Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:40, курсовая работа
Метод исследования курсовой работы состоит в сборе, обработке и обобщении информации и проведении сравнительного анализа состава и динамики показателей доходов и расходов федерального бюджета РФ.
Целью данной работы является проведение статистического анализа бюджета и бюджетной системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………...…………………..5
1.1 Сущность бюджета и бюджетной систе-мы…………………………………...5
1.2 Функции и роль федерального бюджета ….………………………………….8
1.3 Основные статистические показатели бюджета и бюджетной
системы…………………………………………………………………………….14
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ……...………………………………………………………….……….…….….21
2.1 Общий анализ динамики и структуры доходной и расходной частей
бюджета………………………………………………………………………..…21
2.2 Анализ структуры, состава и динамики доходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………..…...23
2.3 Анализ структуры, состава и динамики расходной части
Федерального бюджета РФ…………………………………………………….…26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОГНО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА
БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ……………………………….……….……….30 3.1 Прогноз федерального бюджета на ближайшую перспективу……………...30 3.2 Пути повышения эффективности исполнения федерального
бюджета РФ………………………………...……………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………….37
Анализ структуры расходов за период 2009 и 2011 гг. показал, что основную долю федерального бюджета составили «Расходы на межбюджетные трансферты» (37,2 % - 2009 году и 32,3 % - 2011 году) и доля «Прочих расходов» - 14,2 % и 22,8 % соответственно.
Доля расходов на национальную экономику составила 17,1 % в 2009 году и 14,2 % в 2011 году.
Доля «Национальной обороны» в общей доле расходов составила 12,3 % в 2009 году и 12,5 % в 2011 соответственно.
Наименьшую долю Федерального бюджета составили «Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность» - 10,4 в 2009 году и 11,3 в 2011 году и «Расходы на общегосударственные вопросы» - 8,8 в 2009 году и 6,9 в 2011.
Структура расходов Федерального бюджета РФ уменьшилась на 864,8 млрд. руб. Уменьшение расходов произошло по статьям:
- «Межбюджетные трансферты» уменьшились на 753,3 млрд. руб. или на 4,9 %;
- «Национальная экономика» уменьшились на 402,7 млрд. руб. или на 2,9 %;
- «Национальная оборона» - на 86,6 млрд. руб. или на 0,2 %;
- «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» уменьшилась на 13,5 млрд. руб. или на 0,9 %;
- «Общегосударственные вопросы» - на 244,2 млрд. руб. или на 1,9 %.
Произошло увеличение прочих расходов в структуре федерального бюджета на 635,7 млрд. руб. или на 8,6 %.
Структура расходов Федерального бюджета РФ за 2009 год представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Структура расходов Федерального бюджета РФ за 2009 год
Структура расходов Федерального бюджета РФ за 2011 год представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Структура расходов Федерального бюджета РФ за 2011 год
Анализ состава и динамики расходов Федерального бюджета по разделам в 2009 и 2011 гг. представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Состав и динамика расходов Федерального бюджета по
разделам в 2009 и 2011 гг.
Виды доходов | Сумма, млрд. руб. | 2011 к 2009 году | ||
2009 год | 2011 год | Абсолютный прирост, млрд. руб. | Темп прироста, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Межбюджетные трансферты | 3 593,4 | 2 840,1 | -753,3 | -21,0 |
2. Национальная экономика | 1 650,7 | 1 248,0 | -402,7 | -24,4 |
3. Национальная оборона | 1 188,2 | 1 101,6 | -86,6 | -7,3 |
4. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 004,5 | 991,0 | -13,5 | -1,3 |
5. Общегосударственные вопросы | 853,1 | 608,9 | -244,2 | -28,6 |
6. Прочие расходы | 1 370,1 | 2 005,8 | 635,7 | 46,4 |
Итого расходов: | 9 660,1 | 8 795,3 | -864,8 | -9,0 |
Статья Межбюджетных трансфертов уменьшилась на 753,3 млрд. руб.
Статья «Национальная экономика» оказалась в минусе — расходы по ней снизились на 402,7 млрд. руб. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году.
Статья «Национальная оборона» снизилась на 86,6 млрд. руб.
Статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» снизилась на 13,5 млрд.
