Статистический анализ формирования и использования бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание

Метод исследования курсовой работы состоит в сборе, обработке и обобщении информации и проведении сравнительного анализа состава и динамики показателей доходов и расходов федерального бюджета РФ.
Целью данной работы является проведение статистического анализа бюджета и бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………...…………………..5
1.1 Сущность бюджета и бюджетной систе-мы…………………………………...5
1.2 Функции и роль федерального бюджета ….………………………………….8
1.3 Основные статистические показатели бюджета и бюджетной
системы…………………………………………………………………………….14
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ……...………………………………………………………….……….…….….21
2.1 Общий анализ динамики и структуры доходной и расходной частей
бюджета………………………………………………………………………..…21
2.2 Анализ структуры, состава и динамики доходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………..…...23
2.3 Анализ структуры, состава и динамики расходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………….…26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОГНО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА
БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ……………………………….……….……….30 3.1 Прогноз федерального бюджета на ближайшую перспективу……………...30 3.2 Пути повышения эффективности исполнения федерального
бюджета РФ………………………………...……………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Стат. анализ бюджета и бюджетной системы в РФ.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

       В настоящее время разработан проект Федерального закона «О составе и  структуре бюджетной классификации», который способствует сопоставимости бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной классификации стран с развитой рыночной экономикой. Заложенные в бюджет параметры характеризуются установлением предельного размера: государственных внешних заимствований РФ; государственных (централизованных) кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением стран — членов СНГ); а также кредитов, предоставляемых странам — членам СНГ, и то только в том случае, если на 1 января 1998 г. они выполнили свои обязательства по уплате процентных платежей и/или по погашению основной задолженности по ранее полученным ссудам.

       Налоговые доходы: прямые налоги на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставкам, установленным законодательством РФ, на прирост капитала; налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, в том числе подоходный налог с физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на товары и услуги; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, в том числе ввозные таможенные пошлины; специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики; прочие налоги, сборы и пошлины.

       Неналоговые доходы: доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления; доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи; штрафные санкции; сборы на специальные услуги; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления на счета налоговых органов; прочие неналоговые доходы; безвозмездные перечисления.

       Итого доходов.

       Произведение отчисления из доходов в [7, c. 322]:

       - централизованный фонд развития  налоговой службы;

       - фонд социального развития федеральных  органов налоговой полиции;

       - государственный фонд по борьбе  с преступностью.

       Всего доходов.

       Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

       Существуют  критерии классификации расходов бюджета  по:

       - их влиянию на процесс расширенного  воспроизводства — расходы подразделяются  на текущие и капитальные;

       - направлению их использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны);

       - ведомственному признаку, с помощью  которого можно контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления;

       - целевому признаку — расходы  классифицируются по конкретным  видам и направлениям затрат, и осуществляется анализ эффективности их использования;

       - территориальному признаку, с помощью  которого осуществляется сравнительный  анализ развития отдельных регионов и областей страны, их потенциала и мер, которые необходимо принять с целью оптимального выравнивания социально-экономических характеристик и синхронного развития всех регионов.

       В соответствии с этими критериями классификации и требованиями международной статистики расходы группируются по следующему принципу.

       1. Военные расходы:

       а) прямые, в которые входят затраты  на: производство новейшего стратегического вооружения; содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны; научные исследования военного характера; участие в содержании международных военных блоков;

       б) косвенные, куда включается: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу; контрибуции и репарации; пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших; военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств.

       2. Вмешательство в экономику, что  означает целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства и развитие производительных сил. К этой группе относятся затраты на:

       - развитие экономической и социальной инфраструктуры;

       - научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки (НИОКР);

       - поддержку сельского хозяйства  и государственных секторов экономики, которые довольно часто являются неэффективными, но необходимыми для экономики страны (например, угледобывающая промышленность);

       - обеспечение занятости в отдельных  отраслях и/или регионах. Эти средства  направляются на осуществление  государственных капитальных вложений

       - стимулирование экспорта.

       3. Содержание государственного аппарата  управления — расходы на содержание органов законодательной и исполнительной власти, судов и прокуратуры, милиции, отдельных министерств и ведомств.

