Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, курсовая работа
Метод исследования курсовой работы состоит в сборе, обработке и обобщении информации и проведении сравнительного анализа состава и динамики показателей доходов и расходов федерального бюджета РФ.
Целью данной работы является проведение статистического анализа бюджета и бюджетной системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………...…………………..5
1.1 Сущность бюджета и бюджетной систе-мы…………………………………...5
1.2 Функции и роль федерального бюджета ….………………………………….8
1.3 Основные статистические показатели бюджета и бюджетной
системы…………………………………………………………………………….14
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ……...………………………………………………………….……….…….….21
2.1 Общий анализ динамики и структуры доходной и расходной частей
бюджета………………………………………………………………………..…21
2.2 Анализ структуры, состава и динамики доходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………..…...23
2.3 Анализ структуры, состава и динамики расходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………….…26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОГНО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА
БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ……………………………….……….……….30 3.1 Прогноз федерального бюджета на ближайшую перспективу……………...30 3.2 Пути повышения эффективности исполнения федерального
бюджета РФ………………………………...……………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………….37
В настоящее время разработан проект Федерального закона «О составе и структуре бюджетной классификации», который способствует сопоставимости бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной классификации стран с развитой рыночной экономикой. Заложенные в бюджет параметры характеризуются установлением предельного размера: государственных внешних заимствований РФ; государственных (централизованных) кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением стран — членов СНГ); а также кредитов, предоставляемых странам — членам СНГ, и то только в том случае, если на 1 января 1998 г. они выполнили свои обязательства по уплате процентных платежей и/или по погашению основной задолженности по ранее полученным ссудам.
Налоговые доходы: прямые налоги на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставкам, установленным законодательством РФ, на прирост капитала; налоги, взимаемые в зависимости от размера фонда оплаты труда, в том числе подоходный налог с физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на товары и услуги; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, в том числе ввозные таможенные пошлины; специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики; прочие налоги, сборы и пошлины.
Неналоговые доходы: доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления; доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи; штрафные санкции; сборы на специальные услуги; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления на счета налоговых органов; прочие неналоговые доходы; безвозмездные перечисления.
Итого доходов.
Произведение отчисления из доходов в [7, c. 322]:
-
централизованный фонд
-
фонд социального развития
-
государственный фонд по
Всего доходов.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Существуют критерии классификации расходов бюджета по:
-
их влиянию на процесс
- направлению их использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны);
- ведомственному признаку, с помощью которого можно контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления;
-
целевому признаку — расходы
классифицируются по
-
территориальному признаку, с помощью
которого осуществляется
В соответствии с этими критериями классификации и требованиями международной статистики расходы группируются по следующему принципу.
1. Военные расходы:
а) прямые, в которые входят затраты на: производство новейшего стратегического вооружения; содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны; научные исследования военного характера; участие в содержании международных военных блоков;
б) косвенные, куда включается: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу; контрибуции и репарации; пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших; военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств.
2.
Вмешательство в экономику,
- развитие экономической и социальной инфраструктуры;
-
научно-исследовательские и
-
поддержку сельского хозяйства
и государственных секторов
-
обеспечение занятости в
- стимулирование экспорта.
3.
Содержание государственного
4.
Расходы на социальные цели, т.е.
на образование,
5.
Предоставление субсидий и
Расходы: государственное управление, местное управление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; образование; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; финансовая помощь бюджетам других уровней; утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров; мобилизационная подготовка экономики; прочие расходы; целевые бюджетные фонды.
Итого расходов.
Сальдо доходной и расходной частей бюджета.
В случае, когда расходы больше, чем доходы образуется — дефицит бюджета.
И в случае, когда доходов превышают расходы получается — профицит бюджета.
В
«Прочие расходы» входят: резервные фонды
Президента РФ и Правительства РФ; расходы
на проведение выборов и референдумов;
финансовая помощь субъектам РФ и отдельным
административно-
Итог финансовой деятельности государства выражается в соотношении доходной и расходной частей бюджета. В настоящее время даже бюджеты стран с развитой рыночной экономикой являются дефицитными. Принято считать, что если уровень бюджетного дефицита (его соотношение к ВВП) не превышает 3%, то бюджет нормален. В таком случае важным фактором оказывается наличие источников покрытия дефицита. Довольно часто основным источником покрытия становится эмиссия денежных средств денежными властями; косвенным источником служит заимствование денежных средств от денежных властей.
В настоящее время в официальных изданиях денежных властей анализируются в основном следующие виды финансирования государственного бюджета:
-
из внутренних источников, к которым
относятся кредиты Банка
- из внешних источников, основными из которых являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, изменение остатков бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.
О
масштабах процессов
Статистические данные, отражающие структуру государственного бюджета, выполняют и контрольную функцию. С помощью последней определяется размер количественных поступлений в доходную часть от институциональных единиц, относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы собственности.
Анализ исполнения государственного бюджета осуществляется путем исчисления ряда относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и направлений целевого использования. С помощью социально-статистического анализа изменяют степень влияния факторов, обусловивших отклонения от плана [8, С. 93].
Абсолютный
прирост, единиц:
,
где уi — уровень сравниваемого периода;
yi-1 — Уровень предшествующего периода.
Темп роста, в %:
,
Темп прироста, в %:
,
(1.3)
На базе анализа показателей статистики государственных финансов можно охарактеризовать экономическую деятельность любого сектора экономики или государственного сектора управления. К числу таких показателей относятся:
- доля расходов государственного сектора управления, которая исчисляется как отношение общего объема (размера) госбюджета к ВВП;
-
удельный вес налоговых
-
структурные соотношения
Выявление зависимостей между темпами экономического роста и такими показателями, как отношение величины дефицита государственного бюджета к величине ВВП, не позволяет однозначно утверждать, что существует четко выявленная прямая или обратная связь. Например, величина расходов на государственное управление достаточно инерционна. В период экономического спада может заметно увеличиться доля расходов на содержание государственного аппарата в общем объеме ВВП. Но это не означает, что сами масштабы государственных расходов привели к экономическому спаду. В то же время величина административных расходов может быть слишком велика для нестабильной экономики государства.
Статистический
анализ реальности и эффективности
государственного бюджета предусматривает
изучение структуры его доходной
и расходной частей и взаимосвязи этих
позиций с факторами, характеризующими
макроэкономическую ситуацию в стране.
Информация о работе Статистический анализ формирования и использования бюджета РФ