Статья
«Общегосударственные вопросы» снизилась
на 244,2 млрд. руб.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОГНОЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
3.1 Прогноз
Федерального бюджета на ближайшую перспективу
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 34,8-33,2%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,9% до 36,3% к ВВП и дефицита с 4,2% до 3,1% к ВВП (таблица 3.1) [13].
Таблица 3.1 – Основные параметры бюджетной системы РФ, млрд. руб.
Показатель | 2012 год | 2013 год |
Доходы, всего | 19 025,0 | 20 538,7 |
%% к ВВП | 34,0 | 33,2 |
Федеральный бюджет | 9 503,5 | 10 379,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 6 028,7 | 6 623,6 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 3 345,5 | 3 695,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 828,4 | 7 337,6 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 5 804,8 | 6 374,3 |
Территориальные
фонды обязательного |
850,2 | 915,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 371,2 | 88,9 |
Расходы, всего | 21 033,0 | 22 462,9 |
В % к ВВП | 37,6 | 36,3 |
Федеральный бюджет | 11 237,9 | 12 175,6 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 7 555,2 | 8 312,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 6 024,5 | 6 616,0 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 5 904,9 | 6 213,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 7 106,2 | 7 473,6 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 722,7 | 7 021,7 |
Территориальные
фонды обязательного |
850,2 | 915,4 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | -2 008,0 | -1 924,2 |
в % к ВВП | -3,6 | -3,1 |
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации до 18,0% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет до 29,5% в 2013 году.
Доля
доходов консолидированных
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации останется стабильной (38% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации снизится до 40,0% в 2013 году.
Основные характеристики федерального бюджета на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2013 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 3.2).
Таблица 3.2 Основные характеристики федерального бюджета на 2012-2013
годы, млрд. руб.
Показатель | Проект | |
2012 год | 2013 год | |
Доходы, всего: | 9 503,5 | 10 379,9 |
В % к ВВП | 17,0 | 16,8 |
в том числе: | ||
Нефтегазовые доходы | 7,9 | 7,5 |
Доля в общем объеме доходов, % | 100 | 100 |
Нефтегазовые доходы | 46,2 | 44,8 |
Расходы, всего | 11 237,9 | 12 175,6 |
В % к ВВП | 20,1 | 19,7 |
в том числе условно утверждаемые | 419,3 | 798,4 |
%% к общему объему расходов | 3,7 | 6,6 |
Дефицит / профицит | -1 734,4 | -1 795,7 |
В % к ВВП | -3,1 | -2,9 |
Ненефтегазовый дефицит в % к ВВП | -10,9 | -10,4 |
Дефицит федерального бюджета в 2012 и 2013 годах будет покрываться за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 3.3):
Таблица 3.3 – Источники покрытия дефицита федерального бюджета,
млрд. руб.
Показатель | Прогноз | |
2012 год | 2013 год | |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 1 734,4 | 1 795,7 |
В % к ВВП | 3,1 | 2,9 |
в том числе: | ||
- за счет средств Резервного фонда | 0,0 | 0,0 |
- за счет Фонда национального благосостояния | 7,5 | 10,0 |
- иные источники финансирования дефицита федерального бюджета | 1 726,9 | 1 785,7 |
В % к ВВП | 3,1 | 2,9 |
3.2 Пути повышения эффективности исполнения Федерального бюджета РФ
В дальнейшем бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.
В этих целях необходимо решение следующих основных задач [11, С. 78]:
- обеспечить исполнение социальных обязательств;
- ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;
-
перейти к режиму жесткой
- определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы;
-
усовершенствовать механизмы
Государственные закупки должны использоваться в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.
С
учетом возникших сложностей по доступу
организаций к кредитным
-
увеличить предельную величину
процентов по долговым
-
установить временный
Особое внимание следует уделить сфере жилищного строительства. Необходимо добиться повышения доступности жилья для граждан до уровня, ранее определенного в рамках соответствующего национального проекта, прежде всего на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с использованием механизмов субсидирования первоначальных взносов и процентных ставок.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений.
Должны быть кардинально изменены подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении.
Информация о работе Статистический анализ формирования и использования бюджета РФ