       4. Расходы на социальные цели, т.е.  на образование, здравоохранение,  социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят, как правило, по конкретным социальным программам.

       5. Предоставление субсидий и кредитов  развивающимся странам. Основные статьи укрупненной классификации расходной части бюджета Российской Федерации имеют следующий вид.

       Расходы: государственное управление, местное управление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; образование; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; финансовая помощь бюджетам других уровней; утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров; мобилизационная подготовка экономики; прочие расходы; целевые бюджетные фонды.

       Итого расходов.

       Сальдо  доходной и расходной частей бюджета.

       В случае, когда расходы больше, чем  доходы образуется — дефицит бюджета.

       И в случае, когда  доходов превышают  расходы получается — профицит бюджета.

       В «Прочие расходы» входят: резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; расходы на проведение выборов и референдумов; финансовая помощь субъектам РФ и отдельным административно-территориальным образованиям; государственная поддержка завоза товарно-материальных ценностей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории; прочие расходы.

       Итог  финансовой деятельности государства  выражается в соотношении доходной и расходной частей бюджета. В  настоящее время даже бюджеты  стран с развитой рыночной экономикой являются дефицитными. Принято считать, что если уровень бюджетного дефицита (его соотношение к ВВП) не превышает 3%, то бюджет нормален. В таком случае важным фактором оказывается наличие источников покрытия дефицита. Довольно часто основным источником покрытия становится эмиссия денежных средств денежными властями; косвенным источником служит заимствование денежных средств от денежных властей.

       В настоящее время в официальных  изданиях денежных властей анализируются в основном следующие виды финансирования государственного бюджета:

       - из внутренних источников, к которым  относятся кредиты Банка России, государственные краткосрочные обязательства (ГКО и ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), изменение остатков средств на счетах в банках и прочих кредитных организациях (в рублях) и казначейские обязательства;

       - из внешних источников, основными  из которых являются кредиты  международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, изменение остатков бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.

       О масштабах процессов перераспределения, происходящих при участии государства, свидетельствует отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Поскольку бюджетные отношения имеют как вертикальный, так и горизонтальный характер (межотраслевой и межтерриториальный), то они характеризуются многообразием и наличием определенных взаимосвязей между бюджетами разных уровней.

       Статистические  данные, отражающие структуру государственного бюджета, выполняют и контрольную функцию. С помощью последней определяется размер количественных поступлений в доходную часть от институциональных единиц, относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы собственности.

       Анализ  исполнения государственного бюджета осуществляется путем исчисления ряда относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и направлений целевого использования. С помощью социально-статистического анализа изменяют степень влияния факторов, обусловивших отклонения от плана [8, С. 93].

       Абсолютный  прирост, единиц: 

                                          ,                                                    (1.1)           

          где уi — уровень сравниваемого периода;

                yi-1 — Уровень предшествующего периода.

       Темп  роста,  в %:

,                                              (1.2)

       Темп  прироста, в %:

     

      ,                                     (1.3) 

       На  базе анализа показателей статистики государственных финансов можно  охарактеризовать экономическую деятельность любого сектора экономики или государственного сектора управления. К числу таких показателей относятся:

       - доля расходов государственного сектора управления, которая исчисляется как отношение общего объема (размера) госбюджета к ВВП;

       - удельный вес налоговых поступлений  в ВВП;

       - структурные соотношения функциональных  долей в общем размере расходов.

       Выявление зависимостей между темпами экономического роста и такими показателями, как отношение величины дефицита государственного бюджета к величине ВВП, не позволяет однозначно утверждать, что существует четко выявленная прямая или обратная связь. Например, величина расходов на государственное управление достаточно инерционна. В период экономического спада может заметно увеличиться доля расходов на содержание государственного аппарата в общем объеме ВВП. Но это не означает, что сами масштабы государственных расходов привели к экономическому спаду. В то же время величина административных расходов может быть слишком велика для нестабильной экономики государства.

       Статистический  анализ реальности и эффективности  государственного бюджета предусматривает  изучение структуры его доходной и расходной частей и взаимосвязи этих позиций с факторами, характеризующими макроэкономическую ситуацию в стране. 

Информация о работе Статистический анализ формирования и использования бюджета РФ