблюдения, а в результате какого-либо расчета. Как правило, данные показатели – это разность между двумя абсолютными показателями. Например, естественный прирост (убыль) населения находится как разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период времени; прирост продукции за год находится как разность между объемом произведенной продукции на конец года и объемом произведенной продукции на начало года. При составлении долгосрочных прогнозов развития экономики страны рассчитывают предположительные данные о материальных, трудовых, финансовых ресурсах. Как видно из примеров, эти показатели будут абсолютными, так как имеют абсолютные единицы измерения [ 5, C.35].
Абсолютные величины отражают естественную основу явлений, т. е. выражают либо численность единиц изучаемой совокупности, ее отдельных составных частей, либо их абсолютные размеры в натуральных единицах, вытекающих из их физических свойств (вес, длина и т. п.), или в единицах измерения, вытекающих из их экономических свойств (стоимость, затраты труда). Следовательно, абсолютные величины всегда имеют определенную размерность.
Абсолютные величины - это именованные числа, т. е. имеют какую-либо единицу измерения. Каждая из абсолютных величин имеет свою единицу измерения: штуки, тонны, метры, рубли, киловатты. Абсолютные величины выражают общий размер совокупности и ее частей. Различают натуральные и условно-натуральные единицы измерения. Натуральные единицы измерения применяются для характеристики потребительских свойств товара. Например, производство автомобилей оценивается в сотнях и десятках тысяч штук, а объем продаж конкретной фирмы - в штуках. Натуральные единицы могут быть составными. Например, трудоемкость выполнения проекта может оцениваться в человеко-годах, грузооборот транспорта - в тонно-километрах. При этом речь может идти об измерении явления с разных сторон. Соответственно, оно выражается рядом абсолютных величин для полной характеристики потребительских свойств товара [5, C.37]. Например:
Это дает исчерпывающую характеристику явления.
Не всегда абсолютные величины можно получить непосредственно, т.е. суммируя значения признака у отдельных единиц. Если некоторые разновидности продукции обладают общностью основного потребительского свойства, то обобщенные итоги по выпуску этих разновидностей продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае одна из разновидностей принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. Для их получения необходимо произвести определенные расчеты. Целью этих расчетов чаще всего является приведение к соизмеримому виду отдельных слагаемых, входящих в абсолютную величину. Так, для получения общего количества продукции приходится приводить разные виды продукции к соизмеримому виду. Чаще всего это делается с помощью условно-натуральных измерителей, ценностного выражения трудовых затрат [ 1, C.56]. Например:
В зависимости от задач исследования и характера явления абсолютные величины могут быть измерены в натуральных, трудовых и стоимостных единицах. Натуральные, а иногда и трудовые измерители не позволяют получить сводные абсолютные показатели в условиях разнородной продукции. В этом плане универсальными являются стоимостные единицы измерения, которые дают стоимостную (денежную) оценку социально-экономическим явлениям, характеризуют стоимость определенной продукции или объема выполненных работ. Например, в денежной форме выражаются такие важные для экономики страны показатели, как национальный доход, валовой внутренний продукт, а на уровне предприятия – прибыль, собственные и заемные средства.
Наибольшее предпочтение в статистике отдается стоимостным единицам измерения, так как стоимостный учет является универсальным, однако он не всегда может быть приемлем.
Абсолютные показатели могут быть рассчитаны во времени и пространстве. Например, динамика численности населения Российской Федерации с 1991 по 2011 г. отражается временным фактором, а уровень цен на хлебобулочные изделия по регионам РФ за 2011 г. характеризуется пространственным сравнением [ 9, C.27].
При учете абсолютных показателей во времени (в динамике) их регистрация может быть осуществлена на определенную дату, т. е. какой-либо момент времени (стоимость основных средств предприятия на начало года) и за какой-либо период времени (число родившихся за год). В первом случае показатели являются моментальными, во втором – интервальными.
С точки зрения пространственной определенности абсолютные показатели делят следующим образом: общие территориальные, региональные и локальные. Например, объем ВВП (валовой внутренний продукт) – общий территориальный показатель, объем ВРП (валовой региональный продукт) – региональный признак, численность занятых в городе – локальный признак, т. е. первая группа показателей характеризует страну в целом, региональные – конкретный регион, локальные – отдельный город, населенный пункт и т. д. [3, C.32]
Очень часто абсолютная величина статистического показателя рассчитывается по определенному правилу на основании других показателей.
Многие абсолютные величины представляются для учета и контроля в балансовой форме. Статистическая балансовая форма предполагает подсчет любого показателя в двух разрезах:
Балансовая форма расчета позволяет определить не только суммарный показатель, но и отдельные слагаемые приходной или расходной части, которые невозможно учесть непосредственно. Возможно представление абсолютных показателей и в динамической балансовой форме. При этом значение показателя указывается на начало и конец периода или с помощью приращения (разности).
Абсолютные величины могут быть представлены с различной степенью точности. По мере перехода к более высоким ступеням обобщения применяются и более укрупненные единицы измерения. Например, производство зерна в хозяйстве измеряется в тоннах, а в масштабах региона и страны - в миллионах тонн.
Основное требование, предъявляемое к абсолютным величинам, - это их соизмеримость. Это важно при международных сравнениях, так как в разных странах применяется разная методология получения абсолютных величин [1, C.43].
Абсолютные показатели не дают ответа на вопрос, какую долю имеет та или иная часть в общей совокупности, не могут охарактеризовать уровни планового задания, степень выполнения плана, интенсивность того или иного явления, так как они не всегда пригодны для сравнения и поэтому часто используются лишь для расчета относительных величин.
Таким образом, при сопоставлении абсолютных величин формируются относительные величины, которые используются для дальнейшего анализа.
1.2 Относительные показатели, их роль и типология
Одним
из элементов статистического
Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительные величины другого типа [ 4, C.45].
С
помощью относительных величин
изучается структура
При расчете относительных величин используется следующее соглашение: каждая относительная величина представляет собой дробь, ее числителем является величина, которую требуется сравнить, а знаменатель – величина, с которой производится сравнение. Знаменатель относительной величины называется базой сравнения.
База сравнения может быть выражена в различных единицах, например метрах, тысячах метров, миллионах метров, и, соответственно, относительная величина будет определять, во сколько раз, в процентах, промилле, продецимилле. Та или иная форма используется для большей нагляждности: если результат близок к единице – то проценты, если намного меньше, то промилле, продецимилле [ 5, C.57].
Основное условие правильного расчета относительной величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями. Таким образом, по способу получения относительные показатели – всегда величины производные, определяемые в форме коэффициентов, процентов, промилле, продецимилле и т.п. Однако нужно помнить, что этим безразмерным по форме показателям может быть, в сущности, приписана конкретная, и иногда довольно сложная, единица измерения. Так, например, относительные показатели естественного движения населения, такие как коэффициенты рождаемости или смертности, исчисляемые в промилле (‰), показывают число родившихся или умерших за год в расчете на 1 000 человек среднегодовой численности; относительная величина эффективности использования рабочего времени – это количество продукции в расчете на один отработанный человеко-час и т.д.