Статистический анализ формирования и использования бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание

Метод исследования курсовой работы состоит в сборе, обработке и обобщении информации и проведении сравнительного анализа состава и динамики показателей доходов и расходов федерального бюджета РФ.
Целью данной работы является проведение статистического анализа бюджета и бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………...…………………..5
1.1 Сущность бюджета и бюджетной систе-мы…………………………………...5
1.2 Функции и роль федерального бюджета ….………………………………….8
1.3 Основные статистические показатели бюджета и бюджетной
системы…………………………………………………………………………….14
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ……...………………………………………………………….……….…….….21
2.1 Общий анализ динамики и структуры доходной и расходной частей
бюджета………………………………………………………………………..…21
2.2 Анализ структуры, состава и динамики доходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………..…...23
2.3 Анализ структуры, состава и динамики расходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………….…26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОГНО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА
БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ……………………………….……….……….30 3.1 Прогноз федерального бюджета на ближайшую перспективу……………...30 3.2 Пути повышения эффективности исполнения федерального
бюджета РФ………………………………...……………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Стат. анализ бюджета и бюджетной системы в РФ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

     Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральный налоги и сборы и т.д.

     Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения  ВВП и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высокоспециализированных специалистов.

     Средства  федерального бюджета – главный  источник финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

     Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

     Для решения всех этих задач федеральный  бюджет в соответствии с бюджетным  кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.

     Бюджет  выполняет ряд функций [10, С. 89]:

     Аккумулирующая  или функция образования бюджетного фонда - Данную функцию выполняют  доходы бюджета. Структура доходов  непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране. Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций.

     Контрольная – с помощью данной функции  осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.

       Регулирующая  – означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном – бюджет.

       Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета

       Свою  деятельность бюджет выполняет на основании соответствующих принципов:

       1. Единства бюджетной системы РФ:

       Означает  единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

       2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ:

       Означает  определение полномочий органов  власти и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

       3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

       - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

       - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

       - право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

       - право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

       - недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

       - право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

       - недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

       - недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

       4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований:

       Означает  применение единых принципов и требований при определении бюджетных полномочий, установлении и исполнении расходных обязательств, формировании налоговых и неналоговых доходов, определении объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

       5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

       6. Принцип сбалансированности бюджета:

       Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

       При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

       7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств:

       Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

       8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:

       Означает, что расходы бюджета не могут  быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

       Исключения:

       - субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

       - средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

       - добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

       - расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

       - расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

       - отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

       9. Принцип прозрачности (открытости).

       Принцип прозрачности (открытости) означает:

       - обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

       - обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы, процедур рассмотрения и принятия решений, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;

       - стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

       Секретные статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета.

       10. Принцип достоверности бюджета:

       Означает  надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

       11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств:

       Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств  с указанием цели их использования.

       12. Принцип подведомственности расходов бюджетов:

       Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

       У подведомственных распорядителя и получателя бюджетных средств может быть только один главный распорядитель бюджетных средств.

       13. Принцип единства кассы:

       Означает  зачисление всех кассовых поступлений  и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение: операции по исполнению бюджетов, осуществляемые за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ [9, c. 178-194]. 

      1.3 Основные статистические показатели бюджета и бюджетной системы.

     Доходные  и расходные статьи бюджета располагаются  в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.

       Доходы  бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для осуществления его функций, это более узкое, чем доходы государства, которые помимо средств бюджета включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.

       Главным источником доходов бюджета является национальный доход. В случае его недостаточности для покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство. Основные методы привлечения национального дохода в бюджет — это специальные налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной властью.

Информация о работе Статистический анализ формирования и использования бюджета РФ